Направления взаимодействия бизнеса и власти
Актуальность темы исследования. Современная рыночная экономика представляет собой своеобразный механизм взаимодействия органов законодательной и исполнительной власти с бизнес — сообществом. Свое реальное воплощение это взаимодействие находит в единстве многообразия различных форм и направлений: создание непосредственно инфраструктуры экономической системы; обеспечение благоприятных условий эффективного функционирования экономики; формирование и реализация промышленной политики; размещение государственных и муниципальных заказов; институ-ционализация лоббистской деятельности структур бизнеса; институциональное оформление корпоративного сектора и т.д.
Возрастание значимости и актуальности взаимодействия государственной власти и бизнеса приобретает в периоды радикальных социально-экономических изменений. Институциональные преобразования относятся к фундаментальным реформам экономической, политической и социальной жизни российского общества, со всей определенностью, акцентируя внимание на необходимости коренного пересмотра природы властных отношений в отечественном обществе, роли и места властных структур в организации конструктивного диалога с субъектами бизнеса. Однако, в настоящее время, в отечественной экономике практика такого рода институционализированного (узаконенного) взаимодействия и разрешения, возникающих перед властью и бизнесом проблем находится в процессе своего становления. Это в значительной мере сдерживает формирование эффективного механизма их взаимообусловленного сотрудничества.
Отсутствие опыта в осуществлении институциональных реформ, сопровождаются отсутствием четкости исполнения правовых и законодательных норм и, как следствие этого, значительным преобладанием неформальных отношений, что, в свою очередь, ведет к резкой криминализации экономики и коррупционному поведению на всех уровнях государственной власти и управления. Более того, отсутствие теоретически продуманной системной концепции осуществления институциональных преобразований привело к значительному рассогласованию формальных и неформальных норм и «правил игры» и, в конечном итоге, к оппортунистическому поведению субъектов бизнеса, в части выполнения ими контрактных обязательств, и повсеместное использование «серых» схем ведения бизнеса.
Обозначенное выше обуславливает необходимость всестороннего исследования отношений, складывающихся в период институциональной трансформации между государственной властью и бизнесом, а также разработок конкретных теоретических и практических рекомендаций по формированию эффективной системы взаимодействия анализируемых субъектов.
Степень изученности проблемы. В отечественной научной литературе вопросы взаимодействия власти и бизнеса затрагиваются в достаточно обособленных друг от друга аспектах. Многие научные и методические публикации посвящены в отдельности исследованиям либо феномена предпринимательства, его генезиса, характеристик преимуществ малого и крупного бизнеса, либо вопросам государственного регулирования экономики вообще и деятельности субъектов бизнеса в частности, форм и методов их государственной поддержки.
Тем не менее, отдельные элементы взаимосвязи государства и бизнеса, нашли отражение в ряде работ основоположников теории предпринимательства: Р.Кантильона, Ж.-Б.Сэя, А.Смита, Г.Шмоллера, М.Вебера, В.Зомбарта, И.Шумпетера, О.Шпенглера, А.Маршалла, А.Пигу, М.Фридмена, Р.Штаммлера и др.
В более поздних работах ученых исследователей, в соответствии с требованием времени, акцент был перенесен на всестороннее рассмотрение аспекта социальной ответственности бизнеса перед обществом: Ф.Берли, Г.Минз, Г.Боуэн, К.Уолтон, К.Дэвис, П.Сети, Дж.Макки, Н.Джекоби,
Н.Чемберлен, Х.Ламперт, Дж.Стиглиц и др.
Институциональный аспект анализируемого взаимодействия раскрывается нами на основе фундаментальных работ представителей институциональной экономической теории, базирующихся на принципах активного участия государственной власти в процессе формирования институциональной структуры общества и эффективного взаимодействия экономических агентов. Среди таковых, считаем целесообразным выделить работы А.Алчияна, Р.Коуза, Д.Норта, Т.Эггертсона, Дж.Бьюкенена, Г.Беккера, Т.Веблена, М.Олсона, Дж.Ходжсона, О.Уильямсона, Дж.К.Гэлбрейта, У.Митчелла, Р.Нельсона, С.Уинтера, Г.Саймона, К.Менара и др.
В то же время, проблема конструктивного взаимодействия власти и бизнеса в отечественной экономической и политологической литературе не нашла адекватного ее научно-практической значимости отражения. Комплексные и всеобъемлющие исследования проблемы взаимодействия властных структур и бизнеса присутствуют у достаточно небольшого круга отечественных экономистов. Среди таковых можно выделить научно-исследовательские работы Радаева В., Шамхалова Ф., Колесниковой Л.
Кроме того, анализ современных процессов, так или иначе, затрагивающих систему взаимодействия властных структур и бизнеса в контексте институциональных преобразований активно ведется отечественными учеными-экономистами: Л.Абалкин, С.Авдашева, С.Авраменко, В.Аузан, С.Аукционек, В.Бирюкова, А.Волков, С.Глазьев, А.Городецкий, Т.Гурова, В.Дементьев, М.Дерябина, А.Илларионов, В.Иванченко, Р.Капелюшников, В.Мальгин, А.Олейник, В.Полтерович, А.Радыгин, В.Тамбовцев, А.Шаститко, Е.Ясин и др.
Вместе с тем, нельзя не отметить, что многие проблемы взаимодействия бизнеса и власти в условиях институциональных преобразований остаются слабо исследованными и носят дискуссионный характер. Это и определило цели и задачи диссертационной работы, ее логику и структуру.
Цели и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационного исследования является разработка целостной системы эффективного взаимодействия государственной власти и бизнеса, механизма реализации и основных направлений этого взаимодействия в условиях институциональных преобразований.
Для достижения данной цели нами были сформулированы следующие задачи:
— на основе использования синергетического методологического подхода и в рамках институциональной экономической теории конкретизировать понятие «бизнес» в его тесной взаимосвязи с внешней средой;
— обозначить особенности взаимодействия власти и бизнеса в рыночной экономике;
— выявить основные факторы, сдерживающие повышение активности российского бизнеса;
— рассмотреть механизмы правового обеспечения эффективного функционирования взаимодействия власти и бизнеса;
— обосновать необходимость институционализации экономики в части институционального оформления неформальных норм и легализации деятельности субъектов бизнеса;
— выделить основные направления взаимодействия власти и бизнеса в условиях институциональных реформ;
— выявить основные направления повышения эффективности системы государственной поддержки бизнеса.
— раскрыть институциональный аспект становления и развития корпоративного сектора в отечественной экономике;
— определить специфику отечественного феномена лоббизма и обосновать необходимость его институционального оформления;
Предметом исследования выступает система социально-экономических отношений, возникающих в результате формирования, разви тия и реализации основных направлений взаимодействия властных структур и бизнеса.
Объектом исследования является механизм и основные направления взаимодействия анализируемых субъектов, которые выявляются в процессе научного поиска точек соприкосновения, выполняемых ими функций и преследуемых интересов.
Методологической и теоретической основой диссертационной работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых, материалы периодической печати и научных конференций, нормативные акты Российской Федерации и Республики Татарстан по вопросам экономики, энциклопедические источники. Информационную базу диссертации составляют статистические сборники Госкомстата РФ и РТ, аналитические материалы государственных органов и научных центров РФ. Исследование проводилось с использованием общенаучных методов: анализа и синтеза, единства исторического и логического познания, логической абстракции, системного и синергетиче-ского подходов.
Новизна исследования. В ходе исследования нами были получены следующие новые научные результаты:
— доказана необходимость согласования формальных и неформальных институтов, в контексте легитимизации норм и процедур взаимодействия бизнеса и власти, как основополагающего условия становления эффективной системы их взаимодействия;
— определен механизм взаимодействия предпринимательских и властных структур, представляющий собой совокупность принципов и методов, а также экономических и правовых форм и технологий, организационных структур, в рамках которых строятся отношения между политической и хозяйственной властью в стране;
— выявлены факторы, препятствующие становлению эффективного механизма взаимодействия власти и бизнеса (не четкость «правил игры» и отсутствие действенного механизма исполнения законодательства; не адекватные действия правоохранительных органов; непонятность судебных решений и т.д.) и обоснованы пути их преодоления, лежащие, прежде всего, в русле качественного реформирования природы властных отношений в обществе;
— научно обоснованны основные направления реформирования государственной поддержки бизнеса, которыми являются: формирование оптимальной внешней среды для развития бизнеса; регулирующее воздействие на внутреннюю среду в виде финансовой поддержки; организационное самосовершенствование государственной поддержки;
— доказано, что ключевым звеном экономических институциональных преобразований являются процессы приватизации государственной собственности, позволившие сформировать в России корпоративный сектор экономики. Показано, что отрицательную роль в приспособлении корпораций к новым условиям хозяйствования играет неотработанность до конца механизма корпоративного управления;
— выявлены причины появления и разрастания лоббизма и коррупции в отечественной экономике: неразвитость или полное отсутствие легальных, узаконенных форм экономического и социального взаимодействия между государственными и предпринимательскими структурами; отсутствие прозрачного механизма осуществления законодательной, исполнительной и судебной власти;
— предложены меры по искоренению экономических причин, объективно способствующих сохранению и расширению поля коррупционных действий: снижение в хозяйственной сфере объема разрешительного принципа в пользу уведомительного; перевод на конкурентную систему всех госзакупок; исключение любой возможности распределения государственных инвестиций и др.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в г том, что основные научные положения и выводы, сделанные автором, могут использоваться:
— в качестве основы для дальнейших исследований проблемы взаимодействия власти и бизнеса;
— для разработки экономической политики государства в части установления таких институциональных рамок, которые способны активизировать деятельность субъектов бизнеса;
— в учебном процессе при разработке и преподавании учебных курсов «Экономическая теория», «Предпринимательство», «Институциональная экономика».
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной работы отражены в пяти научных работах, докладывались на всероссийской и итоговых научно-практических конференциях, состоявшихся в Казани, Чебоксарах, Альметьевске, Набережных Челнах.
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и библиографии, включающей 192 источника.