Модель бизнеса и власти
Модели взаимоотношений бизнеса и власти на региональном уровне
Разгулина Е.Д.
Институт социально-экономического развития территорий РАН, Россия
В настоящее время одной из ключевых проблем, стоящих перед современным российским обществом в контексте модернизации российской экономики и повышения конкурентоспособности страны и её регионов, является оптимизация взаимоотношений между бизнес-структурами и органами государственной власти. Развитие разнообразных форм взаимодействия власти и бизнеса становится одним из важнейших условий формирования эффективной региональной политики, повышения инвестиционной привлекательности территорий.
Однако вопросы конфликта их интересов и интересов общества остаются законодательно неотрегулированными. Власть заинтересована в переложении социальных функций на бизнес, а также в увеличении поступлений в бюджет, в усилении рычагов давления на бизнес. Бизнес же, наоборот, заинтересован в минимизации вмешательства власти в свою деятельность, в уменьшении налогового бремени и административных преград на пути развития своей деятельности [1]. При этом российский предпринимательский сектор пока явно недостаточно участвует в обеспечении социальных потребностей общества.
Чтобы разобраться в многообразии отношений бизнеса и власти по вопросам развития регионов, необходимо рассмотреть модели их взаимодействия (табл.).
Таблица
Модели взаимоотношений бизнеса и региональных органов власти в области задач развития регионов
Исследование Ассоциации российских менеджеров показало, что наиболее эффективной моделью взаимодействия бизнеса и органов власти является совместное определение приоритетов социальной политики и тех областей, в которых бизнес может принять активное участие. Именно в объединении ресурсов видится наиболее оптимальная модель решения социальных задач [2].
Активизировать бизнес в решении социально-экономического развития регионов — задача органов власти и местного самоуправления. Одним из инструментов на этом пути может быть государственно-частное партнерство. Расширить партнерство бизнеса и власти возможно путем создания комфортных условий для развития предпринимательской среды [3].
Развитие взаимоотношений между органами власти и бизнесом может стать основой для решения задач обеспечения устойчивого экономического роста регионов и будет способствовать диверсификации и модернизации экономики.
Литература:
1. Габдуллина, Э.И. Современные формы взаимодействия власти и бизнеса в регионе // Казанская наука. — Казань: Изд-во Казанский Издательский Дом, 2012. — № 2. — С. 60-65.
2. Разгулина, Е.Д. Особенности социальной ответственности бизнеса в контексте регионального развития // Социальный капитал как ресурс модернизации в регионе: проблемы формирования и измерения: материалы Межрегиональной научно-практической конференции, г. Череповец, 16 — 17 октября 2012 г.: в 2 ч. Ч. 2. — Череповец: ЧГУ, 2012. — C. 113-121.
3. Uskova, T.V. Theoretical and methodological aspects of socio-economic systems stability / 20th International Scientific Conference CO-MAT-TECH 2012 Global Crises — Opportunities and Threats October 10 — 12, 2012 Trnava, Slovak Republic. — 117-122 p.