Малый бизнес в развитых экономиках

В течение прошлого десятилетия в экономике развитых стран наблюдается подъем предпринимательской активности, ускоренное развитие малого и среднего бизнеса.

Одной из причин подъема предпринимательской деятельности стала развернутая на Западе реформа хозяйственного механизма, проводившей в жизнь идеи неоконсервативной революции. Снятие накопленных административно-законодательных ограничений (дерегулирование экономики), активизация политики правового и финансового стимулирования предпринимательства, новая правительственная линия межфирменных связей (поощрение научно-производственной кооперации, открытия национальных хозяйств для проникновения иностранного бизнеса) — это открыло возможности применения предпринимательской инициативы в области экономики.

Роль малого бизнеса повысилась с появлением волны иимигрантив, которая в середине 80-х годов была самой после 1927 года. Характерной особенностью является то, что национальные меньшинства, поповнються благодаря потокам иммигрантов, проявляют повышенную склонность к организации малого бизнеса.

Подъем малого бизнеса интенсивно проходит в отраслях новейших научно-технических сдвигов, связанных с инновационной деятельностью и информационными технологиями. Благоприятные условия, которые сложились в конце 80-х годов, перевели малый бизнес на новый этап, которому присущи свойства:

— Рост рынка венчурного капитала и развитие венчурного (рискованного) бизнеса;

— Рост дивесификации финансовых институтов;

— Открытый доступ граждан и организаций к информации в государственных органах;

— Укрепление патентно-лицензионной системы;

— Появление сети организаций, специализирующихся на выработке нового бизнеса (инкубаторы, инновационные центры).

Преимущества малого бизнеса зарубежных стран:

— Способность реагировать на изменения — небольшой объем производства и ограниченные ресурсы превращают малые формы бизнеса на мобильные структуры, по сравнению со средним и крупным бизнесом, что заставляет малый бизнес быстро приспосабливаться к новым условиям.

— Заполнение пробела в экономике — в определенных секторах, где производство является многоуровневым, децентрализованная структура посредников более эффективна, чем иерархическая структура управления крупного предприятия (продукты питания, одежда);

— Главный источник инноваций — более 60% новаций ХХ века создано независимыми изобретателями и небольшими компаниями-изобретение самолета, кондиционера, фотоаппарат типа Полароид. Основой достижений свободные организационные условия на малых предприятиях.

— Создание рабочих мест — в Италии в малом бизнесе работает 80% общего количества занятых;

— Создание напряженного конкурентной среды, повышение качества товаров и услуг.

Отличительной особенностью иностранного развития малого бизнеса является то, что внешняя среда или инфраструктура

предпринимательской деятельности уже сформирована, выполняет функцию привлечения новых субъектов деятельности малого бизнеса и поддержку на начальных этапах.

Отличается отношение населения к малому бизнесу. В развитых странах существует культ бизнеса, занятия предпринимательской деятельностью высоко ценится. Более того, достижения успеха в бизнесе не расценивается как неудача, общественное мнение уважает предпринимателя, в отличие от того, который ничего не попробовал.

Содержание предпринимательства сводится к попыткам смелых людей организовать дело, готовность добровольно взять на себя риск, связанный с реализацией новых идей.

В экономически развитых странах предприниматели рассматривают рынок как объект исследований. По каждому товару изучают спрос и предложение, качественные и количественные характеристики. Американском предпринимательству свойственна цивилизованная «безцинова» конкурентная борьба, через улучшение качества продукции, товаров, услуг, обслуживания, дополнительные меры по привлечению внимания клиентов и приобретение имиджа торговой марки.

В мировой практике не существует определения малого предпринимательства, но иснюють критерии отнесения предприятий к малым:

Болгария — количество работающих до 50 человек, Англия до 200 человек, Венгрия до 100, Италия до 100, США до 500, причем существует распределение малых предприятий по количеству работающих. Так, служащих от 1 до 24 относятся к категории малых, от 25 до 99 относятся к малым и от 100 до 490 промежуточные предприятия. Франция относит предприятия к малым с численностью работающих до 500 человек.

Таким образом, мировая практика свидетельствует, что малый бизнес имеет большое значение для поддержания и развития инициативы и свободного предпринимательства, сохранение в обществе атмосферы деловой активности. Опыт стран убеждает, что малый бизнес повышает гибкость производства по изменяющимся условиям, новым требованиям научно-технического прогресса, спроса, повышает жизнеспособность и развитие национальной экономики.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.