Отношение общества к бизнесу
В России за 30 лет существования предпринимательство так и не стало основой развития экономики.
Постсоветское понятие «предприниматель» постепенно теряет свойственную ему в советские времена прикрепленность к враждебному капиталистическому строю, к эксплуатации наемного труда. Современное понятие «предприниматель» применительно к постсоциалистическому обществу остается довольно неопределенным. Это и собственный капитал, и менеджер на частном предприятии, и любой деловой человек, который действует в негосударственном секторе экономики, вплоть до хозяйственника, который приумножает общественное достояние. В переходный период часто использовалось понятие «новый русский», которое приобрело негативную окраску.
Рассмотрим отношение населения к предпринимателям. Как современное общество воспринимает предпринимателей? Положителен или отрицателен имидж российского предпринимателя?
Фонд общественного мнения
В 2009 году в России Фондом общественного мнения проводился опрос населения в целях выявления отношения общественность к процессу развития предпринимательства. В целом опрос показал, что с развитием предпринимательства многие связывали надежды на улучшение ситуации в России. Это позволяло говорить о переломе в сознании людей: предпринимательским структурам стали доверять. Однако население тревожил усилившийся с развитием предпринимательской деятельности процесс расслоения общества на богатых и бедных, который может послужить причиной социальных конфликтов.
Большинство опрошенных «непредпринимателей» (56%) считали, что основная цель предпринимательства — обогащение, в то время как реализацию творческих способностей отмечало лишь 7%. Таким образом, население по большому счету считало предпринимателей людьми, которые стремятся, прежде всего, к собственному материальному благополучию. Интересен тот факт, что многие люди полагают, что для них основной целью предпринимательской деятельности была бы реализация своих творческих способностей, но почему-то отказывают в этом предпринимателям.
Левада-центр
Согласно опроса «Левада-центра», проведенного специально для «Ведомостей» в октябре 2014 г., к тем, кто занимается бизнесом, в целом относятся «очень хорошо» и «скорее хорошо» 75% россиян. Но уровень одобрения напрямую зависит от масштаба предпринимательской деятельности: в отношении индивидуальных предпринимателей сумма положительных ответов составляет 81%, для владельцев средних предприятий — 78%, а работу крупных бизнесменов одобряют лишь 57% респондентов.
По мнению замдиректора «Левада-центра» А. Гражданкина к мелкому бизнесу всегда относились лучше: считается, что эти люди получают доход на основе личного труда, идут на риск, и это вызывает уважение.
Отношение к крупному бизнесу традиционно более скептическое, даже предвзятое, но и оно стало лучше по сравнению с тем, что наблюдалось 10–15 лет назад.
Показательны ответы на вопрос, можно ли честно заработать большие деньги: с тем, что такое невозможно и 15–20 лет назад, и сейчас, согласна почти половина опрошенных, а в то, что заработать крупное состояние честным путем можно во все времена, верят лишь 11%. «Люди считают, что в основе всякого бизнеса есть нарушение закона, и большинство в России, по нашим данным, уверено, что здесь невозможно жить и его не нарушать», — подчеркивает А. Гражданкин.
ФОМнибус
Согласно данным опроса «ФОМнибус» «Отношение к предпринимательству и предпринимателям», проходившего 10–14 июня 2016 г. в 53 субъектах РФ (104 населенных пункта, 1500 респондентов) шире всего распространено мнение, что предпринимательство принесло стране больше пользы, чем вреда, — так думают 42% россиян, а среди состоятельных и высокообразованных — больше половины.
Развитию предпринимательства сегодня мешают, прежде всего, «гигантские налоги», «воровство вышестоящих органов» и «волокита, много отчетности». Большинство опрошенных считают, что за последние годы в условиях ведения предпринимательской деятельности ничего не изменилось (34%), и даже стало хуже (19%). К смягчению наказаний для предпринимателей при этом чаще относятся плохо, чем хорошо (особенно бедные).
Таким образом, за два года, разделяющих вышеуказанные опросы, отношение к предпринимательству несколько ухудшилось, если в 2014 г. 75% респондентов заявили о «хорошем» или «очень хорошем» отношении к предпринимателям, то в 2016 г. только 42% россиян полагали, что предпринимательство принесло стране больше пользы, чем вреда. Таким образом, имидж предпринимательства среди населения ухудшается.
По материалам статьи: Акимова О. КАК СФОРМИРОВАТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ИМИДЖ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ?// Общество и экономика, 2017, № 10