Новое в туристическом бизнесе
Рынок выездного туризма накрыл новый кризис
Отпускной сезон набирает силу, как, впрочем, и нестабильность на российском туристическом рынке.
Вслед за старейшей компанией «Натали Турс» о сокращении чартерной программы заявила и петербургская «Аврора БГ», приостановившая чартеры в Болгарию и Черногорию из-за убыточности программ.
Спрос на заграничные путешествия падает, не в последнюю очередь из-за падения уровня жизни и курса рубля, отмечают эксперты.
«Пока живем»
В конце июня структура старейшего туроператора «Натали турс» — компания «Панорама тур» — сократила количество чартеров в Испанию, Италию и Турцию. «В связи с низкими финансовыми показателями выполнения чартерных программ по направлениям Барселона, Римини, Катания, Неаполь, Анталия, Ираклион принято решение об их сокращении начиная с 30 июня», — говорится в письме туроператора партнерам.
По словам президента компании Владимира Воробьева, в настоящий момент «Натали Турс» вывозит туристов с курортов. «В течение недели до следующих выходных всех вывезем, и на этом чартеры на это лето закроем«,- цитируем главу туркомпании по «Интерфаксу».
Отметим, что чартеров у «Натали Турс» немного, всего около 30% от всего объема программ. При этом денег на компенсации убытков туристов у оператора хватит.
Фонд персональной ответственности компании «Панорама Тур» в настоящий момент составляет около 6 млн рублей. А по данным зампредседателя комитета по туризму «Опоры России» Татьяны Дмитровой, турагенты «Натали турс» обеспечены средства в размере 156 млн рублей. При этом, в случае возникновения проблем, владелец компании покроет убытки из собственных средств, заверила Дмитриева.
По данным источника «Ведомостей», отмена чартеров коснется (до конца сезона) — около 7-8 тыс. туристов, при этом речь идет о $4 млн компенсаций.

Фото: www.globallookpress.com
Глава туроператора также разместил на странице в социальной сети обращение к «коллегам по цеху», где подробно описал ситуацию. «В пятницу, ближе к вечеру, в связи с финансовыми разногласиями наш испанский партнер W2Meet остановил с нами сотрудничество и приступил к аннуляции заказов, — пишет В.Воробьев. — Для того чтобы не создавать дополнительных проблем, были приняты решения остановить чартерные программы в Испанию и отказаться от мест по ряду направлений. Компания в настоящий момент продолжает отправлять туристов на базе регулярных рейсов по всем направлениям, кроме Испании, где предполагается в кратчайшие сроки осуществить замену партнера».
Господин Воробьев признал, что за два дня к нему поступила масса обращений со словами поддержки и предложениями о помощи. «В эти непростые дни мы действительно в ней нуждаемся», — отметил бизнесмен.
Кстати, чартерную эстафету «Натали турс» поспешили подхватить конкуренты. Туроператоры предлагают туристам, чей отдых оказался под вопросом, свои услуги по организации отдыха в Испании. Например, туроператор TUI «готов увеличить полетную программу и увеличить количество номеров в отелях». На сайте туроператора Space Travel предлагается перебронировать заявки по отмененным рейсам стороннего туроператор с дополнительными 3% к базовой комиссии.
Отметим, что проблемы у клиентов «Натали турс» возникали и ранее. Например, известно о сложностях при заселении туристов в отели Турции и Китая. «На местах» туристам сообщали, что номера вообще не оплачены, или предлагали доплатить за проживание.

Фото: Dragon Images/shutterstock.com
Генеральный директор Space Travel Артур Мурадян напомнил, что «Натали Турс» сталкивалась с чартерной проблемой на испанском направлении, но «тогда смена юрлиц и претензии „Трансаэро“ каким-то чудом не позволили компании сбавить обороты».
«Все профессионалы как раз сходятся во мнении, что даже сам тон последнего обращения господина Воробьева — „пока живем“ — данная формулировка уже наводит на очень грустные мысли», — сказал он в беседе с «Бизнес FМ».
Отметим, речь идет о возникновении проблем у некогда крупнейшей компании на российском туристическом рынке. «Натали Турс», созданная в 1994 году, входила в пятерку крупнейших компаний рынка, основным направлением деятельности компании была Испания, а в настоящий момент туроператор работает по 55 направлениям.
«Натали Турс» в последнее время уже не является крупнейшим туроператором, как был когда-то, отмечают эксперты. «Основная часть их туристов — люди, которые имеют в турпакете регулярную перевозку. Те же чартеры в Испанию, которые отменены, туроператор делал не один, а в сотрудничестве с другими компаниями. По Италии у них был небольшой блок», — цитируем главу ассоциации туроператоров по выездному туризму «Турпомощь» Александра Осауленко по «Интерфаксу».
С чартеров на «регулярку»
Тем не менее, профучастники рынка отмечают: туристический рынок накрыла очередная кризисная волна. При этом не исключено возникновение цепной реакции, когда проблемы одного игрока провоцируют сложности у другого, предупреждают эксперты.
Еще в начале весны ничего не предвещало падения спроса: глядя на результаты раннего бронирования, турфирмы планировали нарастить продажи на 20-30%. Но, как оказалось, с началом летнего сезона, соотечественники вдруг стали предпочитать зарубежным курортам российское побережье — Крым и Краснодарский край.

Фото: www.globallookpress.com
«Это доказывает, что не стоит ориентироваться на показатели раннего бронирования, — пояснила пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина, указав, что заранее бронируют туры те туристы, которые рассчитывают на скидку. При этом основная масса нашипх соотечественников по-прежнему покупает путевки ближе к дате отъезда, сказал она «Российской газете». И здесь уже главным фактором становится курс рубля, определяющий стоимость зарубежной поездки. А он достаточно «слаб» и, по оценкам аналитиков, пока укрепляться не спешит.
По словам госпожи Тюриной, памятуя о кризисном 2014-м, ведущие профучастники рынка предпочитают подстраховаться. «Крупные игроки все-таки стараются не рисковать понапрасну. Раньше компании могли поставить чартерные рейсы с запасом. Сейчас все просчитывают возможный спрос. Но даже это удается не всегда», — отметила она. Рост цен на чартерные перевозки привел к тому, что туристы стали выбирать регулярные направления. Спрос на чартеры снизился, и такие перевозки стали нерентабельными.
В «Натали Турс» подтвердили: сложившаяся ситуация лишь подтолкнула ускорить ранее принятую стратегию перевода продуктовой линейки на регулярную основу. «В итоге, если сейчас такие туры в нашем объеме занимают 70%, то в июле уже будут занимать все 100%», — цитируем В. Воробьева по изданию «Турпром».

Фото: www.globallookpress.com
Эксперты также указывают на особенности туристического бизнеса: низкомаржинальная модель не работает на падающем спросе. Поскольку все средства в бизнесе, а резервы отсутствуют, любая нестабильность приводит к серьезным проблемам у представителей рынка, отмечают аналитики. Предел выживаемости — два месяца, подчеркивают они.
Июнь, по оценкам наблюдателей, стал очень сложным для многих игроков рынка. В первый летний месяц прекратила свою деятельность компания «Матрешка-тур», испытывающая проблемы еще с 2017 года. 15 июня туристический оператор Polar Tour сообщил о том, что приостанавливает свою деятельность. Ушли с рынка Premium Travel Group и «Радуга Травел центр».
При этом в Ассоциации туроператоров России (АТОР) не считают ситуацию критической, ведь о крупных компаниях, обслуживающих большое количество туристов, речь не идет. В Ассоциации уверены: мы наблюдаем реакцию рынка на тяжелый сезон. Прогнозы были хорошие, но курс рубля все испортил, заключили эксперты.