Малого и среднего бизнеса было

Количество предприятий малого бизнеса в России увеличивается, а их роль в экономике нет

Аудиторы Счётной палаты в 2017 году, проверяя результаты работы государственной программы поддержки малого и среднего предпринимательства, пришли к, казалось бы, парадоксальному выводу — при росте количества субъектов малого и среднего предпринимательства за 2010−2016 годы на 27,6% (с 4,6 до 5,8 млн компаний и индивидуальных предпринимателей), число работников малых и средних предприятий сократилось на 3,2 млн человек — до 15,8 млн сотрудников, а их совокупная доля в ВВП составила не более 20%.

Не все эксперты полностью согласны с приведенными Счётной палатой данными, отмечая, в частности, несовершенство используемой статистики в части учета индивидуальных предпринимателей. Однако не вызывает сомнений, что в целом роль малого и среднего бизнеса в России значительно ниже, чем в развитых странах, и за последние годы позитивной динамики не прослеживается. Несмотря на существенные объемы государственных расходов по данному направлению (только за 2015−2016 годы на поддержку малого и среднего бизнеса было выделено более 150 млрд рублей), по таким ключевым показателям, как доля малого и среднего бизнеса в ВВП и занятости в нём населения, сохраняется практически трехкратное отставание России от стран ЕС.

Как помогает государство

В этом общественное мнение зачастую винит чиновников. Говорят о коррупции при распределении государственной поддержки, неэффективных расходах бюджетных средств, неправильно выбранных приоритетах. Совсем недавно, выступая в Госдуме, зампред всё той же Счётной палаты Вера Чистова заявила, что Минэкономразвития из года в год выдаёт субсидии одним и тем же предприятиям, а распределяются эти меры поддержки среди всего 1% предпринимателей.

Однако возможности федерального правительства напрямую влиять на эту сферу довольно ограничены, и нельзя сказать, что государство совсем ничего не делает для помощи предпринимателям. За последнее время в два раза увеличен порог оборота для отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства. Это означает, что большее число компаний может претендовать на государственную поддержку. Теперь малым предприятием считается компания с оборотом до 800 млн рублей в год и с численностью сотрудников до 100 человек, а средняя — с оборотом до 2 млрд рублей, имеющая не более 250 сотрудников.

Власти ввели двухлетние налоговые каникулы для впервые созданных индивидуальных предпринимателей в сфере промышленности, социальной и научной сферах, в сфере услуг. Введена квота в 18% для малого бизнеса в закупках государственных компаний. Создана Федеральная корпорация по развитию малого и среднего бизнеса. Но при этом в последние годы постепенно сокращается финансирование из федерального бюджета региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства по линии Минэкономразвития.

Однако это сокращение не влияет принципиальным образом на ситуацию с малым и средним бизнесом в регионах, поскольку и сейчас, и ранее объемы государственной поддержки были не так велики — в среднем 150−250 млн рублей на один субъект Российской Федерации. Эти деньги позволяют точечно помочь десяткам конкретных предприятий, создать один-два объекта инфраструктуры. Но тысячи, десятки тысяч малых предприятий даже не знают о том, что региональные власти получают федеральные средства на оказание им поддержки.

Что мешает расти малому бизнесу

Есть ли способ помочь небольшим компаниям так, чтобы они заняли достойное место в экономике? Да, но потребуются не точечные денежные вливания, а масштабное изменение целого ряда институциональных условий, сложившихся в российской экономике.

Что самое важное для любого бизнеса? Спрос на производимую продукцию. Но здесь российские малые предприятия сталкиваются с трудностями, нехарактерными для их коллег из развитых стран. В России чрезвычайно велика роль крупных, в первую очередь государственных компаний. А крупный российский бизнес, и в этом отношении он как раз не отличается от европейского или американского, привык работать с крупными поставщиками, которые могут обеспечить большие гарантии и удовлетворить повышенные требования по объему поставок.

Сотрудничество с малым бизнесом, хотя он зачастую может поставлять более качественную и дешевую продукцию, несет дополнительные риски, от которых крупный бизнес старается уйти. В диверсифицированной экономике это не является проблемой, так как малые и средние предприятия могут эффективно работать друг с другом, но в России конечный спрос на многие товары сконцентрирован в крупном бизнесе.

Правительство делает попытки изменить ситуацию. Например, ради этого оно ввело квоты на закупки у малых предприятий крупным государственным бизнесом. Формально ситуация улучшается. По данным Корпорации развития малого и среднего предпринимательства, объем таких закупок увеличился в 2017 году по сравнению с годом ранее примерно на треть, до 2 трлн рублей. Однако насколько велика доля в этих закупках «псевдо-МСП», компаний, являющихся «дочками» крупного бизнеса или аффилированных с менеджментом заказчика, не знает никто.

Другой проблемой, в решении которой, правда, за последние годы есть некоторые успехи, является низкая доступность капитала, в первую очередь банковских кредитов, для малого бизнеса. С одной стороны, малые предприятия часто не могут платить проценты по кредитам по той высокой ставке, которую предлагают банки, в силу невысокой рентабельности бизнеса. А с другой — у них далеко не всегда бывают залоги, которые могли бы послужить обеспечением и способствовать снижению ставки.

Однако острота этой проблемы постепенно снижается как в силу планомерного уменьшения ставки рефинансирования Банка России, к которой привязаны проценты по кредитам в коммерческих банках, так и в силу появления ряда государственных программ, направленных на предоставление поручительств и гарантий субъектам малого и среднего бизнеса, а также на стимулирование их кредитования банками по льготным процентным ставкам. В результате за 2016 год общий объем предоставленных кредитов малым и средним предприятиям составил 5,16 трлн рублей, что выше уровня 2015 г.

Не способствуют развитию малого предпринимательства и сохраняющиеся проблемы в системе правоприменения и защиты прав собственности. Риски утраты бизнеса по нерыночным, неправовым основаниям в России велики. Об этом говорится и в ходе опросов предпринимателей, и в экспертных дискуссиях. Из-за этого предприниматели ре стремятся инвестировать в развитие собственного бизнеса, это же способствует и оттоку капитала за границу. Если крупный бизнес еще может защитить себя, то малому бизнесу в случае рейдерской атаки приходится особенно тяжело.

Наконец, низкие темпы развития малого и среднего бизнеса в России отчасти объясняются и социокультурными факторами. Молодежь больше ориентирована на государственную службу, работу в крупных компаниях, в органах безопасности. Престиж предпринимательства невысок. Это объясняется экономическими факторами, но результатом является относительно небольшое число новых успешных бизнесов в России.

Так почему же, несмотря на все проблемы, данные Счетной палаты, Федеральной налоговой службы демонстрируют рост числа субъектов МСП? Дело в том, что зарегистрировать компанию в России легко, а официально закрыть — сложно и дорого. Поэтому в реестре появляется большое число компаний-пустышек, не ведущих никакой деятельности, но существующих на бумаге. Всего лишь своеобразная причуда статистики, маскирующая реальное положение вещей.

Михаил Голанд, директор по форсайту и программам технологического развития фонда «ВЭБ Инновации», 15 ноября 2018, 10:08

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.