Невербальные средства общения в бизнесе

Невербальные средства общения

Словосочетание «невербальные средства общения

» слышал практически каждый, но далеко не все понимают, что именно входит в эту категорию приемов. Попробуем разобраться, что вкладывают специалисты по коммуникациям в указанное понятие, какое значение оно имеет при деловых переговорах или встречах, и как использовать эти знания на практике.

Что такое невербальные средства делового общения?

Считается, что невербальные средства делового общения — это осознанные или бессознательные сигналы собеседнику, выраженные «языком тела» в различных его проявлениях. Даже самые незначительные, незаметные со стороны, движения могут сказать о человеке очень многое. Они могут указать, что он раздражен или заинтересован, открыт или закрыт для разговора, напряжен или расслаблен, предоставить множество другой, важной для собеседника, информации.

Современную роль невербальных средств общения в переговорах трудно переоценить: глубокие знания в этой сфере позволяют тонко управлять ходом беседы и направлять ее в другое русло. Кроме того, на основании сигналов, исходящих от собеседника, можно составить настоящий психологический портрет этого человека, определить его характер и даже отделить правду от лжи.

Классификация невербальных средств общения

Ученые выделяют следующие виды невербальных средств общения:

  • — Жесты — движения руками, которые неосознанно (чаще всего, в силу привычки) человек делает параллельно с речью. Такие сигналы могут обозначать самые разные эмоции или впечатления: разочарование, смятение, уверенность или неуверенность в себе, агрессию, желание прекратить разговор и многое другое.
  • — Поддерживаемая дистанция во время беседы указывает на зону комфорта человека и то, насколько свободно он себя чувствует с этим собеседником. Общепринятый вариант — это так называемая «зона социального общения» (122-360 см). Вторжение в личное пространство (46-121 см) или даже интимную зону (15-45 см) — действие, которое может сказать о многом.
  • — Настоящим зеркалом мыслей и чувств человека является мимика. Несмотря на то, что деловой человек вынужден постоянно контролировать свое лицо, делать это безупречно мало у кого получается.
  • — Очень красноречивой может быть поза — занимаемое положение тела при разговоре. Она часто указывает на степень внутреннего напряжения, отношение к собеседнику и теме беседы, статус партнера.
  • — Предметом особого внимания является взгляд человека: его направление и выражение — лакмусовая бумажка правды и лжи, психологического состояния, интенсивности внутренней работы сознания.

Конечно, приведенная классификация невербальных средств общения — довольно обобщенная. Существует множество разновидностей жестов, мимических приемов и других движений человека. Еще большую роль играют их сочетания: взгляд и мимика, положение тела и дистанция, жесты и мимика. Эти знания — настоящая наука о коммуникации между людьми.

Значение невербальных средств общения

Как уже было сказано выше, значение невербальных средств общения для делового человека трудно переоценить. Выдающиеся умения в этой области позволяют эффективно решать некоторые важные задачи во время переговоров, встречи с клиентом и партнером:

  • — выявление неких коммуникативных преград на ранней стадии, еще до того, как собеседник откажется от продолжения беседы. Обнаружив эти трудности, всегда есть возможность изменить модель поведения и направить разговор в нужное русло;
  • — определение правдивости утверждений, озвученных собеседником. Это и понятно, ведь если речь человека может включать в себя сознательную ложь, то язык тела врать не может, что можно с успехом использовать на встрече;
  • — получение информации о потенциальном клиенте или партнере, его характере, темпераменте, эмоциональном и психологическом состоянии, уверенности в себе, чувстве собственной значимости, многих других индивидуальных особенностях.

Невербальные средства делового общения и профессиональное развитие

Очевидно, что невербальные средства общения — жесты, мимика, дистанция, положение тела, взгляд, — могут и должны быть предметом изучения для специалистов, работа которых связана с коммуникациями. Прежде всего, речь идет о руководителях среднего и высшего звена, менеджерах по привлечению или обслуживанию клиентов, людей, работающих в сфере HR, рекламы, маркетинга и прямых продаж. Безусловно, этот список нельзя назвать полным: такое профессиональное развитие может в той или иной степени необходимо представителям самых разных специальностей и собственникам бизнеса.

Самосовершенствование в этой сфере знаний может осуществляться несколькими способами:

  • — изучение специализированных книг, посвященных вопросам коммуникаций. С некоторыми полезными работами такого рода вы можете ознакомиться в разделе «Новинки литературы» нашего сайта;
  • — посещение тренингов, предметом которых являются вопросы ведения переговоров, этики делового общения и корпоративных коммуникаций. Каждое из этих направлений так или иначе затрагивает вопросы использования знаний о невербальных средствах общения в ежедневной практике;
  • — опыт проведения встреч с тонким наблюдением за поведением собеседника и его анализом. Практика переговоров учит «чувствовать» собеседника и понимать самые незначительные сигналы на интуитивном уровне.

Полезным дополнением с этим способам самосовершенствования может быть ознакомление с материалами, публикуемыми в разделе «Общение» портала BuildUp. Жесты, язык тела, мимика, невербальные средства общения в бизнесе и быту — одна из ключевых тем этой категории, к которой мы регулярно обращались и будем обращаться в наших статьях.

Поэтапное самосовершенствование как способ мышления — твой вектор к достижению своих целей. Не упусти неоценимую возможность изменить себя и приблизиться к своей цели. Поразмышляй сейчас — насладись результатом завтра!

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.