Основные концепции в этике бизнеса

В этике бизнеса сложилось четыре основных подхода к моральным проблемам бизнеса, опирающихся на четыре этических направления: религиозная этика, утилитаризм, деонтическая этика (этика долга) и этика справедливости.

Первое из них основано на религиозной этике. В его основе лежит ориентация на абсолютные нравственные ценности, берущие свое начало в иудейско-христианской традиции: «не лги», «не укради», «не лжесвидетельствуй против ближнего своего» и др. Хорошо известно, что первые предприниматели были весьма религиозными людьми. Как показал М. Вебер, именно религиозные особенности протестантизма привели в Новое время к бурному развитию капиталистических отношений.

Однако, хотя действительно при решении любых моральных проблем человек с необходимостью должен опираться на некоторые абсолютные нравственные ценности, все же прямое использование религиозной этики в бизнесе имеет определенные ограничения.

Влияние религиозного сознания на экономическое поведение нельзя приуменьшать. Как показали исследования, становление капитализма было в значительной степени обусловлено протестантским мировоззрением. Религиозные основания поведения человека, в том числе и в бизнесе, превратившиеся в культурную традицию, проявляются даже тогда, когда человек не задумывается о корнях своих предпочтений и пристрастий. Не случайно поэтому в настоящее бурно развивается область менеджмента, изучающая специфику поведения в разных странах.

Одной из влиятельных в этике бизнеса является теория утилитаризма. Основателем теории традиционного утилитаризма считают Иеремию Бентама (1748-1832). Вентам определял его основной принцип как «обеспечение наибольшего счастья наибольшего числа людей» посредством удовлетворения их частных интересов. При этом нравственность поступка может быть математически исчислена как баланс удовольствий и страданий, полученных в его результате.

«Утилитаризм — индивидуальная морально-философская концепция, которая считает главным моральным принципом обеспечение „наибольшей пользы для большинства“ и дает моральную оценку поведению с точки зрения издержек и выгод от последствий поведения. Если выгоды перекрывают издержки, тогда поведение считается нравственным. Если нет, то поведение рассматривается как безнравственное. Эта философская концепция лежит в основе экономических принципов капитализма, поэтому неудивительно, что ее положения разделяют многие руководители предприятий и студенты, изучающие бизнес.

Знание основных принципов этики, подкрепленное базовым пониманием причин, порождающих безнравственное поведение, помогает в моральной оценке управленческих решений. В конце концов, нормы нравственного поведения определяются индивидуально, а последствия такого поведения затрагивают широкий круг лиц».

Права являются мощным инструментом социальной регуляции, их назначение состоит в том, чтобы обеспечивать для индивида возможность свободного выбора цели или рода деятельности, и в том, чтобы гарантировать этот выбор, защищая его. Наиболее важны среди различного рода прав так называемые моральные права (или права человека). Это права, которыми обладают все люди только потому, что они являются людьми. Моральные права имеют три особенности.

1. Они тесно связаны с обязанностями. Если я имею моральное право делать что-то (или обладать чем-то, или стремиться к чему-либо), то другие люди имеют моральную обязанность не мешать мне делать это (а иногда — в лице государства — даже содействовать мне).

2. Они обеспечивают возможность индивидуального автономного и равноправного выбора цели. Никто не может заставить меня силой не поклоняться святыне только на том основании, что общество получит от моего отказа некоторую прибыль: каковы бы ни были цели других членов общества, они не могут оправдать вмешательство в планы или деятельность, защищенные моральным правом. Признать, что данное лицо обладает моральным правом — значит признать, что существует область, в которой это лицо не подчиняется моим желаниям и его интересы не подчиняются моим интересам, т.е. существует область, в которой отдельные лица действуют как равные и автономные.

3. Они образуют базу для оправдания образа действий одних лиц и для защиты и помощи другим лицам. Если я имею моральное право, то мои действия морально оправданны. Более того, если я имею моральное право делать что-либо, то это означает, что действия других лиц, направленные на то, чтобы мешать мне, не являются оправданными. Напротив, могут считаться оправданными действия других лиц, направленные на ограничение деятельности лиц, препятствующих в моем стремлении к реализации моего права.

Права являются более совершенным инструментом, чем стандартные нормы утилитаризма, но они содержат элементы последнего: например, в войну ограничиваются некоторые моральные права в целях защиты интересов общества«.

Многие исследователи полагают, что категорический императив Иммануила Канта объясняет наличие у человека моральных прав. Именно этику Канта привлекают специалисты этики бизнеса для иного подхода к проблемам деловой жизни. Напомню его подход к оценке этичности поступка. В отличие от утилитаризма кантовский подход сосредоточен на внутренних мотивах действий. Лгать нельзя потому, что если это действие сделается всеобщим, то связи между людьми исказятся, люди потеряют доверие друг к другу и общество распадется. Можно, конечно, оспаривать выводы Канта на том основании, что ложь весьма распространена, а общества тем не менее не распадаются. Но все же стоит подумать о перспективе развития такого отношения. Ведь одна из основных проблем в этике бизнеса то. что люди слишком легко придумывают самые невероятные обоснования дозволенности для них чего-то, не дозволенного другим.

С точки зрения этики бизнеса, пожалуй, наиболее перспективна следующая формулировка категорического императива: «Поступай так, чтобы человечество, как в твоем лице, так и в лице всякого другого, рассматривалось как цель и никогда — как одно только средство».

У нас всегда есть сильное искушение для воплощения каких-либо планов и достижения личных целей использовать других людей как средство. К сожалению, в бизнесе это особенно частое явление.

«Этика справедливости» исходит из положения, что люди по своей природе являются общественными существами, которые должны жить в обществе и создавать социальные структуры для поддержания его функционирования. Основная ценность для ее представителей — человеческое равенство я справедливость как его выражение. Вследствие этого моральным долгом, как он понимается в «этике справедливости». являются подчинение закону, который должен быть одинаков для всех, принятие справедливых законов, отсутствие дискриминации и привилегий.

Моральные проблемы деловой жизни многообразны и решить их, исходя из позиций только одного направления, вряд ли возможно.

В отличие от традиционной культуры, когда господствовала одна этическая система, в современном обществе равноправно сосуществуют различные этические системы, что предполагает разную этическую оценку одних и тех же явлений в сфере бизнеса. Это особенно важно для России с ее традиционно сложившимся многообразием этических систем (православие, ислам, коммунизм)«.

3. Этика бизнеса: восток и запад.

М.Л. Лучко в книге «Этика бизнеса — фактор успеха» рассказывает о том, как становление норм этики в бизнесе связаны с религиозной верой тех или иных частей света. «Этика бизнеса, уходящая корнями в этику общечеловеческую, тесно связана с религиозными и философскими воззрениями людей. Обращение к различным системам социально-культурных ценностей позволяет понять, почему, например, протестантизм способствовал развитию духа предпринимательства на Западе, а конфуцианство во многом определило специфику развития предпринимательства на Востоке. А также, почему православная религия оказалась фактически препятствием для построения капитализма в России.

Согласно протестантской этике основными признаками богоизбранности человека являются его вера, его трудовая деятельность и деловой успех. Таким образом, протестанты считали, что в основе богоизбранности (помимо веры) лежит повседневная деятельность самого человека. Настоящий христианин должен собственным трудом доказать свою богоизбранность. Трудом производительным, честным, основанным на знаниях, мастерстве и дисциплине, стремление к предпринимательскому успеху. Трудовая деятельность стала считаться формой служения Богу. Истинные протестант должен был соблюдать определенные требования и в труде, и в быту:

· Быть аккуратным, опрятным, дисциплинированным.

· Учиться самому и учить своих детей, учеников и подмастерьев.

· Быть верным своему слову, обязательствам и долгу не только перед Богом, но и перед домочадцами, работниками, деловыми партнерами и всеми окружающими людьми».

Макс Вебер (1864-1920) в своих работах «Протестантская этика и дух капитализма», «Хозяйственная этика мировых религий» показал, что из всех мировых религий протестантизм в наибольшей степени соответствовал духу капитализма. Вебер считал, что основой культурного и социального развития общества являются вовсе не экономические отношения, а, напротив, формы экономической деятельности людей зависят от культурных, и прежде всего религиозных, факторов. В самом начале работы «Протестантская этика и дух капитализма», написанной в 1904-1905 гг., Вебер замечает:

«При ознакомлении с профессиональной статистикой любой страны со смешанным вероисповедным составом населения обращает на себя внимание одно явление… Мы имеем в виду несомненное преобладание протестантов среди владельцев капитала и предпринимателей, а равно среди высших квалифицированных слоев рабочих, и прежде всего среди высшего технического и коммерческого персонала современных предприятий».

Макс вебер считал, что исторические заслуги протестантизма состоят в следующем: Во-первых протестантизм способствовал рационализации производства и буржуазного правопорядка; во-вторых, протестантская трудовая этика утвердила в сознании людей и на практике такие ценности, как бережливость, экономность, трудолюбие, честность в деловых отношениях, благоговейное, отношение к собственности и к богатству.

Макс Вебер совершенно справедливо полагал, что быстрый экономический и культурный рост в странах Западной Европы и США был связан с идеями протестантизма, которые послужили своего рода духовными движущими силами этих процессов.

Хотелось бы рассмотреть, как утверждались взгляды Востока на этические принципы.В этом мне также поможет М.Л. Лучко и ее книга «Этика бизнеса — фактор успеха».

«В учениях Конфуция есть идея о том, что человек должен соблюдать в жизни принципы высоконравственного поведения, постоянно совершенствовать свою личность и в культурном плане, и в этическом плане, чтобы достичь уровень цзюнь-цзы (благородного мужа), своего рода идеального человека. При этом благородным мужем, по идее Конфуция, становиться не тот, кто имеет благородное происхождение, а тот, кто воспитывает себя и обладает качеством жэнь (верность), ли (ритуал), а также вэнь (культура). Таким образом, „благородный муж“ всю свою жизнь стремится к некоему идеалу, и главным его качеством являются гуманное и уважительное отношение к другим, честность, образованность, соблюдение принципа сыновней почтительности и других правил ритуала.

Вот так написано о некоторых чертах благородного человека в

„Лунь-юй“:

· Учитель сказал: „Благородный муж знает только долг, низкий человек знает только выгоду“.

· Учитель сказал: „Благородный муж предъявляет требования к себе. Низкий человек предъявляет требования к людям“.

· Учитель сказал: „…Если благородный муж утратил человеколюбие, то можно ли его считать благородным мужем?.. Он должен следовать человеколюбию, даже терпя неудачи“.

Из рассуждений Конфуция следует, что благородный муж не судит других людей, а только себя, не разделяет слово и дело, берет пример с самых лучших людей и должен не только рассуждать, но и заниматься практической деятельностью.

В конфуцианскую этику, помимо ее общечеловеческого содержания, включены принципы достижения социальной гармонии через установление иерархических отношений как в семье, так и в обществе, уважение к старшим, выполнения определенных ритуалов и верности традициям. Идеи конфуцианства заметно повлияли на формирование этики бизнеса в странах восточной цивилизации».

Итак, современный подход к этике бизнеса в разных странах сформировался под влиянием религиозных, исторических и культурно — психологических факторов. Рассказать об особенностях этики бизнеса в разных странах нельзя без обращения к истокам — различным религиозным и философским учениям. Поэтому я обратилась к протестантской трудовой этике и идеям конфуцианства. Отличия одной цивилизации от другой очевидны. Даже взглянув на известные высказывания, можно сделать информационный вывод:

М.Л. Лучко рассказывает об основных положениях этики бизнеса в Японии в своей книге «Этика бизнеса — фактор успеха». «Современная этика бизнеса в Японии базируется на нескольких китах: синтоической этике, идеях конфуцианства и буддизма, самурайской философии. Древняя синтоическая религия имеет своим ключевым положением уважение к своим предкам. Отношения между людьми выстроены в соответствии с иерархией. В традициях конфуцианства, как я уже описывала, были также заложены принцип сыновей почтительности и вытекающей отсюда принцип четкой структуры семьи и общества с сильной властью. Дисциплиной и иерархичностью отношений. Буддизм предписывает человеку познать правильный путь, цель которого — самопознание и самосовершенствование. Буддизм, в частности, учит, что через свой правильный труд человек может получить признание Будды. Влияние самурайских традиций состоит из пяти ключевых положений кодекса самурайского поведения. Это верность, вежливость, мужество, правдивость, простота».

Далее я назову основные черты современной этики бизнеса японских предпринимателей и сравню эти черты с американскими. В этом мне поможет также книга М.Л. Лучко.

«Патернализм, иерархическая структура бизнеса — связей и деловых отношений. Патернализм- (от лат. „pater“ — отец) это отношения, основанные по принципу „старший — младший“. Действительно, если посмотреть на японскую компанию, то становиться ясно, что она является одной большой семьей. Система пожизненного найма в Японии действительно применяется.

В Японии и США принципиально разное отношение к роли работника. В Японии работник становится членом корпоративной семьи, то в США — это временный работник, работающий по контракту. Труд для американцев — это средство зарабатывание денег. Для японцев — радость бытия и священная обязанность. Карьерное продвижение в Японии зависит от стажа работы. В США — от личных способностей и достижений. В США преобладает индивидуализм. Группизм — характерная черта японцев. Работа группы не столь ориентированна на результат, как в США.

В целом, современная этика бизнеса в Японии — это сплав западных представлений о социальной ответственности и традиционных культурных ценностей японского общества. Причем надо сказать, что и все американские компании нельзя причесать „под одну гребенку“. Некоторые из них больше привержены методам внутрифирменных отношений и бизнеса в целом в японском стиле. Например, компания IBM практически проводит политику пусть не пожизненного, но долгосрочного найма, отличается демократическим типом управления, активным развитием неформальных отношений.

Поэтому, наверное, сегодня правильнее говорить, что, несмотря на различия, которые все еще сохраняются в американской и японской системах бизнеса, постоянно происходит их сближение. Вряд ли в обозримом будущем возникнет унифицированная система ценностей в странах Запада и Востока, потому что они связаны с вековыми и тысячелетними ценностями народов, принадлежащих к разным цивилизациям».

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.