Одной из существенных характеристик бизнеса является

К основным характеристикам политического имиджа государства, существенно влияющим на экономику и ее рост в данной стране, можно отнести: политическую стабильность в стране, региональную политическую стабильность, налоговую стабильность, защиту частной собственности и законопослушание как ведущий принцип организации общественной жизни.

Автор:

Политический имидж государства (ПИГ) — это воображаемый образ данного государства у граждан страны и зарубежья. Имидж государства — это не просто психический образ сознания как отображение действительности. Это специально моделируемое целенаправленное отражение, т.е. отражение уже созданного профессионалами образа на основе некоторой реальности. Речь идет о виртуальном образе, включающем четыре компонента, которые можно рассматривать как уровни имиджа.

Во-первых, это некоторый исходный материал, предварительно прицельно обработанный с целью минимизации негативных черт и максимизации позитивных.

Во-вторых, это сама такая модель, наложенная на предварительно подготовленный исходный материал.

В-третьих, это неизбежные искажения, вносимые каналами трансляции имиджа (прежде всего, средствами массовой информации) и способами его тиражирования.

В-четвертых, это результат активной собственной работы аудитории или отдельного субъекта восприятия, реконструирующих итоговый целостный имидж в своем сознании на основе навязываемой модели, но с учетом своих собственных представлений.

В рамках рекламы, привыкшей иметь дело с имиджем товаров и услуг, выделяется специальный раздел политической рекламы, где имидж рассматривается как «уникальное политическое предложение», оформленное для успешной «продажи» политика или политической группы, партии, организации избирателям. А политический имидж государства предлагается еще и зарубежной аудитории.

Каковы же основные характеристики ПИГ? Политический имидж государства — понятие многогранное. К тому же это виртуальный образ, который создается каждым индивидом. Из множества характеристик ПИГ выделим те, которые, по нашему мнению, наиболее существенно влияют на экономику и ее рост в данной стране:

  • политическая стабильность в государстве;
  • региональная политическая стабильность;
  • налоговая стабильность;
  • защита частной собственности;
  • законопослушание как ведущий принцип организации общества.

Политическая стабильность в стране важна для бизнеса, поскольку снижает риск потери капитала. Конечно, международный бизнес выбирает страны с политической стабильностью, обходя «дальней дорогой» нестабильные государства. Так, макроэкономический процесс свидетельствует о том, что политическая стабильность и либеральный для иностранных инвесторов климат привлекают наиболее динамичные прямые иностранные инвестиции (ПИИ), те, что отличаются большим размером, растущей отдачей от масштаба, лучшей практикой менеджмента, реализуют наиболее передовые технологии, высокоэффективны.

С другой стороны, ограничительный инвестиционный климат, где используются такие методы, как принудительные совместные предприятия, лицензирование, требование отечественного участия привлекают ПИИ, которые менее эффективны, используют устаревшую технологию производства или менее быстрыми темпами внедряют новую технологию, отстают в использовании современных систем менеджмента. Либеральный климат способствует также поощрению экспортно-ориентированных операций, которые встроены в глобальную/региональную сеть транснациональных корпораций (ТНК). Когда учреждаются такие экспортно-ориентированные ПИИ, они имеют тенденцию притягивать других иностранных инвесторов, включая конкурентов, на местный рынок. Возникает так называемый «эффект кучкования». Комбинация передовых технологий, экспорта на конкурентные мировые рынки и «кучкования» иностранных инвесторов создают внушительные внешние эффекты через мощные обратные связи с местными поставщиками. Более дружественный инвестиционный климат, политическая стабильность снижают дополнительные затраты по ведению бизнеса в чужой стране, таким образом поддерживая и горизонтальные (нацеленные на захват рынка), и вертикальные (использующие дешевые факторы производства) ПИИ. Эти затраты включают:

  • административные, бюрократические и юридические препятствия;
  • эмиссию прав собственности;
  • усилия по принуждению к выполнению контрактов;
  • трудовое регулирование;
  • требования обязательных совместных предприятий или минимальной отечественной доли (в капитале, затратах).

Мы видим, что и поток, и накопленный запас прямых иностранных инвестиций в России к концу прошлого века занимал существенно меньшую долю в национальной экономике, чем в большинстве как близких по численности населения развивающихся стран, так и бывших социалистических стран Европы. Исключение составляет лишь Индия. Россию почти не коснулась и волна крупных слияний и поглощений на международном уровне, которая характеризовала мировой экономический процесс в 1990-е годы. При наличии огромных природных и людских ресурсов Россия привлекает сравнительно мало ПИИ.

Опрос 46 компаний — прямых инвесторов в России, проведенный в 2000 г., показал, что недостаток их энтузиазма обычно объясняется политической нестабильностью и плохим климатом для бизнеса в Российской Федерации. Западные СМИ изображают Россию как страну беззакония и страну-банкрот, страдающую от коррупции и насилия, засилья мафии и преступных группировок. Но авторы опроса считают, что все же главное не это, а просто неадекватные и часто меняющиеся налоговые правила. Важными препятствиями являются также недостаточная защита прав собственников и кредиторов, пошлины, политические риски, макроэкономическая нестабильность, слабый банковский сектор, система российского бухгалтерского учета и только затем коррупция. Риски экспроприации и насилия со стороны федеральных и местных властей, неплатежи клиентов считаются умеренными. Проблемы с российской рабочей силой или менеджментом, поставщиками, криминалом, рэкетом и бартером также оцениваются как умеренные.

Еще одним индикатором имиджа страны является ее законодательство. Российское законодательство очень сложное и нередко противоречивое. Общая идеология такова, что законы должны описывать буквально все действия, которые люди могут осуществлять, вместо того, чтобы ограничиться перечислением тех действий, которые государство хочет пресечь. Вторая проблема — противоречия федеральных и местных законов. Получение лицензии на федеральном уровне не гарантирует, что фирма реально сможет использовать эту лицензию, если местные власти по каким-то причинам выступают против ее деятельности в регионе. Мобильные операторы часто сталкиваются с подобной проблемой: получение лицензии в Москве — только первый шаг, затем надо добиваться подтверждения в местном отделении Минсвязи, допуска к частоте, что требует разрешения местных военных властей и ФСБ. Преодолением подобных проблем могло бы заняться некое агентство по поддержке иностранных инвестиций, которое имело бы право выдавать лицензии вместо других вовлеченных ведомств.

Для российского бизнеса политический имидж государства важен в отношении контактов с зарубежным бизнес-сообществом и роста доверия к развитию производства в стране.

Так, хорошо известно такое понятие, как «бегство капитала», которое возникает тогда, когда отечественный бизнес и состоятельные граждане теряют доверие к собственному государству. «Бегство капитала» способно оказывать существенное влияние на экономику отдельных стран и мира в целом. Движущими силами бегства капитала являются:

  • фактическая или возможная финансовая нестабильность;
  • конфискационное налогообложение;
  • война или революция.

Отток капитала может достичь такой силы, что вызовет национальное банкротство, реакцией на которое будут замораживание иностранных кредитов и введение ограничений на обмен валюты. Например, могут исчерпаться официальные валютные резервы или исчезнет возможность получить иностранные кредиты. При этом рост процентных ставок (что, в принципе, может сдержать отток капитала) неосуществим, так как это может усилить дефляцию и экономический спад, с последующим политическим скандалом и/или банкротством банков. Девальвация окажется неспособной усилить счет капитала, так как вызовет инфляцию, в результате которой будет «раскручена» спираль зарплата — цены. Она может также вызвать ответную реакцию других стран, озабоченных «нечестной» конкуренцией в торговле. Правительства иногда осуществляют принудительное банкротство, применяя при этом «добровольное» изменение соглашений с иностранными кредиторами и накладывая ряд ограничений на отечественный экспорт капитала. Но такие меры являются дорогостоящими. Они могут подорвать кредитный рейтинг страны на десятилетия. Традиции экономического и политического либерализма будут при этом безнадежно ослаблены.

Страх национального банкротства является не единственным мотивом для правительства в стремлении ограничить бегство капитала. Подобные меры могут быть преподнесены как «подачка» трудящимся в период ужесточения экономической политики. В другом случае власти могут надеяться, что эти меры помогут увеличить отечественные инвестиции, занятость и реальную зарплату. Уменьшившийся уровень бегства капитала может стать фактором снижения процентных ставок. В целом, однако, меры, применяемые против бегства капитала, являются, как правило, неэффективными, пока не начинают осуществляться средствами, несовместимыми с функционированием свободного общества.

Очень важен благоприятный местный налоговый режим для ПИИ на начальных стадиях. Налоговая система страны является одной из основ государственности. Без налогов нет бюджета, нет государства. Налоги идут на содержание армии, госаппарата, правоохранительных органов и других сфер, объединенных единым названием — бюджетники. Рыночные реформы начали внедряться в стране в отсутствие подготовленной налоговой системы. Решения законодателей были разрозненными и принимались с большим отставанием. Налоговый кодекс приняли после 10 лет реформ. Он как-то дисциплинировал ситуацию. Но и впоследствии Госдума принимала в год десятки поправок в НК. Меры по укреплению государственности в первые годы XXI в. привели к некоторому улучшению ПИГ. Но момент был упущен. Маятник качнулся в другую сторону. Стали резко снижать налоги на прибыль, НДС, подоходный и социальный налоги. Но власти не удается быстро преодолеть недоверие бизнес-сообщества. И около 40% экономики продолжает оставаться в тени. Карательные меры на примере фирмы «ЮКОС» тоже не повысили ПИГ и доверие бизнеса к власти.

Налоговая стабильность, которая проявляется в долговременности порядка налогообложения, его понятности и прозрачности, является одной из существенных характеристик ПИГ, влияющих на экономический рост страны.

Капитализм, а в России строится именно капитализм, в качестве одного из основополагающих принципов ПИГ предполагает защиту частной собственности, что важно для граждан РФ, которые приватизировали уже более 65% государственного имущества. Это незыблемый принцип и для зарубежных партнеров, поскольку они вкладывают только личные средства. Данный принцип прописан в Конституции РФ и, казалось бы, незыблем.

Законопослушание как ведущий принцип организации общества является целью при формировании ПИГ. Но внедрить его удается не в каждой стране. Здесь важны традиции населения, творческая работа законодателей и честная деятельность правоохранителей.

Формирование политического имиджа государства происходит постоянно и по многим направлениям. Важнейшие, с нашей точки зрения, аспекты данного процесса — это:

  • эволюционный и революционные периоды формирования ПИГ;
  • связь законотворчества и ПИГ;
  • политическая деятельность госструктур и должностных лиц государства;
  • народная дипломатия;
  • деятельность средств массовой информации.

В сознании людей как внутри страны, так и за рубежом перечисленные выше и другие составляющие формируют ПИГ, а вместе с ним выстраивают их личное отношение к товарам, услугам и гражданам страны, а значит, содействуют экономическому росту государства или тормозят его.

История развития общества свидетельствует о том, что ПИГ может меняться как эволюционным, так и революционным путем. Как правило, предпосылки изменений создаются в течение длительного времени в ходе коммуникативного взаимодействия субъектов экономической, социальной и политической деятельности. Важно отметить, что инициаторы этих изменений почти всегда необходимость их проведения обосновывали заботой об экономическом росте страны и о повышении уровня жизни граждан этой страны. Однако если изменения в политической сфере страны могут происходить быстро (революционно), то в экономике страны изменения происходят чаще всего медленно. Значительно медленнее, чем это виделось до революции 1917 г. При этом изменения в экономике страны, вводимые революционным путем, никогда не улучшают ситуацию. Примером может служить «оранжевая» революция в Украине, в ходе выборов президента в 2004 году.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.