Метод рынка капитала в оценке бизнеса
Сущность понятия «капитал»
Среднестатистический гражданин имеет очень приблизительное понятие о значении (правильном определении) данного термина. В современной экономической теории также нет единства в его определении. Аксиомой является тот факт, что капитал является основой развития рыночной экономики. К определению его сущности подходят либо с вещной, либо с монетарной позиций.
В первом случае речь идет о средствах производства в виде различного оборудования, материалов и сооружений. Во втором случае имеются ввиду деньги, валюта и ценные бумаги.

Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Общее понятие о рынке капитала
Рынок капитала представляет собой рынок факторов и средств производства, на котором товаром (предметом купли-продажи) являются физические объекты (средства и факторы производства): станки, всевозможные машины и механизмы, сырье и полуфабрикаты, различного рода сооружения в их стоимостном выражении.
Рынок капитала — это совокупность финансового рынка и рынка ссудного капитала, на которых продается и покупается денежный капитал в виде денег, валюты и ценных бумаг, используемый в дальнейшем с целью получения дохода.

Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
- валютный рынок;
- рынок деривативов;
- страховой рынок;
- рынок кредитных операций;
- фондовый рынок и фондовые биржи;
- инвестиционный рынок и инвестиционные банки.
Как уже упоминалось выше, главная задача капитала в любой форме — обеспечить предпринимателю получение прибыли. Поэтому при использовании капитала закономерно возникает желание наиболее эффективного его применения. Для оценки эффективности функционирования любого бизнеса используются различные группы методов.
Соотношение показателей цены продажи предприятия и основными его финансовыми показателями называется оценочным мультипликатором.
Бизнес (предприятие) может подвергаться анализу и оценке с различными целями. В зависимости от них и от условий оценивания допускается использование следующих методов сравнительного подхода:
Метод сделок применяют для оценки общей стоимости всего предприятия или контрольного пакета акций. Метод отраслевых коэффициентов базируется на применении рекомендуемых соотношений между ценой продажи предприятия (акций, бизнеса) и важнейшими его финансовыми показателями. Данные коэффициенты определяются методом расчета на основе долговременных статистических наблюдений. Они имеют место в малом и среднем бизнесе, имеющем довольно узкий спектр предлагаемых товаров и услуг. Для применения данного метода обязательным условием является наличие достаточной информации.
Для оценки стоимости одной акции или пакета акций (неконтрольного) может быть использован метод рынка капитала. Его еще называют методом компании-аналога.
Поэтому за данным методом закрепилось и второе название — метод компании-аналога. Оценка в данном случае происходит на основе оценивания единичной акции компании-аналога и единичной акции анализируемой компании. Подобным образом можно оценивать и пакты акций (неконтрольные).
- этап сбора достоверной информации;
- этап отбора предприятий-аналогов;
- этап финансового анализа;
- этап расчетов оценочных мультипликаторов;
- этап определения величины мультипликатора;
- этап определения итоговой величины стоимости предприятия;
- этап оформления отчетов и рекомендаций для принятия управленческого решения.
Отбор предприятий-аналогов происходит на основе собранной на предыдущем этапе информации и в соответствии с целью анализа. Финансовый анализ оценивает структуру капитала, его ликвидность, состояние бухгалтерской отчетности. В качестве показателей для определения мультипликаторов используют соотношения цены с прибылью, денежным потоком, дивидендами выплат и пр.
