Малый бизнес предпринимательство в россии

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Власенко О.В, к.э.н.

Сивонина А.А.

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

В настоящей статье рассматривается вопрос государственной поддержки малого бизнеса в России. В настоящее время для российской экономики малый бизнес является существенным фактором роста эффективности производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни населения. И конечно, этому сегменту легче развиваться с поддержкой государства, в связи с чем проблемы, затронутые в статье, являются актуальными.

Ключевые слова: бизнес, малый бизнес (предпринимательство), предприниматель, государство, поддержка, фонды.

В нашей стране исследованию проблем малого бизнеса и его государственной поддержки уделяется, на мой взгляд, еще недостаточно много внимания. И, напротив, за рубежом исследованием этой темы занимаются уже давно. По мнению американских ученых, бизнес — это вид деятельности по осуществлению смелых, важных и трудных проектов. Бизнес — рискованное дело, добровольное осуществляемое гражданами (их объединениями) на свой риск и пол свою ответственность. Бизнес ассоциируется со стремлением сделать что-то новое, придумать что-то новое или улучшить уже существующее. Оно неразрывно связано с такими понятиями, как динамизм, инициатива, смелость, и высвобождает в обществе тот потенциал, который многие интересные идеи превращает в реальность.

Если рассматривать западные страны, то современный бизнес характеризуется как особый, новаторский, анти-бюрократический стиль хозяйствования, в основе которого — постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации, умение привлекать и использовать для решения поставленной задачи ресурсы из самых разнообразных источников. Такой подход имеет весьма важное значение и для развития предпринимательства в России. Но следует подчеркнуть при этом, что для создания и развития своего предприятия предприниматель должен «искать» источники ресурсов на основе действующего законодательства.

Малый бизнес — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях (показателях), констатирующих сущность этого понятия. Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого предпринимательства, являются численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода) и др.

Статьей 4 Федерального закона «О развитии малого предпринимательства в РФ» определены категории субъектов малого предпринимательства (бизнеса).К этим субъектам относятся, внесенные в единый государственный реестр юридических лиц, потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственный и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, фермерские хозяйства.

Средняя численность работников не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий; до 100 человек включительно для малых предприятий, среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек.

Государственная поддержка предпринимательства представляет собой сознательное создание экономических и правовых условий, стимулов для развития бизнеса, а также вложение в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях. С точки зрения предпринимателей именно государство должно создавать условия, в которых он сможет эффективно достигать своих целей (максимизации прибыли, эффективности инвестиций, минимизации риска, защиты собственности и личности и т.п.). С точки зрения государства предприниматель привязан обеспечить реализацию целей и интересов более высокого порядка (рост общественного благосостояния, поддержание занятости, укрепление национальной безопасности, экономическая помощь и т.п.). В области пересечений целей и интересов государства и бизнеса может осуществляться эффективная

государственная политика. Отсюда вытекает стратегия и тактика государства по отношению к предпринимательству.

Структура поддержки малого бизнеса представляет собой набор определенных организаций, осуществляющих эту поддержку на должном уровне. Это могут быть коммерческие или некоммерческие организации, созданные в качестве подрядчиков и размещающих заказы на выполнение работ для государственных нужд. Кроме того в инфраструктуре присутствуют фонды поддержки предпринимательства, фонды поручительства и гарантий, инвестиционные фонды для привлечения финансовых средств, бизнес-инкубаторы, научные парки, общественные организации, муниципальные и государственные фонды, венчурные фонды, а также центры занятости.

В виде схемы можно представить, как государство может влиять и помогать малому бизнесу (рис. 1).

Рисунок 1. Влияние и помощь государства малому бизнесу

Так же можно выделить муниципальные программы государства для поддержания малого бизнеса в России. Во-первых, грантовая поддержка начинающих предпринимателей. Принять участие в этой программе могут субъекты малого предпринимательства, которым на момент подачи документов не исполнился один календарный год с даты регистрации. «Грант предоставляется на возмещение 70% от понесенных затрат, максимальная сумма гранта — 300 тысяч рублей.» Во-вторых, субсидирование части затрат по лизинговым платежам. Поддержка оказывается предприятиям независимо от длительности их существования. «Главное условия: должен быть заключен лизинговый договор, внесен первый платеж по договору. Город по заявлению предпринимателя может возместить ему 25% от суммы договора купли-продажи предмета лизинга, максимальный объем от суммы договора купли-продажи предмета, лизинга, максимальный объем возмещения — 1 млн. рублей.» В-третьих, областной проект «Гарантийный фонд». Суть этого проекта: получение предприятиями поручительств по кредитам. Участвуют в нем субъекты бизнеса, существующие не менее полугода. «Условие: наличие положительного заключения банка о предоставлении кредита. Кредит должен составлять от 1 млн. рублей, максимальный объем поручительства — 10 млн. рублей. Прежде чем дать поручительство, в АГР внимательно изучают финансовые показатели предприятия.»

В 2012 году вступили в силу две новые программы: во-первых, грант малым инновационным компаниям — это субсидии юридическим лицам — субъектам малого предпринимательства, созданным не ранее 1 августа 2009 года, деятельность которых заключается в практическом применении результатов интеллектуальной деятельности. Во-вторых, грант начинающим экспортерам -поддержка экспортно-ориентированных предприятий: частичная компенсация затрат.

Из всего вышесказанного можно сделать выводы, что формы и программы государственной поддержки малого бизнеса достаточно обширны и эффективны в применении при определенных знаниях, умении воспользоваться поддержкой государства для чего естественно необходима квалификация, как самого предпринимателя, так и его сотрудников. И конечно у этих программ есть и свои недостатки, одно из которых, и я является именно сложность воспользоваться определенными льготами и помощью, из-за которых в полной мере эффективных программ поддержки государства.

Существует несколько проблем в сфере малого бизнеса. Главная нерешенная проблема — это несовершенство федерального законодательства, т.е. недостаточная нормативно-правовая база,

громоздкая налоговая система, многочисленные недостатки упрощенной системы налогообложения, неработающий Федеральный закон о государственной поддержке малого предпринимательства. Также существуют проблемы финансирования и кредитования.

Сами банкиры утверждают, что поддерживать малый бизнес должно государство. Логично, ведь кредитные учреждения — не благотворительные фонды. Банк поддержит финансированием интересную предпринимательскую инициативу, имеющую чуткую деловую цель. Тогда как ключевая задача государства на сегодня — раскрутка института бизнес-инкубаторов. Однако возможности программ поддержки слишком ограничены. Дело в том, что по статистике на государственное финансирование может рассчитывать всего лишь один из пятидесяти предпринимателей. И это крайне низкий показатель.

Также нельзя не уделить внимание проблеме кредитования. Сегодня около половины заемщиков оформляют банковские кредиты для покрытия текущих затрат. Около 25% клиентов в качестве цели получения займа указывают покупку оборудования, транспортных средств, социальной техники." «Остальные предприятия за счет заемных средств планируют приобрести коммерческую недвижимость, либо открыть новое направление в бизнесе. Однако свыше 15% заявок на получение бизнес-кредитов банкиры отклоняют.

В течение 2010 года происходили постепенные изменения в национальном хозяйстве в лучшую сторону. На рынок кредитования вышли крупнейшие банки, обладающие обширной филиальной сетью. Некоторая активизация наблюдается и на региональном уровне. Как следствие, повышение уровня конкуренции повлекло за собой улучшение условий кредитования. Очевидно, что в России нужно вдвое большее количество действующих малых предприятий. По этому показателю важно хотя бы немного приблизится к развитым странам, а для этого достижения данной цели требуется создание четкой структуры государственной поддержки. При этом идет речь не только о законодательных изменениях и нововведениях, но и о конкретных действиях осуществляемых властями регионального и местного уровня. На сегодняшний день в России существуют все возможности для государственной поддержки бизнеса по лучшим мировым стандартам. Но, несмотря на это, отечественное предпринимательство характеризуется низкой активностью. Так, по результатам социологических исследований, доля инновационно — активных предприятий в стране не превышает 12%. Лишь в 16% компаний сообщили, что внедряют новшества, существенно изменяющие и повышающие качество. А совершенствованием производственного процесса занимаются всего 9%.

В настоящее время не ослабевает после кризисное, 2008 года, состояние все российской экономики. Финансовый кризис нанес серьезный урон малому бизнесу. Сейчас ситуация несколько стабилизировалась, но многие проблемы остались нерешенными. Среди них, в частности, финансовая безграмотность населения, административные барьеры и коррумпированность чиновников, неустойчивое экономическое развитие страны, высокий уровень региональной дифференциации.

Политика поддержки малого предпринимательства основывается на двойных стандартах. С одной стороны, представители государственной власти постоянно говорят о необходимости снижения административных барьеров. С другой стороны, законодатели принимают законы, существенно осложняющие жизнь малым предприятиям. Так, в январе 2011 года вступил в силу Закон о замене единого социального налога страховым взносам. Предприятия платят за работников 34% их зарплаты. Такая нагрузка может оказаться неподъемной ношей для малого бизнеса. Поэтому существует высокая вероятность того, что подобная мера приведет к массовому возвращению фирм к серым зарплатам и уходу в тень. Другой пример излишних барьеров для малого предпринимательства — это излишний протекционизм.

В заключение хотелось бы отметить, что государство заинтересовано в развитии отрасли -малый бизнес и пытается поддерживать его, разрабатывая программы для улучшения работы. Особенности состояния и развития малого бизнеса на нынешнем этапе определяются, прежде всего, результатами экономической политики государства, а, как упоминалось, на экономику в целом повлиял кризис 2008 года и на данный момент сегмент тоже отложил твой отпечаток.

Недоверие банков-кредиторов значительно влияет на развитие малого бизнеса. Если повысить доверие банков (одним из вариантов является более активное участие в государственной поддержки малого бизнеса оценочных компаний и страховые компаний), то процентные ставки будут понижаться, предпринимателям будет легче заниматься своей деятельностью и эта отрасль в РФ будет развиваться и данное действие будет выгодно для банка тоже, так как возрастет число клиентов, а, следовательно, и прибыль банков.

Так же квалификацию кадров и их развитие на региональном уровне необходимо анализировать комплексно, и уже после именно такого анализа делать выводы и принимать решения

о конкретных (относящемся к конкретному региону) проектах малого бизнеса. В таком случае государство будет поддерживать не только без рисковые проекты, но и проекты в регионах, в которых они необходимы и на условиях которые для этого региона реальны и выгодны.

Представляется важным проблема большого количества предприятий, которые не получают помощь от государства, на которую они могут претендовать в соответствие с российским законодательством. Решение данной проблемы — это повышение квалификации кадров и самих предпринимателей. В такой ситуации предприниматели будут точно знать и понимать, как и при каких условиях, они смогут получать помощь. На наш взгляд, при создании образовательных программ их необходимо конкретизировать по категориям участников, а именно на начинающих предпринимателей; действующих предпринимателей-собственников малых предприятий; наемных менеджеров малых предприятий; персонал субъектов инфраструктуры малого бизнеса. С другой -важно обеспечить их взаимосвязь, определенную унификацию, обусловленную сущностью малого предпринимательства. Первое требование реализуется в форме достаточно широкого спектра программ различной продолжительности и уровня, а второе — через модульный характер их построения, при котором один и тот же курс с определенными модификациями может преподаваться несколькими категориями слушателей.

Так же можно выделить важный момент — направленность средств, сил и развития на конкретные недостатки или выгодные позиции малого бизнеса, а не пытаться поддерживать в целом, так как очевидно, что более углубленный анализ и более конкретизированная помощь принесет в итоге больше пользы и развития в эту сферу деятельности.

Конечно, весь ряд проблем охватить и решить в коротком исследовании не удастся, но даже попытка предложить решение проблем, предоставленные автором в этой работе позволяют сделать вывод о том, что эти вопросы требуют более глубокого изучения в дальнейших исследованиях.

Литература

1. Бирюков В.В., Власенко О.В. Развитие коммерческо-предпринимательской деятельности в современной России — Омск, 2007.

2. Бусыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс.

3. Власенко О.В. Предвидение будущего. Разработка конкурентной стратегии коммерческо-предпринимательской структуры и прогнозирование ее развития // Российское предпринимательство. 2008. № 3. С. 60-63.

4. Коноков Д.Г.Организационная структура предприятий.

5. Лапуста М.П. Предпринимательство. — М., 2009.

6. Метелев И. С. Конкурентоспособность субъекта предпринимательской деятельности: системные основы и региональная практика — Омск, 2011.

7. Метелев И.С. Конкурентоспособность субъекта предпринимательской деятельности: сущность, методы, факторы //Проблемы современной экономики. 2011. № 1. С. 116-120.

8. Метелев И.С. Организационно-экономические особенности функционирования субъекта малого предпринимательства в системе государственного и муниципального заказа // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2011. № 3. С. 80-85.

9. Метелев С., Мурзагаянова З. Малое предпринимательство нуждается в поддержке государства // Человек и труд. 2007. № 2. С. 79-83.

10. Метелев С.Е. Финансовый менеджмент — Омск, 2011.

11. СПС «КонсультантПлюс» (Дата обращения 12. 2012).

12. Строкова И.В. Государственное регулирование малого предпринимательства (на примере Омского региона) — Омск, 2009.

13. Федеральный Закон № 209-ФЗ от 24.07.2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.