Налоговая амнистия для бизнеса

С конца 2014 года и по сей день в предпринимательской среде широко обсуждается налоговая амнистия 2015 года для малого бизнеса, которая масштабно рекламировалась правительством и которая, судя по заверениям государственных чиновников, должна улучшить условия работы малого и среднего сектора коммерческого хозяйствования в РФ.

Содержание

Налоговые нововведения

Налоговая амнистия

Само понятие «амнистия» подразумевает прощение государством определенных долгов своим подданным. При этом должно быть обязательно установлено, что амнистируемый виновен в каком-либо проступке и что он согласен выполнять установленные государством условия помилования.

Налоговая реформа 2015 меньше всего похожа на амнистию, поскольку в ней не идет речь:

  • об ответственности за нарушения в предыдущих периодах;
  • о возможности списания, рассрочки, отсрочки налоговых обязательств малого бизнеса за предыдущие периоды.

Нововведения в НК РФ, которые еще даже не в полном объеме вступили в силу, по своей правовой природе являются не амнистией, а временными уступками, с учетом которых будет осуществляться налогообложение малого бизнеса в 2015 году и следующие пять лет.

Государственные и региональные уступки

Два основных послабления, которые, возможно, дадут хозяйственникам малого и среднего бизнес-звена почувствовать себя более свободно:

  • мораторий на налоговые проверки на три года;
  • налоговые каникулы для малого бизнеса.

Но будет ли реализована эта возможность, пока сказать сложно, поскольку далеко не во всех регионах РФ процедура снижения налогового давления на малый бизнес прошла все стадии нормативно-правового урегулирования на уровне муниципальных представительных органов.

Согласно декабрьским изменениям 2014 года, региональные законодатели получили право снизить до нуля ставки по таким обязательным платежам, как:

Налоги в 2015 году
  • торговый сбор;
  • налог для предпринимателей, которые находятся на упрощенной системе налогообложения;
  • налог по патентной системе налогообложения.

Ставка может быть снижена только для определенных категорий предпринимателей:

  • впервые зарегистрированных фирм, если с момента регистрации прошло не более одного года;
  • три четверти доходов за предыдущий год предприниматель должен был получить от предпринимательской деятельности, связанной с производством, социальными услугами, научной или образовательной деятельностью.

Льготы на муниципальном уровне

Но даже если предприниматель соответствует всем критериям, которые согласно НК РФ позволяют ему получить налоговые преференции от региональных вла

Налоги

стей, нет никаких гарантий, что именно на региональном уровне эти преференции будут закреплены в нормативно-правовых актах.

Как сказано в Налоговом кодексе, муниципальные представительные органы могут установить льготы, а обязанности это сделать как таковой нет.

Чтобы получить достоверную информацию о том, понижен ли налог на малый бизнес в 2015-2020 годах в каждом конкретном муниципальном образовании (городе, районе и т.д.), предпринимателю необходимо обращаться в региональные налоговые службы с официальными запросами.

Ограничение на проверки и штрафы

Кроме послаблений от государства в виде снижения налогов для малого бизнеса в 2015-2020 годах, в этот же период для этих же субъектов хозяйствования действует официальный запрет на проведение проверок налоговой службой и некоторыми другими контролирующими органами.

Нормы, связанные с реализацией ФНС своих фискальных функций, действительно можно рассматривать как амнистию. Единственным серьезным препятствием для широкого применения этой уступки является ограниченный круг предпринимателей, которые подпадают под действие моратория на налоговые проверки.

Расчет налогов

В связи с введением новой системы оценочных критериев, по которым фискалы смогут оценивать каждый бизнес, проверки не будут проводиться только на предприятиях с наименее рискованными видами деятельности и только в том случае, если должностные лица этих предприятий не допускали налоговых нарушений в предыдущих периодах.

Амнистия при определении размеров штрафов за налоговые правонарушения закрепляет за уполномоченными должностными лицами контролирующих органов право обоснованно уменьшать размер финансовой ответственности налогоплательщиков в тех случаях, когда нарушение норм налогового законодательства предпринимателем не повлекло причинение крупного материального ущерба государству.

Сниженные штрафные ставки применяются как для малого бизнеса на специальных налоговых режимах, так и для предприятий, которые платят налоги на общих основаниях.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.