Отношения власти и бизнеса

Т.В. Бутова А.И. Дунаева Н.О. Удачин

УДК 351.712.2.033(470+571)

МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье рассмотрены основные модели взаимодействия органов власти и предпринимательских структур, выявлены их преимущества и недостатки. Показаны особенности государственно-частного партнерства в Российской Федерации. Также проанализирован зарубежный опыт и возможности его применения на российской практике.

Ключевые слова: модели взаимодействии власти и бизнеса, власть и бизнес в РФ, отношения власти и бизнеса в РФ.

Tatiana Butova THE MODELS OF INTERACTION BETWEEN GOVERNMENT Anastasiya Dunaeva AND BUSINESS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Nikita Udachin Abstract. The article describes the basic models of interaction between the government and business

organizations, identify their strengths and weaknesses. The specific sides of public-private partnerships in the Russian Federation are shown. Also, a detailed analysis of foreign experience and its application to the Russian practice are given.

Keywords: models of interaction between business and government, government and business in Russia, relations between business and government in the Russian Federation.

Под моделью следует понимать упрощенную проекцию исследуемого объекта и проходящих внутри него процессов и явлений. Модель — это система, которая создается для исследования с целью получения информации о реальной моделируемой системе. Под процессом моделирования понимается построение и исследование моделей исследуемых объектов, которое упрощает получение информации о свойствах и закономерностях реального объекта.

Моделирование зачастую используется при решении сложных управленческих проблем, так как благодаря этому становится возможным избегать издержек и значительных трудностей при изучении реальных объектов и проведении экспериментов над ними. В основе процесса моделирования лежит объективная необходимость в относительном упрощении реальной управленческой проблемы или ситуации, при этом не должны нарушаться основные закономерности функционирования моделируемой системы. Таким образом, следует отметить, что под моделью в управленческой науке следует понимать объект, процесс исследования которого предполагает замещение объекта оригинала так, что при его непосредственном изучении субъект получает новые знания об объекте-оригинале. Также следует отметить, что модели не предполагают больших затрат относительно материальных средств и времени в отличие от экспериментов над реальными системами. Они дают менеджерам возможность прогнозирования результатов принятия различных управленческих решений и разработки различных сценариев последствий реализации данных решений. Более того, метод моделирования позволяет управляющим в значительной мере сократить время, которое им необходимо для принятия управленческого решения.

Государство и его законодательство не способны решать все проблемные аспекты предпринимательства. Несмотря на то, что у государства существуют различные органы по контролю в налоговой, финансовой сферах, государство не в состоянии обязать бизнес-сообщество к ответственному отношению к обществу в целом. Оно лишь может стимулировать отечественные предприятия формировать корпоративную культуру, внедрять принципы социальной этики, вырабатывать социально ответственное поведение. Ответственность государства перед бизнес-сообществом проявляется в создании условий для нормального развития бизнеса, его эффективного функционирования и выполнения своих обязательств перед обществом [1]. Для этого органы государственной власти способст-

© Бутова Т.В., Дунаева А.И., Удачин Н.О., 2014

вуют формированию благоприятного инвестиционного климата, адекватной налоговой системы, характеризующихся стабильностью.

В современном обществе необходимо повышать требования к социальной ответственности предпринимательских структур, органы государственной власти должны служить примером роста такой ответственности, которая будет закреплена законодательно. Органы законодательной и исполнительной власти совместно с бизнес-сообществом и представителями некоммерческих организаций должны изучать и совершенствовать законодательную базу по поддержке и стимулированию бизнес-структур в РФ. Фактор успешности объединения усилий бизнес-сообщества с государством и некоммерческими организациями по формированию активной стратегии социального развития во многом будет способствовать повышению конкурентоспособности российских предпринимателей.

Партнерство органов государственной власти и бизнеса определяет состояние современного общества. Их взаимоотношения определяют характер власти, технологию и стиль управления. Взаимодействие бизнеса и власти является важным индикатором состояния общества в целом. Отношения между ними влияют на характер власти, стиль и технологию управления. Выделяют пять базовых моделей этого взаимодействия.

1. Идеальная (теоретическая) модель — воссоздает взаимодействие государства и бизнеса в условиях идеальной рыночной среды.

2. Национальная модель — отражает общие черты взаимодействия государства и бизнеса, сложившиеся в стране в результате эволюции реальной практики государственного строительства, развития бизнеса и их сотрудничества.

3. Нормативная модель — характеризует взаимодействие государства и бизнеса, которое сложилось в стране на основе опыта, установленных норм и правил.

4. Реальная институциональная модель — свидетельствует о реальном взаимодействии государства и бизнеса, свойственном определенной территории.

5. Партнерская модель — предполагает взаимовыгодный обмен ресурсами между субъектами взаимодействия.

В проводимом Ассоциацией менеджеров России исследовании было выявлено, что наиболее эффективной с точки зрения бизнес-сообщества моделью их взаимодействия с органами государственной власти является совместное определение приоритетов социальной политики и тех областей, в которых бизнес может принять активное участие. Данный вид взаимодействия получил название партнерской модели, или модели социальной ответственности. Каждый из субъектов взаимодействия обладает своими специфическими ресурсами, которые могут принести выгоды другой стороне. Органы государственной власти имеют в своем распоряжении административные, политические, экономические и информационные ресурсы, бизнес, в свою очередь, обладает инновационными, экспертными и финансовыми ресурсами. Обмен данными ресурсами является базой во взаимодействии органов государственной власти и бизнеса в рамках партнерской модели. Данная модель взаимодействия создает синергетический эффект, так как позволяет органам государственной власти и бизнесу закрывать не только собственные потребности, но и потребности общества в целом.

Способы и формы взаимодействия органов государственной власти и бизнес-структур в рамках модели социальной ответственности настолько обширны, что появляется необходимость их классификации. Согласно этой классификации существует четыре основных модели данного взаимодействия.

1. «Подавление и принуждение» — предусматривает наличие административного давления со стороны государства. В рамках данной модели органы государственной власти требуют от бизнес-сообщества инвестирования в создание и реализацию социально ориентированных проектов с использованием административного аппарата, который осуществляет контроль за деятельностью предпринимательских структур.

2. «Патронаж» — предполагает компенсацию расходов предпринимателей на создание и реализацию социально ориентированных проектов путем предоставления им определенного доступа к ресурсам, находящимся под контролем органов власти.

3. «Невмешательство» органов власти. В рамках данной модели органы государственной власти не принимают активного участия в социальной политике, которая проводится бизнесом на территории своего присутствия.

4. «Партнерство» — данная модель дает возможность субъектам взаимодействия прийти к общему согласию (компромиссу). В современной социально-экономической ситуации Российской Федерации именно данная модель представляется наиболее приемлемой, работающей на основе принципа «выгодно каждому — выгодно всем» [2].

Существуют две модели взаимодействия государства и бизнеса на партнерской основе. Первая модель распространена в развитых странах и представляет собой трансформацию институциональной среды, которая ранее сложилась в экономике, к новым приоритетам и условиям хозяйственной деятельности. Внедрение новых принципов в существующие институты происходит по двум направлениям: в пределах основной экономической политики (Великобритания, Новая Зеландия, Аргентина) или в пределах изменения и дополнения существующей системы государственного управления (США, Канада, Япония, страны ЕС) [3]. Вторая модель распространена в странах Восточной Европы, а также в странах бывшего СССР и некоторых развивающихся странах. Главной отличительной особенностью этих стран является формирование принципиально новой нормативно-правовой базы партнерства государства и общества, что сопровождается формированием институтов, которые отвечают рыночным условиям и новой роли государства в хозяйственной жизни.

Эффективным инструментом взаимоотношений государства с бизнесом является государственно-частное партнерство. Во взаимоотношениях государства и бизнеса в России есть элементы, не содействующие развитию государственно-частного партнерства. В частности, это проблема соотношения ролей каждой из сторон в таком партнерстве. Повышение экономической роли государства в России сопровождается стремлением «построить» отечественный бизнес в режиме государственно-частного партнерства. Пока более плодотворным оказывается взаимодействие государства с зарубежным бизнесом.

Привлечение предпринимательского сектора к выполнению социальных и экономических программ, в том числе в сфере общественных услуг, включая реализацию инфраструктурных проектов, может сделать государство компактным, эффективным и гибким, тем самым снизить уровень бюрократизации и коррумпированности экономики. По сути, речь идет о поддержании некоего оптимума между госрегулированием и рыночными силами; иными словами, нужен поиск «цивилизованного консенсуса» между государством, собственником и менеджментом. Решение этой задачи тормозят многие факторы, в частности отсутствие соответствующей законодательно-нормативной базы, долговременной промышленной политики. Исключение составляют энергетика и железнодорожный транспорт после принятия правительством стратегии его развития до 2030 г. (июль 2008 г.) на началах государственно-частного партнерства (75 %-ная доля частных инвесторов и 25 %-ная — государства в лице РФ и его субъектов). Конкретные механизмы реализации государственно-частного партнерства еще предстоит разработать.

В сфере общественных услуг у нас, в отличие от зарубежных стран, концессии пока не получили широкого распространения. Так, российское законодательство разрешает частной компании привести в порядок обветшалый водоканал, но не поставлять воду в квартиры. Между тем в мире негосударственным операторам частично или полностью передано около 10 % услуг по водоснабжению. Власти призывают сотрудничать с частным сектором даже предприятия коммунально-бытовой сферы, которые не могут работать с прибылью. В 2006 г. правительство РФ сделало шаг в данном

направлении: утверждено типовое концессионное соглашение в отношении объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации бытовых отходов.

На фоне сравнительно быстрого развития российской экономики в последние годы инфраструктурные отрасли остаются, пожалуй, наиболее узким местом отечественной хозяйственной системы, порождая опасность техногенных кризисов и катастроф. Государственно-частное партнерство здесь представляется весьма уместным, но при этом не следует забывать, что государственные капиталовложения не заменят опыта и знаний частных инвесторов. Контролируемые государством нефтяные и газовые компании могут достичь определенного роста производства, сотрудничая в отдельных проектах с крупными иностранными частными нефтяными корпорациями.

Для совершенствования механизмов государственно-частного партнерства необходимо формирование конкурентной среды, чему способствует включение российской экономики в процессы глобализации [4]. Важнейшей проблемой взаимодействия бизнеса и власти является определение степени ответственности каждого из субъектов за решение социальных проблем и социальное развитие общества. Ни в науке, ни в практике нет единого подхода к решению этой проблемы. Одни считают, что ответственность за социально-экономическое развитие в максимальной степени лежит на бизнесе. Этот так называемый европейский подход поддерживают в основном представители некоммерческих организаций и государственных органов власти. Другие разделяют американский подход, в рамках которого сверхзадачей бизнеса является повышение прибыли и рост ценности компании для акционеров, а за решение социальных проблем несет ответственность государство.

Библиографический список

1. Максимов Д.А. Проблемы взаимодействия власти и бизнеса в современной России / Д.А. Максимов [и др.]. — М.: Изд-во Ленанд, 2010.

2. Стасова Т.М. Взаимоотношения бизнеса и государства: теоретические аспекты: монография / Т.М. Стасова. — М.: КУРС, 2012. — 192 с.

3. Шохин А.Н. Бизнес и власть в России теория и практика взаимодействия. — М., 2011.

4. Шохин А.Н. Государственно-частное партнерство и корпоративные практики формирования оптимальных механизмов взаимодействия бизнеса и власти // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. — 2012. — № 1. — С. 23-36.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.