Мотивация персонала в бизнесе

Бизнес-процесс мотивации персонала — это определенный набор условий, факторов и последовательных действий, с помощью которых осуществляется управление поведением и действиями персонала. Как управлять системой стимулирования сотрудников, расскажем в статье.

В материале вы найдете ответы на вопросы:

  • Как мы управляем системой стимулирования: описание процесса мотивации персонала;
  • Что представляет собой мотивация персонала как бизнес-процесс;
  • Что необходимо для слаженности процесса мотивации персонала в компании.

Описание процесса мотивации персонала

Как не существует в природе ничего идеального, так и невозможно создать абсолютно успешную систему мотивации, которая одинаково бы подходила любой организации. Конечно же, имеют место определенные способы мотивации, которые компании индивидуально создают «под себя» и сочетают, исходя из имеющихся ресурсов.

Процесс мотивации персонала в организации может осуществляться с помощью самых различных способов и методов. Содержание методов процесса мотивации включает в себя: разъяснение, воспитание, личный пример, системы поощрения и наказания персонала.

Мотивация персонала как бизнес-процесс

Для того чтобы организация могла поддерживать должный уровень конкурентоспособности, ей необходим такой персонал, который не только может исполнить поставленные задачи, но и хочет их выполнять. Поэтому необходимо обратить особое внимание на мотивацию персонала как бизнес-процесс. Стимулирование сотрудников к эффективной деятельности на языке менеджмента процессов можно разложить на последовательность действий.

Как подобрать для сотрудника мотивацию, которая сработает?

Этапы бизнес процесса «мотивация персонала»

Этап 1. Проведение анализа мотивационных факторов и определение мотивационного ядра. Процедуру диагностики обычно проводят в организации ежегодно (например, в конце финансового года).

Как управлять бизнес-процессом мотивации персонала

Для анализа процесса мотивации персонала есть ряд методик, которые позволяют:

  • Определиться с перечнем актуальных мотивов и потребностей, наиболее характерных для различных категорий работающего персонала;
  • Проанализировать рабочие ситуации, учитывая степень их воздействия на удовлетворенность работников;
  • Выделить мотивационное ядро, чтобы вызвать у работников стремление к повышению эффективности и достижению как личных результатов, так и целей компании.

Этап 2. Организовать и провести рабочие сессии с руководителями структурных подразделений, в ходе проведения сессий изучить полученные исследований и выработать конкретные предложения по всему комплексу мотивации персонала.

Этап 3. Разработка инструментов процесса мотивации. В ходе этого этапа (учитывая результаты диагностики и рекомендации управленцев) нужно разработать структуру процесса мотивации и его составляющих, определиться с методами и инструментами, рассчитать необходимые средства.

Оценка персонала: мотивирован ли он работать эффективно. Как выбрать инструменты и получить адекватный результат

Этап 4. На заседании правления рассмотреть и утвердить комплекс мер процесса мотивации персонала.

Этап 5. Реализации программы — процесса мотивации персонала.

Схема бизнес-процесса мотивации персонала представлена ниже.

Как управлять бизнес-процессом мотивации персонала

Что необходимо для слаженности процесса мотивации персонала в компании

Если вы создаете систему мотивации персонала в компании с нуля или корректируете существующую в условиях кризиса, под стратегические задачи, важно учесть несколько моментов.

1. Специфика вашей компании

Управляя процессом мотивации персонала, обратите внимание на особенности компании. Специфику организации, ее основного продукта и ключевых бизнес-процессов важно учитывать, выстраивая систему стимулирования сотрудников. Определитесь, какие процессы мотивации происходят слаженно без вашего участия, а какие требуют регламентации.

2. Периодичность составляющих процесса мотивации сотрудников

Очертите периодичность и частоту процессов: например, как часто вы будете пересматривать систему мотивации или, конкретнее, систему оплаты труда, требуется ли корректировки KPI и с какой периодичностью и так далее.

3. Последовательность в рамках процесса мотивации персонала

Для корректного менеджмента по процессу мотивации сотрудников необходим регламент последовательности. Важно помнить о контрольных точках — вехах, в которые будет происходить анализ и согласование выбранных методов, процедур, их стоимости с руководителями. Понимать структуру мотивации необходимо как линейным менеджерам, так и руководителю HR-департамента, и директору компании.

Нематериальная мотивация: какие инструменты использовать. Как повышать лояльность, признавая заслуги сотрудников

4. Ответственные по процессам и регламент процедуры

Для слаженного функционирования у процесса должны быть владельцы и регламент движения задачи. Определитесь с участниками процедуры, опишите порядок передачи сведений, каналы, точки входа и выхода процесса.

5. Сделайте процесс мотивации персонала измеримым

Для анализа и управления мотивацией сотрудников нужно также определиться с показателями процесса. У системы стимулирования персонала тоже должны быть свои KPI, и HR-департаменту важно их регламентировать.

Обратный эффект: мотивация отбивает желание работать. Выявляем причины и устраняем их

Выводы:

Систем мотивации персонала существует ни одна и ни две. Но для реального применения в практической деятельности, нужно выбрать ту систему мотивации, которая наиболее подходит для вашей компании. Либо воспользоваться системой мотивации, синтезированной из нескольких теорий.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.