Международный бизнес в россии

Политика модернизации экономики, которую в настоящее время пытается продвигать Россия, особенно нуждается в инвестиционных драйверах, чтобы пройти несколько этапов обновления, в том числе реконструкцию и обновление инфраструктуры, технологической базы и фондов развития и поддержки.

Здесь стоит отметить нежелание российских ресурсодобывающих компаний реинвестировать свои средства в экономику России, в это же время наблюдается массовый отток капитала из страны. Ситуация ухудшилась паническим выводом средств, случившимся в 2014 году, в связи с геополитическим кризисом, вызванным конфликтом с Украиной. По экспертным оценкам, в 2014 году из России было выведено порядка 70% иностранного капитала [4]. Однако уже сейчас существуют отдельные положительные прогнозы от иностранных экспертов [5]. Одна из самых главных целей для экономики РФ на данном этапе — достижение докризисного уровня объема иностранных инвестиций. Этой цели можно добиться, привлекая иностранный капитал и стимулируя активность представителей международного бизнеса в экономике страны.

Определим понятие международного бизнеса. Международный бизнес — это любая экономическая активность бизнес-единицы за границей национального рынка, то есть обмен товарами и услугами на межнациональном уровне. Также международный бизнес может быть определен как процесс обмена между фирмами за пределами национальных границ.

Известны четыре наиболее распространенные формы ведения международного бизнеса [3].

В первую очередь рассмотрим импорт и экспорт. Экспортом принято считать такую бизнес-активность, когда продукт производится в одной стране, а реализуется нерезидентами в другой стране. Импортом называют такой вид деловой активности, при котором в страну ввозятся товары, технологии или другого капитала, в последующем данные позиции подлежат реализации на рынке страны-импортера. Эта разновидность международного бизнеса является наиболее распространенной в мире из-за своих низких издержек.

Вторая форма ведения международного бизнеса — лицензирование. К лицензированию относят соглашение между организациями из разных стран, касающееся прав на использование бренда, технологий или любого другого актива одной организации за определенную плату другой организацией. Широко распространена данная практика в условиях, когда размещение собственного производства в другой стране является нерентабельным на данном этапе или если логистические расходы относительно высоки. Известны случаи, когда этой формой ведения бизнеса пользовались, чтобы обойти государственное ограничение деятельности иностранных фирм. Наиболее часто лицензированием пользуются, чтобы максимизировать своё присутствие на мировом рынке — ярким примером могут послужить сети кофеен Starbucks.

Третьей формой ведения международного бизнеса является стратегический альянс и совместное предприятие. Данные формы объединены в один тип, так как целью их использования является достижение взаимовыгодных или даже общих целей. Совместное предприятие является крайней формой такого партнерства, в процессе кооперации несколько компаний общими усилиями создают новую организацию для преследования общих целей. Данная форма объединения позволяет уменьшить затраты на развитие и производство, в некоторых случаях удается расширить технологические и ценовые цепочки. Подобную модель использовали в своей экономической деятельности такие компании, как Motorola и Toshiba. Они создали альянс, целью которого было развитие производства микропроцессоров. Не менее успешно эту форму использовали, к примеру, компании Nestle и General Mills. Они создали совместную компанию под названием Cereal Partners Worldwide, которая позволила им расширить свои цепи поставок за счет совместного производства и распространения злаковых продуктов.

Наиболее значимой формой ведения международного бизнеса для экономики страны является прямое инвестирование (ПИ). Большинство определений данной деловой активности отмечают наличие двух факторов:

  1. Наличие хотя бы двух стран, участвующих в данной активности.
  2. Ввод таких понятий, как владение и контроль.

В современной истории России существуют положительные примеры успешного привлечения иностранных инвестиций (ПИИ) в страну.

Один из наиболее заметных притоков ПИИ имел место в 2008 году. Размер совокупных привлеченных инвестиций, по разным оценкам, достиг 264,5 млрд долларов, увеличив прирост ПИИ в экономику по сравнению с предыдущим годом на 19,9%, — в этом году Россия была центром мировых инвестиций. В данном случае можно провести параллель с текущей экономической ситуацией в России, так как экономический подъем был прерван геополитическим конфликтом. Восстановиться экономика смогла лишь к 2013 году.

Второй скачок произошел в 2013 году. Тогда Россия сумела привлечь совокупных ПИИ на сумму 94 млрд, заняв третье место по росту инвестиций в страну с показателем относительного изменения ПИИ +83%.

Рассмотрим отраслевую структуру ПИИ в экономику страны в этот период и исследуем их особенности. В обозначенный временной отрезок использовались следующие методы привлечения иностранных инвестиций:

  • Организация совместных предприятий (в большинстве случаев совместные предприятия были организованы за счет продажи акций иностранным инвесторам);
  • Стимулирование регистрации иностранных предприятий, полностью находящихся в собственности иностранных инвесторов;
  • Создание и развитие свободных экономических зон разного назначения (наиболее значимые направления — портовые, промышленные, инновационные).

В рамках исследования было установлено, что комплекс перечисленных методов продемонстрировал неоднозначный результат. Во-первых, большая часть объема инвестиций пришла в экспортно-сырьевой сектор экономики, а также в проекты с наиболее высокими показателями рентабельности в коротком временном промежутке (торговля, финансовые услуги, общественное питание). Этот срез является показательным и демонстрирует роль экономики России на мировой арене.

Наглядно эту тенденцию можно наблюдать в таблице 1, составленной на основе данных Федеральной службы государственной статистики. Более глубокий анализ показал, что в зависимости от размера бизнеса участники рынка инвестировали в разные отрасли. Условно можно разделить всех инвесторов на следующие группы:

  • Транснациональные корпорации. Для ТНК инвестиции в российскую экономику открывают доступ к внутреннему рынку и ресурсам. Как правило, для таких компаний инвестиции в экономику России являются лишь малой частью их инвестиционной стратегии, поэтому ТНК готовы к временным убыткам и высоким рискам;
  • Средний и малый бизнес инвестирует лишь в высокорентабельные отрасли — торговля, услуги и т. д.
Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.