Одна из форм организации бизнеса фирма

Организационные формы бизнеса — это способ осуществления предпринимательской деятельности.

[править] Основные формы организации бизнеса

К основным формам организации бизнеса относят индивидуальное владение, партнёрство, корпорации. Все организационно правовые формы должны пройти обязательную государственную регистрацию в соответствующих уполномоченных органах. После государственной регистрации предприятие признаётся юридическим лицом и может участвовать в хозяйственном обороте. С правовой точки зрения, все организации выступают как юридические лица, подразделяются на две группы: коммерческие и некоммерческие в зависимости от того, ставят ли они в качестве цели своей деятельности извлечении прибыли.[1]

[править] Индивидуальное владение

Индивидуальное владение представляет собой фирму, находящуюся в собственности одного лица (предпринимателя). Владелец такого предприятия с одной стороны единолично распоряжается прибылью, полученной в результате её хозяйственной деятельности, а, с другой стороны, несёт единоличную ответственность по всем обязательствам этой фирмы. Для индивидуального владения характерна концентрация всех прав собственности в руках владельца фирмы. Оно, как правило, более иерархично по своей структуре, поскольку команды в такой фирме исходят от одного лица. Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень трансакционных издержек внутри фирмы-индивидуального владения, связанных с реализацией экономического решения, нижу, чем в более сложных организационных структурах бизнеса.[2]

Преимущества индивидуального владения:

  • простота регистрации;
  • налоговые льготы;
  • лучшие условия для реализации функции новатора, ввиду отсутствия необходимости согласования решений;
  • сильные стимулы к извлечению экономической прибыли;

Недостатки индивидуального владения:

  • отсутствие дополнительных источников финансирования хозяйственной деятельности (или затруднённый доступ к ним);
  • концентрация риска на ограниченной сфере деятельности;
  • сосредоточенность всех функций управления на владельце фирмы;
  • высокий уровень ответственности за ошибочные управленческие решения.[3]

[править] Партнёрство

Партнёрством принято называть фирму, которая находится в собственности двух или более лиц. Владельцы осуществляют совместное управление деятельностью фирмы, а доля прибыли каждого из них пропорциональна его доле в уставном капитале. Партнёры несут совместную ответственность по обязательствам фирмы, величина которой определяется как их долей, так и видом партнёрства. В зависимости от вида партнёрства владельцы могут отвечать по обязательствам фирмы всем своим имуществом или в размере доли участия в уставном капитале фирмы.

Поскольку партнёрство,в отличии от индивидуального владения, организуется и управляется несколькими собственниками, отношения между ними по своей экономической природе представляют собой сеть отношенческих контрактов между владельцами интерспецифических ресурсов. Все управленческие действия должны согласовываться с остальными партнёрами. Это обстоятельство приводит к увеличению внутрифирменных трансакционных издержек.[4]

Преимущества партнёрства:

  • относительная простота регистрации при создании;
  • большие возможности привлечения финансовых ресурсов по сравнению с индивидуальным владением;
  • специализация владельцев на отдельных участках управления фирмой.

Недостатки партнёрства:

  • неограниченная имущественная ответственность по обязательствам фирмы (в случае полного партнёрства);
  • возможные разногласия между партнёрами по реализации прав собственности;
  • проблема «принципал-агент» (когда функции управления передаются собственниками наёмному руководителю).

[править] Корпорации

В отличии от других форм организации бизнеса, совладельцами корпорации могут являться десятки, сотни и даже тысячи экономических агентов. Уставный (акционерный) капитал корпорации является суммой долей участия (паев) различных фирм и граждан. Каждому из них принадлежит определённое количество единиц уставного капитала — акций. Владелец акций имеет права на долю прибыли корпорации пропорционально своей доле участия, а тот доход, который начисляется на одну акцию, называется дивидендом. Размер прибыли, подлежащей распределению по итогам хозяйственной деятельности за год, определяется собранием акционеров. Каждый из совладельцев имеет право голоса на годовом собрании, а «вес» этого голоса определяется количеством акций у данного партнёра.[5]

  • возможности привлечения значительных финансовых ресурсов для целей своего развития (выпуск акций и облигаций);
  • ограниченная ответственность акционеров по обязательствам фирмы, то есть только в пределах внесённого пая;
  • диверсифицированная по разным рынкам и, возможно, по разным странам деятельность;
  • возможности лоббирования своих интересов через механизмы государственной власти.
  • сложная процедура регистрации и отчётности перед государственными органами;
  • проблема «принципал-агент»;
  • двойное налогообложение прибыли.[6]

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.