Партнерство государства и бизнеса

Современный мировой опыт показывает важность налаживания партнерских отношений государства и бизнеса, поскольку в таких отношениях заинтересованы обе стороны. Для предпринимательских структур — это путь получения от государства благоприятных условий хозяйствования и обеспечения надежной прибыли от участия в выгодных совместных проектах, а для государства партнерство с бизнесом — это способ привлечь частный капитал к финансированию национально значимых проектов. Партнерские отношения государства и бизнеса складываются непросто. На Западе для этого потребовалось несколько десятилетий. Россия же находится в начале пути.

Необходимость в партнерстве государства и бизнеса в России существует в тех сферах, за которые государство традици­онно несет ответственность: объекты общего пользования, жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение. Государство не может полностью отказаться от своего присутствия в этих сферах экономики, и поэтому вынуждено сохра­нять контроль либо над определенным имуществом, либо над определенным видом деятельности, что требует финансирования расходов за счет средств соответствующих бюджетов. Однако для развития и обновления этих объектов уже недостаточно только бюджетных средств, в связи с этим возникает потребность в привлечении частного капитала.

С другой стороны, бизнес, который стремится расширить сферы выгодного приложения своего капитала, с интересом присматривается к экономической и социальной деятельности государства, чтобы найти возможность встроиться в нее с пользой для себя и для общества. Благодаря такому взаимному интересу в последние годы возникли разнообразные формы взаимодействия государства и предпринимательских структур. Вместе с тем опыт их работы не всегда был позитивным, поскольку в России пока не создана эффективная предпринимательская среда, что осложняет возможности сотрудничества бизнеса и государства. Во многом причины кроются в отсутствии в стране соответствующих экономических условий, которые способствовали бы полноценному развитию бизнеса, что проявляется в:

− неразвитости предпринимательской инфраструктуры;

− высоких ставках за пользование кредитными ресурсами;

− сложном налогообложении;

− высоких таможенных тарифах;

− коррупции и бюрократической волоките на всех уровнях властных структур.

Наличие огромного количества препятствий на пути развития бизнеса сужает круг потенциальных участников государственно-частного партнерства.

На сегодняшний день в стране из всех хозяйствующих субъектов 6% составляют крупные предприятия; 30% — средние; 10% — малые предприятия; 54% — ПБОЮЛ [1]. В сложившихся условиях встроиться в сотрудничество с государством могут только крупные корпорации, имеющие достаточно свободного капитала, в то время как остальные 94% предприятий остаются за бортом государственно-частного партнерства. Поэтому для успешного развития партнерских отношений необходимо восстановить доверие предпринимательских структур к государству как партнеру по совместному бизнесу, а для этого партнерство государства и бизнеса нужно сделать выгодным для обеих сторон, что предполагает доступность к такому сотрудничеству широкого круга предприятий, в том числе малого и среднего бизнеса. Это, в свою очередь, требует законодательного обеспечения партнерства в части доступа к участию в нем различных предприятий, определенные правовые гарантии, равные конкурентные условия. Выполнение на практике этих положений зависит от государственных структур.

Существенным фактором, способствующим формированию партнерских отношений государства и бизнеса, является принятие законодательных актов, регулирующих общие сферы их взаимоотношений, а также права и ответственность каждой из сторон. Для эффективного взаимодействия государства и бизнеса требуется еще и развитие соответствующих институтов, обеспечивающих реализацию законодательных положений.

Наряду с этим партнерство предполагает наличие регламентов взаимодействия государства и предпринимательских струк­тур в определенных сферах деятельности. Содержание регламентов должно базироваться на согласовании и учете взаимных интересов, распределении между сторонами возможных рисков и ответствен­ности, а также системе льгот и уступок, которая даст возможность достижения единых целей этих субъектов.

Российская практика взаимодействия государства и бизнес-структур в различных сферах позволяет выделить следующие формы совместного сотрудничества:

− контрактные формы;

− соглашения о разделе продукции;

− арендные отношения, лизинг;

− акционирование и участие в совместных предприятиях.

В то же время не получила развития в России такая форма сотрудничества как концессия, хотя законодательно она достаточно хорошо проработана. Именно в концессионных соглашениях эффективность на различных стадиях инвестиционного процесса успешно сочетается с контролем со стороны государства. Особенно эффективность концессионных соглашений возрастает при невозможности приватизации по социально-экономическим причинам; при необходимости значительных первоначальных инвестиций в проект; наличии крупного потенциала для экономии ресурсов на этапах строительства и эксплуатации; при возможности покрытия части инвестиционных затрат за счет пользователей.

Так, например, по концессионной схеме реализован самый крупный в мире транспортно-инфраструктурный проект — строительство и эксплуатация Евротуннеля (объем инвестиций — 15 млрд. долл.). В рамках партнерства государства и бизнеса посредством предоставления концессий осуществляется долгосрочная инвестиционная программа по созданию транс-европейских сетей транспорта, телекоммуникаций и энергетических инфраструктур (400 млрд. евро. инвестиций в течение 20 лет). В развивающихся странах в структуре государственно-частного партнерства концессии занимают 70% по количеству и стоимости всех проектов [2].

По нашему мнению, в России рассмотренные механизмы сотрудничества государства и бизнеса используются недостаточно. В настоящее время такие проекты только стартуют в транспортных отраслях, энергетике, ЖКХ. Но сфера их применения пока ограничена, что не позволяет использовать потенциал государственно-частного партнерства в обеспечении граждан доступным жильем, в развитии агропромышленного сектора, в разработке и производстве медицинского оборудования и медикаментов. Поскольку расширение участия частного капитала в сфере социальной ответственности государства невозможно без создания условий для их реализации. В заключение отметим, что для включения механизмов государственно-частного партнерства в полном объеме необходимо формирование целостной концепции развития отношений. Такая концепция должна обеспечивать взаимодействие государства и бизнеса, определять стратегические приоритеты государства и пути их достижения; единые правила взаимодействия государства и частного бизнеса при реализации совместных проектов; порядок перехода объектов инвестиций в частную или государственную собственность по истечении срока совместного договора.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.