Ниши для среднего бизнеса

6) подбор квалифицированных инновационных менеджеров, создание и развитие кадрового агентства СБАР;

7) создание благоприятных условий для продажи инновационных продуктов и компаний, в том числе за счет организации и участия в выставках, ярмарках, конкурсах и оказание помощи по подготовке к участию в тендерах.

Главной проблемой развития бизнес-ангельского инвестирования в России является наличие более привлекательных для вложений объектов: недвижимости, акций сырьевых компаний, потребительского и финансового сектора. Эти сегменты экономики быстрее становятся доходными, а процесс вложения в них значительно проще, чем инвестирование инновационных компаний.

Таким образом, задачей сегодняшнего дня является организация «перелива» капитала в венчурный и бизнес-ангельский сектор.

Для решения поставленной задачи необходимо упростить процесс бизнес-ангельских инвестиций и по сути создать этот сектор в российской экономике. Имеющийся на сегодня российский опыт инвестиций показывает, что процесс вложения средств бизнес-ангелов в инновационные компании сопряжен с рядом сложностей.

Бизнес-ангельское инвестирование — один из важнейших элементов новой экономики — экономики знаний. Инвестируя в технологии, интеллект, креативные команды, бизнес-ангел закладывает будущее благополучие для себя, партнеров, страны.

Литература:

1. Ангелы в России и за рубежом [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL.: http://www.techbusiness.ru/ content/?lang=ru&div=47 (дата обращения: 11.10.2015).

2. Бизнес-ангел [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL.: https://ru.wikipedia.org/wiki/Бизнес-ангел (дата обращения: 11.10.2015).

3. Бизнес-ангелы в инновационной системе России / Клопотова Л.М., Веснина Л.С. // Вестник Томского государственного университета. — 2013. — № 2(22). — С. 79-80.

4. Бизнес-ангельское инвестирование — перспективный источник получения высоких доходов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL.: http://www.rcb.ru/rcb/2007-02/8125/ (дата обращения: 11.10.2015).

5. Елкин С.Е., Метелев С.Е. Устойчивость человеческого развития как основа инновационной системы управления изменениями организации // Наука о человеке: гуманитарные исследования. — 2014. — № 2 (16). — С. 75-83.

6. Завгородняя Т.В., Метелев С.Е. Современный инновационный менеджмент. — Омск, 2014.

7. Завгородняя Т.В., Юстут Т.С. Бизнес-ангельское инвестирование в России // Наука о человеке: гуманитарные исследования. — № 1(23). — 2016. — С. 204-207.

8. Косьмин А.Д., Метелев С.Е., Дубенская Е.С. Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность. — М., 2006.

9. Метелев С.Е. Финансовый менеджмент. — Омск, 2011.

10. Метелев С.Е., Курьяков И.А., Лизунов В.В. Менеджмент экономической безопасности. — Омск, 2010.

11. Метелев С.Е., Метелев А.Е. Теоретические основы инновационно-кластерного развития // Проблемы современной экономики. — 2008. — № 3. — С. 368-375.

12. Метелев С.Е., Чижик В.П., Елкин С.Е., Калинина Н.М. Инвестиционный менеджмент. — Омск, 2013.

13. Неформальный рынок венчурного капитала: бизнес-ангелы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL.: http://business-angels.narod.ru (дата обращения: 11.10.2015).

14. Официальный сайт Национальной ассоциации бизнес-ангелов (НАБА) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL.: http://rusangels.ru/naba/index/ (дата обращения: 11.10.2015).

ВЫБОР НИШИ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

КУБАРЕВ П.А.

Омский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова МЕТЕЛЕВ С.Е., д.э.н., МЕТЕЛЕВ И.С., к.э.н.

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Россия сравнительно недавно перешла от командно-административной экономике к рыночной. Рыночная экономика предполагает создание и развитие предприятий различных организационно-правовых форм, которые основываются на разнообразии видов частной собственности. В связи с этим возникает новая категория — предпринимательство.

В современном мире предпринимательство России находится на начальном этапе, и пусть в национальной экономике оно пока имеет несущественную часть, но оно развивается и расширяет свои границы. На настоящий момент тема актуальности выбора ниши для создания предприятий малого и среднего бизнеса имеет весомое место, так как

количество новых малых и средних предприятий с каждым годом становится все больше. И чтобы наиболее успешно начать свой бизнес, нужно изначально определиться с выбором области, в которой будет происходить деятельность.

Ниша для бизнеса, а главное, ее удачный выбор — наиважнейший и самый ответственный этап в процессе создания своего бизнеса. Но что же такое ниша как понятие в экономике? Ниша — это незанятый или недостаточно освоенный участок рынка, с низкой конкуренцией, проникновение на который сулит финансовый успех. На практике ниша выглядит как некая область рынка, в которой занято небольшое количество предпринимателей, это может быть частный детский сад, строительство деревянных загородных домов, создание эксклюзивных вещей, установка солнечных батарей и многое, многое другое. И половину успеха начатого бизнеса будет иметь правильный выбор ниши. Свободные ниши для бизнеса — это возможность реализовать себя и показать свои преимущества по сравнению с остальными конкурентами.

При подходе к выбору ниши стоит руководствоваться следующими критериями:

1. В какой области есть желание начать свое дело, что наиболее интересно, что бы могло приносить мне удовольствие и моральное удовлетворение.

2. Ниша, в которой бы вы хотели открыть свое дело, должна быть востребована в обществе и тот продукт, который вы собираетесь производить, должен пользоваться спросом.

3. И наконец, выбранное дело должно приносить доход, так как основная цель, лежащая в основе фирмы, — это получение прибыли.

Рассмотрение каждого пункта в полном объеме является важным шагом при создании нового малого предприятия, пренебрежение каким-либо из пунктов может привести к неблагоприятным последствиям, и конечным результатом окажется потеря вложенных в производство денег, а запланированная цель — получение прибыли — не будет осуществлена.

Первое, что нужно определить, это узкий круг на-правленностей, в которой вы бы желали начать свое дело. Но это не гарантирует того, что данная ниша будет свободна и вам не предстоит конкурировать с более развитыми и оснащенными предприятиями. Поэтому залогом успеха при открытии нового предприятия может послужить уникальная идея, но и она не гарантирует стопроцентного результата.

Чтобы не прогадать с выбором нужной ниши, следует провести трудоемкий анализ рынка и, в частности, уделить внимание наиболее интересующим нишам. Нужно наиболее точно определить, чего хочет потребитель, его желания, предпочтения, а также проанализировать его финансовые возможности. Новый бизнес может быть направлен на предоставление услуг клиентам либо ориентирован на другие предприятия. И в зависимости от того, какая из этих моделей бизнеса выбрана, будет зависеть анализ той покупательской аудитории, которую предстоит исследовать. Изучать рынок стоит до того момента, пока с точностью не вникните во

все тонкости поведения покупателя. Для проведения анализа можно провести анкетирование, социологическое исследование выбранного рынка, изучить статистическую информацию по данному региону и по данному рынку. Разумеется, не каждый человек может похвастаться социологическим образованием и способностью полноценно и грамотно оценивать ситуацию на рынке. Но анализ предпочтений многих людей говорит, что в настоящий момент пользуется популярностью и наиболее востребовано на рынке в области здоровья (это и тренажерные залы, фитнес-центры, частные клиники, косметические процедуры и т. д.), в сфере образование (стоит ли открывать частную школу или заниматься репетиторством), в сфере бизнеса и денег (все от открытия бизнеса по созданию и продвижению сайтов до выдачи займов на определенных условиях).

Во многом может помочь сеть Интернет, где в настоящее время можно найти полную информацию по интересующему вопросу, получить сведения по количеству запросов, которые люди вводят в строках поиска за определённое время, узнать примерное количество фирм, существующих в интересующей нише, а также провести исследование благодаря социальным сетям и другим сайтам с большим количеством посещений. В Интернете открываются большие возможности для получения разнообразной информации, которые можно осуществить, даже не выходя из дома.

Одной из основных и распространенных ошибок, которую в процессе создания нового бизнеса допускают начинающие предприниматели, является чрезмерная самонадеянность и отсутствие специальных знаний. Самонадеянность многих начинающих бизнесменов выражается зачастую в том, что они выбирают нишу, опираясь только на собственные убеждения и представления о рынке, которые в большинстве случаев могут не совпадать с реальной ситуацией, так как она не статична и меняется с определенной частотой.

К открытию своего дела, малого или среднего бизнеса стоит подходить весьма серьезно. Невозможно ничего открыть без наличия стартового капитала, и при поспешном отношении к образованию нового предприятия может получиться результат, которого менее всего хочется, а итогом будет потеря всего первоначального капитала. Поэтому наличие грамотной новой идеи и выбор правильной ниши в сумме могут дать весьма достойный конечный результат и предприятие будет только процветать. Но не стоит забывать, что любое предприятие создается на свой страх и риск, потому что рынок представляет собой динамичную систему, где постоянно меняется спрос, предложение, возникают новые отрасли, продукты, а старые становятся не востребованы и в конечном итоге изживают себя. Не стоит торопиться открыть какое-то дело, для начала следует все изучить, взвесить, проанализировать, а потом только принимать решения, и тогда количество стабильно работающих предприятий будет только увеличиваться, что благоприятно отразится на экономике региона и страны в целом.

18

СИБИРСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ № 2 (23) • 2016

Литература:

1. Birukov V.V., Metelyov S.E., Ploskonosova V.P. Economy of Отек region: priorities of development strategy. -Omsk, 2007.

2. Агамиров К.В., Зульфугарзаде Т.Э. Совершенствование предпринимательского и экологического права. — М., 2016.

3. Алексеев В.Б., Зульфугарзаде Т.Э. Бизнес и право. — М., 2014.

4. Бирюков В.В., Метелев С.Е., Плосконосова В.П. Экономика Омского региона: приоритеты стратегии развития. — М., 2006.

5. Зульфугарзаде Т. Э. Российское предпринимательское право. — М.: Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова, 2006. — 47 с.

6. Каменецкий И.П. История предпринимательства в России (IX — начало XX вв.). — М., 2007.

7. Кувалдина Т.Б., Нагибнева Ю.О., Метелев С.Е. Предприятия малого бизнеса: правовое регулирование деятельности, бухгалтерский учет и налогообложение. — Омск, 2005.

8. Людвиг С.Д., Зульфугарзаде Т.Э. Правовые основы предпринимательства. — М., 2014. — 52 с.

9. Метелев С., Мурзагаянова З. Малое предпринимательство нуждается в поддержке государства // Человек и труд. — 2007. — № 2. — С. 79-83.

10. Метелев С.Е. Коммерческое предпринимательство. — М., 2008.

11. Метелев С.Е. Устойчивое развитие Омской области: вчера, сегодня, завтра // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2012. — № 2. — С. 113-127.

12. Метелев С.Е. Экономика Омской области: тенденции и перспективы развития // Устойчивое развитие региона: прошлое, настоящее, будущее: Международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов, преподавателей, теоретиков и практиков (I Манякинские чтения). — Омск, 2012. — С. 271-279.

13. Метелев С.Е., Ищак Е.Р. Пора проснуться Омскому региону // Сибирский торгово-экономический журнал. — 2012. — № 16. — С. 4-11.

14. Метелев С.Е., Сергиенко О.В. Оценка уязвимости бизнеса с позиции риска рейдерского захвата // Современная экономика: концепции и модели инновационного развития: Материалы VII Международной научно-практической конференции. — 2015. — С. 316-325.

ФАКТОРЫ ЦИКЛИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ экономики1

ОРЛЯНСКИЙ Е.А., к.э.н.

Омский институт (филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова МЕТЕЛЕВ С.Е., д.э.н.

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

Цикличность и циклические кризисы (кризис перепроизводства в первую очередь) имеют многочисленные причины, точный состав которых вызывает бурные споры и дискуссии среди экономистов разных школ и направлений. Достаточно вспомнить нашумевшую в свое время гипотезу основателя английского маржинализма У. С. Джевонса, который связывал нестабильность производства в ведущих экономиках мира с изменением количества пятен на солнце. Не удивительно, что это гипотезу никто не стал развивать дальше. Тем не менее дискуссии о факторах цикличности не прекращались. После того как экономисты классической школы связали циклические колебания со сроками обновления технического капитала, большинство таких факторов искали внутри самой рыночной экономики. Особое внимание привлекала динамика инвестиций, чье влияние на цикличность впервые отметил М. И. Ту-ган-Барановский, а продолжили последователи Дж. М. Кейнса Э. Хансен и Дж. М. Кларк. Большое

внимание привлекало и влияние денежной сферы на цикличность. Лидером этого направления был основатель монетаризма М. Фридмен, который связывал стадии цикла с динамикой объема денежной массы в обращении. Были, конечно, и гипотезы насчет экс-тернальных (внешних) факторов цикличности. Однако они не шли дальше признания влияния таких поверхностных факторов, как войны, научные и ресурсные открытия или стихийные бедствия. Были и такие экстравагантные предположения, как влияние общественной потребительской психологии (оптимистического и пессимистического состояния), с которым выступил в свое время А. Пигу. Тем не менее, остается констатировать, что до сих пор доминирует точка зрения, что цикличность есть порождение самой рыночной экономики и является ее имманентным признаком.

Стоит отметить еще одну важнейшую черту теорий причин цикличности. На сегодняшний день эта черта отражена в следующем тезисе одного из

1 Статья является продолжением статьи «Социально-экономические последствия циклического развития современной рыночной экономики», опубликованной в предыдущем номере.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.