Обоснованный бизнес план составляется на основе
Составление бизнес планов

Бизнес-план предприятия является одним из основных инструментов управления предприятием, определяющих эффективность его деятельности. Составление бизнес планов позволяет эффективно использовать планирование бизнеса для грамотного управления предприятием, усиления конкурентных преимуществ компании.
В условиях рынка и жесткой конкурентной борьбы предприятие должно уметь быстро и адекватно реагировать на изменения, происходящие во внешней среде и внутри самого предприятия.
В жизни любой фирмы неизбежно настает такой момент, когда для ее выживания понадобятся новые исследования и разработки, новые усовершенствованные продукты, расширение рынков т. д. для правильной работы фирмы необходимо спланировать все ее действия. С этой целью параллельно с текущим планированием осуществляется разработка бизнес-планов. Как правило, основную роль в процессе бизнес-планирования играют разработка и реализация бизнес-плана предпринимательского проекта (бизнес плана развития фирмы).
На нынешнем этапе развития экономики составление бизнес планов имеет определенные особенности, которые предпринимателям необходимо учитывать при разработке планов развития фирмы:
- нестабильность экономического развития, меняющиеся правила хозяйствования;
- относительная незащищенность предпринимателей от внешней среды, зачастую весьма агрессивной;
- конкурентные возможности хозяйствующих партнеров.
В бизнес-плане дается описание основных разделов развитии фирмы на конкурентном рынке с учетом собственных и заемных финансовых источников, материальных и кадровых возможностей и предлагаемых рисков, возникающих в процессе реализации предпринимательских проектов.
Бизнес-план позволяет ответить на вопрос:
Стоит ли вкладывать денежные средства в этот проект и принесет ли доход (прибыль) его реализация Он является количественным и качественным ориентиром как для самой фирмы, так и для ее партнеров кредиторов.
Бизнес-план — это экономически обоснованный документ с одной стороны, он показывает реальность планируемого дела (проекта), с другой — выступает как средство действенной рекламы для будущих инвесторов, партнеров. Как правило бизнес-план разрабатывают на несколько (З—5) лет: на основе его показателей ведется годовое планирование деятельности предприятия.
Бизнес план позволяет описать главные аспекты коммерческой организации, определить проблемы, с которыми она может столкнуться в процессе развития бизнеса, и найти пути их решения.
Составление плана должно основываться на исследовании конкурентной области, анализе направления и эффективности проекта. Следует учитывать, что впоследствии план будет предоставляться вашим клиентам и партнерам как обоснование надежности, и рентабельности бизнеса.
План для развития бизнеса разрабатывается с учетом особенностей и характеристик конкретного предприятия, однако, существуют общие стандарты написания. В первую очередь, данный документ должен представлять компанию — ее название, фактический и юридические адреса, контактную информацию, реквизиты и сферу деятельности — эти сведения пишутся на титульном листе. Далее следует резюме, которое содержит краткое описание проекта. Эта часть не должна занимать более 2–3 страниц, главная ее цель — заинтересовать в дальнейшем ознакомлении с документом.
Основная часть бизнес плана начинается характеристикой компании — ее истории, целей, достижений, положения бизнеса на конкурентном рынке, организационной структуры и т. д. Ключевую роль играет объективность предоставления информации, она свидетельствует о надежности и серьезном положении вашего бизнеса. Описание предприятия продолжается исследованием целевой аудитории и рынка сбыта продукции или услуг.
План обязательно должен включать маркетинговый анализ и стратегию продвижения бизнеса, содержащие анализ рекламных кампаний, исследования потребительской мотивации и др. Сведения о финансовой и кадровой политике представляют план производства и схема структурных подразделений компании.
Жестко регламентированной структуры бизнес-плана не существует, однако в нем предусматриваются разделы, в которых раскрываются основная идея и цели, характеризуется специфика продукта предприятия и удовлетворения им потребностей рынка, оценка рынка и устанавливаемая стратегия поведения фирмы на определенных Рыночных сегментах, определяется организационная и производственная структура, формируется финансовый проект дела, включая стратегию финансирования и предложения о инвестициях описываются перспективы роста предприятия, маркетинговые исследования.
Бизнес-план составляется для внутренних и внешних целей. В подавляющем большинстве случаев, составление бизнес планов для фирмы становится актуальным, когда необходимо привлечь инвестиции. Но это только одна сторона дела, на самом деле он составляется не только для внешних целей.
Внешние цели, для которых составляется бизнес-план предприятия:
- обоснование необходимости привлечения дополнительных инвестиций или заемных средств;
- демонстрация имеющихся у фирмы возможностей и привлечение внимания со стороны инвесторов и банка;
- убеждение их в достаточном уровне эффективности инвестиционного проекта и высоком уровне менеджмента предприятия и прочее.
Каждый инвестор захочет оценить выгодность инвестирования в предлагаемый инвестиционный проект и оценить соотношение возможной отдачи от проекта и рискованности вложений, а лучший способ для этого — изучить и проанализировать бизнес-план инвестиционного проекта.
Бизнес-план инвестиционного проекта, можно назвать визитной карточкой. Он дает инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект и при каких условиях он будет наиболее эффективен при допустимой для инвестора степени риска и верности допущений сделанных разработчиком инвестиционного проекта.
Грамотно составленный бизнес-план инвестиционного проекта является обязательным условием получения банковского кредита.
Гораздо более важными для фирмы являются внутренние цели, для четкого видения и понимания которых необходимо составить бизнес-план предприятия.
Внутренние цели — планирование бизнеса, обучение и проверка знаний менеджмента предприятия, понимания им рыночной среды и реального положения предприятия на рынке. Очень важны достижение понимания инвестором и администрацией предприятия стратегических целей, характеристик, конкурентной среды, слабых и сильных сторон конкретного инвестиционного проекта, его возможной эффективности при заданных условиях.
Составив бизнес-план фирмы, Вы сделаете свое предприятие более эффективным, управляемым и прибыльным, сможете с более высокой точностью прогнозировать ситуацию на будущее.