Налоги и налогообложение в малом бизнесе
Налоги на современном этапе развития экономических систем являются одним из важнейших элементов во взаимоотношениях государства и бизнеса. Они представляют собой своеобразную плату за обеспечение государством равных, прозрачных и справедливых правил игры для бизнеса. Однако, по мнению экспертов, «применение общего налогового режима в сфере малого и среднего предпринимательства способствует неуклонному уводу его доходов „в тень“» [7]. Так, в соответствии с многочисленными опросами предпринимателей, например, по данным независимого бюллетеня «Российский экономический барометр», на протяжении последних лет потребность в снижении налогового бремени оставалась важнейшим фактором увеличения выпуска продукции отечественными малыми и средними предприятиями.
Нововведения в налоговое законодательство: плюсы и минусы
По мнению экспертов, «налоговое законодательство России характеризуется с одной стороны обширным нормативным материалом, с другой — частым внесением всевозможных изменений и дополнений, т.е. нестабильностью» [7]. Так, с 1 января 2013 г. в законодательную базу, регулирующую налогообложение бизнеса, внесены существенные изменения. Cреди наиболее важных нововведений, с точки зрения их влияния на деятельность большинства субъектов малого и среднего бизнеса, можно отметить следующие:
— освобождение организаций от обязанности предоставлять промежуточную бухгалтерскую отчетность;
— возложение обязанности по ведению бухгалтерского учета и на организации, применяющие упрощенную систему налогообложения;
— повышение тарифов взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование для отдельных категорий организаций, а также увеличение в два раза общего платежа по обязательным страховым взносам для индивидуальных предпринимателей;
— отмену «двойного налогообложения» движимого имущества организаций (существовавшую ранее уплату одновременно и налога на имущество, и транспортного налога);
— введение Федеральным законом за № 94-ФЗ в Налоговый кодекс РФ новой главы 26.5 «Патентная система налогообложения» взамен статьи 346.25.1 главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения на основе патента»;
— установление обязанности налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения, в случае прекращения их деятельности, в отношении которой применялись такие режимы налогообложения, уведомить об этом на основе подачи заявления налоговый орган [4, 5].
При этом в погоне за стремлением получать объективную информацию о функционировании сегмента малого и среднего бизнеса государство увеличивает количество разнообразных форм отчетности, усложняет методику их заполнения, создавая, таким образом, дополнительную «административную нагрузку» на малые и средние предприятия.
Последствия увеличения тарифов страховых взносов во внебюджетные фонды
Начавшийся еще в 2009 г. курс на повышение тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (с 26 до 34%), затем их снижение до 30% с одновременным введением ставки, равной 10%, на суммы, превышающие предел для начисления страховых взносов, вызвал существенный рост налоговой нагрузки на малый и средний бизнес. Подобные инициативы не только вызывают существенное недовольство и противодействие со стороны предпринимателей, но и побуждают их искать разнообразные схемы ухода от уплаты налогов, базой для исчисления которых является заработная плата. Среди распространенных у предпринимателей «механизмов» можно отметить следующие:
— разделение заработной платы на «серую» и «белую» части;
— замену трудовых договоров с работниками гражданско-правовыми договорами по оказанию услуг предпринимателям без образования юридического лица, применяющим упрощенную систему налогообложения, в целях снижения подлежащих уплате сумм налога на доходы физических лиц и отчислений во внебюджетные фонды.
В итоге, пострадавшей стороной при реализации подобного рода схем становятся наемные работники малых и средних предприятий, которые лишаются пенсионных отчислений, достойных выплат в связи с нетрудоспособностью или материнством. В результате совокупный отрицательный эффект от увеличения ставок страховых взносов превосходит планируемые к получению выгоды.
Специальные режимы налогообложения для субъектов малого и среднего бизнеса
Налоговый кодекс РФ предусматривает возможность применения относительно более льготных режимов налогообложения для малых и средних предприятий: упрощенную систему налогообложения (УСН), уплату единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), уплату единого налога на вмененный доход (ЕНВД). В целом, существование льготных налоговых режимов для малого и среднего бизнеса в России представляется абсолютно обоснованным. Во-первых, в данном сегменте бизнеса высока вероятность уклонения от уплаты налогов, например, из-за отсутствия постоянного места ведения деятельности или большой доли продаж за наличный расчет. Во-вторых, у малых и средних предприятий зачастую имеет место дефицит финансовых ресурсов для содержания собственной полноценной бухгалтерской службы. В связи с этим ведение учета должно быть упрощено, т.к., вероятнее всего, оно будет осуществляться силами самого предпринимателя, наемным бухгалтером в единственном лице либо небольшой бухгалтерской службой.
Проанализировать удельный вес платежей, осуществляемых в рамках специальных налоговых режимов, в общей структуре платежей в бюджетную систему Российской Федерации по югу Тюменской области за период 2007–2012 гг. позволяют данные ниже приведенной таблицы (см. табл. 1).
Таблица 1
Платежи по специальным налоговым режимам и их доля в общей структуре платежей в бюджетную систему РФ по югу Тюменской области в 2007–2012 гг.
Источник: составлено автором.
Данные табл. 1, рассчитанные на основе информации из Отчета о поступлении налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации (форма № 1-НОМ) и Отчета о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ (форма № 1-НМ) [8], указывают на существенный прирост поступлений по специальным налоговым режимам за рассматриваемый период, в частности на 41,5% — по ЕНВД, на 29,1% —по ЕСХН, на 88,2% —по УСН.
Интересным представляется изучение динамики количества налогоплательщиков,применяющих специальные налоговые режимы (см. табл. 2).
Таблица 2
Динамика количества налогоплательщиков, применяющих специальные
налоговые режимы, по югу Тюменской области за 2007–2011 гг.
* Данные отсутствуют
Источник: составлено автором.
Данные табл. 2 подготовлены на основе Отчета о налоговой базе и структуре начислений по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (форма № 5-ЕНВД), Отчета о налоговой базе и структуре начислений по единому сельскохозяйственному налогу (форма № 5-ЕСХН) и Отчета о налоговой базе и структуре начислений по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (форма № 5-УСН) [8]. Приведенные в таблице показатели свидетельствуют о положительной динамике числа налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения. Увеличение числа налогоплательщиков, уплачивающих единый сельскохозяйственный налог, за анализируемый период по югу Тюменской областисоставило 53,2%, применяющих упрощенную систему налогообложения — 56,5%.
Среди рассматриваемых специальных режимов по объему платежей лидирует упрощенная система налогообложения (доля в общем объеме платежей в бюджетную систему составляла от 3,6% в 2007 г. до 1,95% — в 2012 г.), на втором месте — единый налог на вмененный доход (доля в общем объеме платежей в бюджетную систему составляла от 2,66% в 2007 г. до 1,09% — в 2012 г.). Доля единого сельскохозяйственного налога в общей структуре платежей в бюджетную систему по югу Тюменской области была незначительна и в анализируемом периоде испытывала колебания в пределах от 0,05 до 0,02%.
Важно отметить также очевидное влияние кризисных явлений в экономике периода 2008–2009 гг. Суммы поступлений в рамках специальных налоговых режимов в 2009 г. существенно снизились по сравнению с 2008 г. Так, по ЕНВД снижение составило 0,4%, по ЕСХН — 38,4%, по УСН — 16,2%.
Таким образом, при существенной нагрузке на малый бизнес доля поступлений от предприятий малого и среднего бизнеса (поступлений по специальным налоговым режимам) в налоговых доходах бюджета незначительна, что свидетельствует о необходимости корректировки специальных налоговых режимов. При этом малый и средний бизнес наиболее подвержен кризисным явлениям в экономике в силу ограниченности собственных ресурсов, трудностей в получение заемных средств, значительной конкуренции со стороны более устойчивого крупного бизнеса.
Актуальные направления совершенствования системы налогообложения
На наш взгляд, основными направлениями совершенствования упрощенной системы налогообложения должны стать:
— расширение закрытого перечня признаваемых расходов с целью учета ряда необходимых затрат при определении налоговой базы налогоплательщиков;
— предоставление возможности уплаты, а соответственно, и зачета НДС для ряда налогоплательщиков, прежде всего занятых в производственной сфере, для того чтобы малые и средние предприятия, применяющие УСН, могли работать с контрагентами-плательщиками НДС;
— упрощение норм, регулирующих процесс перехода с общей системы налогообложения на УСН.
Вполне оправдано было бы увеличение суммы лимита доходов для УСН, для того чтобы более широкий круг предпринимателей смог воспользоваться данной системой, а налогоплательщики, уже использующие ее, не испытывали бы неудобств, связанных с переходом на общий режим налогообложения при незначительном превышении лимита.
Панируемая на 2018 г.отмена ЕНВД, безусловно, вызовет у ряда малых предприятий существенные трудности, т.к. расчет ЕНВД максимально прост, а у плательщиков ЕНВД нет необходимости покупать и содержать кассовый аппарат. В связи с этим необходимо заменять ЕНВД упрощенной системой налогообложения на основе патента постепенно, без усложнения системы учета и без создания иных дополнительных трудностей для субъектов малого и среднего бизнеса.
Динамика налоговой нагрузки на малые и средние предприятия по югу Тюменской области
Важное значение для проведения анализа состояния и развития сегмента малого и среднего бизнеса имеет оценка налоговой нагрузки, которая может быть произведена с использованием различных методик и подходов. Так, в соответствии с методикой, разработанной Минфином России, уровень налоговой нагрузки — это отношение всех уплаченных налогов к выручке. Вариацией данного подхода является также расчет налогового бремени через отношение уплаченных налогов к добавленной или вновь созданной стоимости или, например, к чистой прибыли [3].
Динамика налоговой нагрузки за период 2008–2012 гг. рассчитана на основе показателей выручки и величины объема отгруженных товаров собственного производства, услуг, выполненных собственными силами работ по малым и средним предприятиям юга Тюменской области (см. табл. 3).
Таблица 3
Динамика налоговой нагрузки на малые и средние предприятия по югу Тюменской области за 2008 — 2012 гг.
* Данные отсутствуют
Источник: составлено автором.
Данные табл. 3, рассчитанные на основе информации из статистических бюллетенейТерриториального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области [2, 3, 6], указывают на наличие положительной тенденции к снижению налоговой нагрузки за рассматриваемый период. Так, налоговая нагрузка на малый и средний бизнес, рассчитанная на основе показателя выручки, снизилась с 2009 по 2012 гг. на 0,57%. Показатель налоговой нагрузки, рассчитанный к объему отгруженных товаров собственного производства и услуг, выполненных собственными силами, за указанный период также снизился — на 0,32%.
На показатель налоговой нагрузки, так же, как и на величину поступлений в рамках специальных налоговых режимов, существенное влияние оказали кризисные явления, происходившие в экономике в 2008–2009 гг. Так, показатель 2009 г., рассчитанный по обеим методикам, оказался самым высоким за рассматриваемый период — 1,64% и 2,84% соответственно.
Таким образом, рассматривая многочисленные изменения в законодательной базе, вступившие в силу с 1 января 2013 года, можно отметить, с одной стороны, стремление законодателей «разгрузить» малый и средний бизнес, с другой же стороны, вывести его в «зону контроля» государства посредством введения дополнительных административных и контрольных процедур. В итоге столкновения этих двух разнонаправленных целей ожидаемый эффект, связанный с облегчением существования малого и среднего бизнеса, не достигается.
По югу Тюменской области, несмотря на существенный рост абсолютных показателей, доля платежей, осуществляемых в рамках специальных налоговых режимов, в общей структуре платежей в бюджетную систему Российской Федерации за период с 2007 по 2012 гг. не превысила 3,6%. Суммы поступлений в рамках специальных налоговых режимов в 2009 г. существенно снизились по сравнению с уровнем 2008 г. Это свидетельствует о недостаточной финансовой устойчивости предприятий малого и среднего бизнеса перед негативным влиянием некоторых факторов внешней среды, а также о необходимости применения к ним особых мер поддержки со стороны государства.
Реализованное государством в последние годы увеличение ставок страховых взносов не только вызвало существенное недовольство и противодействие со стороны предпринимателей, но и побудило их искать разнообразные схемы ухода от уплаты налогов с заработной платы. В итоге пострадавшей стороной при реализации такого рода схем оказались наемные работники малых и средних предприятий.
Выводы
Поскольку доля поступлений от предприятий малого и среднего бизнеса (поступлений по специальным налоговым режимам) в налоговых доходах бюджета незначительна при существенной нагрузке на малый бизнес, необходимы корректировки специальных налоговых режимов по следующим направлениям:
— расширение закрытого перечня признаваемых расходов при применении УСН;
— предоставление фирмам, находящимся на УСН, возможности работать с НДС для взаимовыгодного взаимодействия с фирмами-плательщиками НДС;
— упрощение норм, регулирующих процесс перехода с общей системы налогообложения на УСН;
— постепенная замена ЕНВД упрощенной системой налогообложения на основе патента без усложнения системы учета и без создания иных дополнительных трудностей для малого и среднего бизнеса.