Налоговый учет в малом бизнесе

Зачастую многие люди, слыша понятие «малое предприятие», в первую очередь представляют себе небольшой магазин, кафе или полукустарную мастерскую. Это — глубочайшее заблуждение. Направлений деятельности предприятий малого бизнеса очень много, и они охватывают практически все сферы экономики государства. Понятие малого предприятия исходит не от сферы его деятельности, а определяется рядом установленных критериев.

Отнесение предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства происходит в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» [2]. Согласно данному Федеральному закону к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся индивидуальные предприниматели, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, а также коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), осуществляющие предпринимательскую деятельность в соответствии со следующими критериями:

1) совокупный размер годовой валовой выручки не должен превышать:

— 1 млрд. рублей — средние предприятия;

— 400 млн. рублей — малые предприятия;

— 60 млн. рублей — микро предприятия;

2) среднесписочная численность работников не должна превышать:

— от 101 до 250 человек включительно — средние предприятия;

— до 100 человек включительно — малые предприятия;

— до 15 человек — микро предприятия [15, С.238]. Такие компании могут вести учет в простой форме без двойной записи [2].

Своевременное получение учетной информации о производственно-хозяйственной деятельности организации позволяет ее руководству оперативно воздействовать на ход производства, принимать соответствующие меры для повышения экономических показателей. Данные бухгалтерского учета помогают оценить финансовое положение организации, ее платежеспособность и кредитоспособность, степень рентабельности инвестиций в данный бизнес. Поэтому от правильной постановки бухгалтерского учета зависит дальнейшая судьба организации.

Бухгалтерский учет на предприятиях малого бизнеса организуется в общей системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ. В настоящее время в РФ принята четырех уровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Упрощенный порядок бухгалтерского учета

Первый уровень образует законодательство о бухгалтерском учете. В его состав входят Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ), другие федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ [1].

Второй уровень регулирования включает нормативные акты Правительства РФ, иных правительственных органов, устанавливающие принципиальные нормы, которые необходимо использовать при разработке положений третьего и четвертого уровней.

Третий уровень определяется положениями о бухгалтерском учете по отдельным темам и направлениям. Главное назначение таких положений — раскрыть в виде понятий и методов бухгалтерского учета правовые нормы, закрепленные в Законе о бухгалтерском учете.

Четвертый уровень нормативного регулирования бухгалтерского учета составляет учетная политика организации, которую предприятия разрабатывают самостоятельно на основе действующего законодательства [14]. Необходимость учетной политики обусловлена тем, что иногда в нормативных документах отсутствуют конкретные рекомендации по учету фактов хозяйственной деятельности или допускается несколько вариантов их учета. Поэтому предприятие должно самостоятельно разрабатывать учетную политику, предусматривая оптимальное сочетание системы бухгалтерского учета с аналитическими регистрами налогового учета.

Развитие малого бизнеса — это очевидная тенденция в современной России. В связи с этим за последние несколько лет система бухгалтерского учета для малых предприятий несколько раз претерпевала изменения. Дело в том, что в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ, организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождались от обязанности ведения бухгалтерского учета. Эта привилегия была существенно сокращена вступившим в силу с 01.01.2013 г. Законом № 402-ФЗ, согласно которому лишь индивидуальные предприниматели были вправе не вести бухгалтерский учет. Но уже в ноябре 201 г. был принят новый Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О бухгалтерском учете“» от 02.11.2013 г. № 292-ФЗ. Он позволил малым предприятиям вести упрощенный учет, а также расширил список экономических субъектов, которым позволяется применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включив в него некоммерческие фирмы и участников проекта «Сколково» [16, С. 90].

Следовательно, теперь при составлении учетной политики на 2014 г. малые компании смогли воспользоваться своим законным правом и предусмотреть упрощенный порядок бухгалтерского учета. Правила бухгалтерского учета, от которых малые предприятия вправе безболезненно отказаться, приведены в таблице.

Малым предприятиям можно вести упрощенный бухгалтерский учет по одной из трех форм: полной, сокращенной или простой. Достаточно лишь выбрать для себя конкретную форму бухгалтерского учета и закрепить ее в учетной политике.

Полная форма упрощенного бухгалтерского учета подходит для малых компаний, использующих метод начисления, с разнообразными хозяйственными операциями и директором, который в деталях интересуется бухгалтерскими показателями. Полная форма упрощенного учета предполагает применение двойной записи по бухгалтерским счетам и использование регистров. Данная форма учета подойдет тем организациям, которые применяют метод начисления, а также тем, у кого хозяйственные операции достаточно разнообразны. К примеру, компания не только закупает и продает товары, но еще и сама производит продукцию, получает займы, сдает в аренду основные средства и др. Такие организации, соответственно, используют довольно много счетов. Поэтому удобнее в данном случае открыть отдельные регистры для каждого из них.

Еще такой вариант бухгалтерского учета удобен, если руководители периодически просят составить отчеты и списки в разрезе самых разных показателей. Такие отчеты нетрудно сформировать, если детально вести учет в специальных ведомостях. Специалисты Минфина России рекомендуют вести такие ведомости отдельно для учета:

— расчетов с персоналом по оплате труда (счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»); денежных средств (счета 50 «Касса», 51 «Расчетные счета» и др.);

— материально-производственных запасов (счета 10 «Материалы», 41 «Товары»);

— основных средств и амортизации (счета 01 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств»);

— продаж (счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 90 «Продажи» или 99 «Прибыли и убытки»);

— расчетов с поставщиками (счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»);

— затрат на производство (счет 20 «Основное производство»);

— расчетов и прочих операций (счета 58 «Финансовые вложения», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»).

Конечно, все формы разработанных ведомостей необходимо утвердить в приложении к учетной политике.

Сокращенная форма подходит для малых компаний, использующих кассовый метод, с однообразными хозяйственными операциями. Есть способ организовать учет проще. А именно все хозяйственные операции можно регистрировать посредством двойной записи в одном документе. Этот способ удобен компаниям, у которых операции преимущественно однообразные. Форму документа надо утвердить в учетной политике. Она позволяет вести учет хозяйственных операций и на основе этой информации составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность.

Вести учет в общей книге — это право, а не обязанность компании. При этом никто не запрещает при сокращенном учете заводить дополнительные регистры. К примеру, если деятельность компании начнет активно развиваться и операции перестанут быть однотипными, возникнет потребность сгруппировать их. Составлять отчетность на основании длинного списка самых разнообразных операций крайне неудобно. Более того, представители Минфина России советуют помимо общей книги применять ведомость для отражения расчетов по оплате труда с работниками. Можно оформлять дополнительно ведомость для любого из счетов, если это необходимо для полноты информации. Но об этом обязательно надо упомянуть в учетной политике. При этом выбранная форма останется сокращенной и, соответственно, для каждого счета отдельный регистр не понадобится [3].

Простая форма подходит для микропредприятий. Самый простой способ организовать бухгалтерский учет — не применять двойную запись вовсе, то есть вообще не делать никаких проводок. Правда, таким способом могут воспользоваться лишь микропредприятия (п. 6.1 Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (далее — ПБУ 1/2008)) [5]. И только если он не исказит информацию о компании, то есть позволит составлять бухгалтерскую отчетность. Применяя простую форму бухгалтерского учета, хозяйственные операции достаточно регистрировать в едином документе в хронологической последовательности непосредственно по группам статей бухгалтерского баланса. А те операции, что формируют доходы и расходы отчетного периода, надо отражать еще и по группам статей отчета о финансовых результатах. Микропредприятия вправе вести учет по группам статей бухгалтерской отчетности, не применяя при этом двойную запись по счетам. Для этого можно использовать книгу (журнал) учета операций. Записи в ней делают по каждому виду активов и обязательств на основании первичных документов. Остатки по всем группам статей в книге должны быть нулевыми или положительными. Наряду с книгой учета операций надо предусмотреть в учетной политике регистры. Они помогают детализировать группы статей [13].

Также нововведением в сфере организации бухгалтерского учета на малом предприятии является то, что с 01.06.2014 г. Центробанк отменил для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей кассовую книгу и установление лимита наличных, так как вступило в силу Указание Банка России от 11.03.2014 г. № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства». Целью документа ставится упрощение налогового администрирования и снижение налоговой нагрузки на малые предприятия, в целом облегчение ведение бизнеса в РФ. Отмена указанных требований позволит малому бизнесу самостоятельно вести бухгалтерию и не тратить средства на привлечение профессиональных бухгалтеров [12].

Подводя итог, необходимо учитывать, что главной особенностью организации бухгалтерского учета на малом предприятии является возможность предприятий малого бизнеса использовать специальные режимы учета, в частности упрощенной системы. При использовании этой системы предприятие имеет право на сокращение Плана счетов до необходимого минимума, что упрощает работу бухгалтеров. Следовательно, грамотный и вдумчивый подход к организации бухгалтерского учета в организациях, являющихся субъектами малого предпринимательства, может обеспечить весьма ощутимое снижение трудоемкости учетных процессов, повышение точности и оперативности обработки бухгалтерской информации и, следовательно, повышение качества принимаемых управленческих решений.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.