Крупный бизнес в странах

Крупный бизнес способен функционировать не только в экономической системе в качестве одного из ее элементов, но и способен влиять на экономическое пространство вокруг себя. Другими словами, такой бизнес может влиять на экономическую ситуацию в области своей деятельности.

Сущность и понятие крупного бизнеса

Крупный бизнес, как и любой другой, предполагает следующие основные функции:

Крупный бизнес способен влиять на экономическое пространство вокруг себя
  • Учет и ведение финансов;
  • Маркетинг;
  • Материально-техническое обеспечение;
  • Производственная и кадровая функции;
  • Маркетинг.

Но наряду с основными функциями крупный бизнес предполагает и побочные в виде научно-исследовательских работ, поддержки предпринимательству и связи с общественностью.

В России крупный бизнес представлен тремя основными формами: самостоятельное предприятие, компания и интегрированная бизнес-группа. Самостоятельное предприятие является неделимым хозяйственным объектом, в котором существует единая производственная структура. Такое предприятие не обязательно должно быть представлено одним юридическим лицом: их может быть несколько, однако в данном случае это номинальное деление.

Компания представляет собой объединение нескольких комплексов, которые сами по себе не являются юридическими лицами, а объединяются такие комплексы вокруг общей сферы деятельности. Тем не менее, компания имеет единый общий управленческий центр, при этом все предприятия контролируются одним собственником или их группой. Несмотря на это, каждое предприятие является самостоятельной единицей, которая при необходимости может вести свою деятельность отдельно от компании.

Интегрированная бизнес-группа — это совокупность предприятий, которые могут выступать, как единая группа, однако в основном такие предприятия работают самостоятельно и независимо друг от друга, нередко — в разных отраслях. Такое объединение в группы происходит из-за того, что все эти предприятия имеют общих собственников.

Главная особенность крупного бизнеса заключается в том, что для увеличения доходов масштаб деятельности такого вида бизнеса должен постоянно расширяться. Но при таком увеличении масштаба возникают как положительные, так и отрицательные эффекты. Если говорить об экономии и увеличении прибыли — это происходит за счет того, что с увеличением размеров предприятия появляются новые возможности использования преимуществ специализации в производстве и управлении. При этом возможно развитие побочных производств, которые основываются на использовании отходов основного производства.

Но чем больше структура — тем труднее ею управлять, взаимодействие между разными подразделениями замедляется, в результате организация или фирма становится менее гибкой в экономическом отношении. Руководство не может осуществлять полноценный контроль за исполнением принятых решений, а в некоторых отдельно взятых подразделений нередко могут возникать свои интересы, которые не только не совпадают, но и могут противоречить политике всего предприятия в целом.

Деятельность крупного бизнеса: плюсы и минусы

Очевидно, что крупный бизнес оказывает значительное влияние на национальную экономику: он гораздо эффективнее среднего и малого бизнеса. Это приводит к тому, что именно в крупном бизнесе сконцентрированы основные денежные потоки. В России представители крупного бизнеса играют все более весомую роль по нескольким причинам.

Крупный бизнес оказывает значительное влияние на национальную экономику

Такие компании стремятся к экономии за счет увеличения масштабов производства: это достигается путем сокращения издержек на единицу выпускаемой продукции при увеличении объемов производства. Например, вместо старого затратного оборудования приобретается новое, более эффективное, также происходит перераспределение используемых ресурсов.

Вместе с тем компании-представители крупного бизнеса на определенном этапе выходят на международный рынок, где использование относительно дешевых ресурсов мировой экономики становится их преимуществом. При этом приходя на рынки развивающихся стран, такие компании способны воздействовать на их экономическую систему.

Но есть у крупного бизнеса и слабые стороны, к которым относятся:

  • Избыточная концентрация экономики;
  • Локализация хозяйственных отношений;
  • Блокирование горизонтальных хозяйственных связей, которые не выходят за пределы определенной компании.

Крупный бизнес в современной экономике России

Место крупного бизнеса в современной российской экономике — краеугольный камень споров экономистов. Несмотря на некоторые отрицательные аспекты такого бизнеса, никто не оспаривает его функцию движущей силы экономики страны. Но противники этой точки зрения все же утверждают, что крупный бизнес — это скорее «трубопровод», который ничего не производит, но является «транспортером» денежных потоков в государственную казну. Такое мнение не лишено оснований, особенно если учесть, что главную роль в развитии экономики России сегодня многие возлагают на малый бизнес.

На практике ни одна из этих точек зрений не может быть правильной. Опыт других развитых стран со стабильной и растущей экономикой показывает, что там на крупном бизнесе держится все. При этом никто не умаляет роли среднего бизнеса, обеспечивающего значительную часть занятости населения, а значит и основным «поставщиком» налогов в казну. Что касается малого бизнеса — его функции не менее важны, и это в первую очередь обеспечения стабильного дохода населения.

Но если брать крупный бизнес именно в России — эта модель верна при двух оговорках. Во-первых, крупный бизнес является в России не только основным налогоплательщиком, но и своеобразным экономическим «донором». Во-вторых, ни в одной другой стране крупный бизнес не играет такую большую роль в процессах внедрения, как в России.

Крупный бизнес в других развитых странах

В России вся экономика основана на малом и крупном бизнесе, и если первый — это объемы, то второй — это качество (в данном случае — размер) доходов. В большинстве же других стран только крупный бизнес принимается в расчет, когда речь идет о стабильности экономики, при этом демократические страны поставили крупный бизнес в такое положение, что он должен договариваться с другими субъектами городской среды для успешного функционирования.

Для Запада и Европы крупный бизнес — это такие корпорации и компании, как GeneralMotors, Roal Dutch, Coca-Cola, Ford Motor, Mitsubishi и другие. Основу всего крупного бизнеса в развитых странах представляют корпорации, которые делят по принадлежности к экономическим моделям: англо-американская, японская и немецкая.

Для Запада и Европы крупный бизнес – это такие корпорации и компании, как GeneralMotors, Roal Dutch, Coca-Cola, Ford Motor, Mitsubishi и другие.
  • Американская модель создавалась на основе капиталистического рынка, который позволяет использовать достаточно широкий диапазон финансовых инструментов.
  • В японском варианте корпорации являются универсальными многоотраслевыми комплексами, самодостаточность которых обусловлена наличием в самой корпорации финансовых учреждений (в том числе — банковских структур), торговых компаний и производственных предприятий.
  • Немецкая модель корпорации — это прежде всего связь банковской и производственной сфер.

Но такое деление не означает, что характерные для одной модели черты абсолютно исключены для другой, при этом ни одна из моделей не является универсальной и идеальной. Кроме того — практика показала, что в разных странах озможны комбинации моделей.

Крупный бизнес в России и его развитие

Принято считать, что крупный бизнес в России появился совсем недавно, а именно — после рыночных преобразований, произошедших по причине кризиса 1998 года. Но начало было положено немного раньше — в 1992-1993 годах, после издания президентских указов и постановлений правительства о формировании таких компаний, как «Газпром», РАО «ЕЭС России»,»ЛУКойл«, ЮКОС и «Сургутнефтегаз».

Согласно указам президента происходит предельно быстрая приватизация предприятий, но в силу такой спешки некоторые шаги были непродуманными, и, как показала практика — неправильными. И если до 1995 года многие промышленные гиганты действительно держали на себе экономику страны, то впоследствии они перестали производить продукцию, а основной их доход составляла арендная плата от представителей малого бизнеса, которые платили за возможность использовать производственные мощности и площади бывших гигантов.

И вот на этом фоне создалась тупиковая ситуация: в те времена создать собственный бизнес без помещения не разрешалось законом, в результате чего спрос на недвижимость в те годы значительно вырос. Бывшие предприятия-гиганты первое время исправно платили налоги с денег, взятых за аренду, но этот процесс не мог быть вечным, так как прибыльность аренды со временем падала. В то же время крупные предприятия не могли больше производить товары без собственного оборудования и помещений.

Крупный бизнес в России появился совсем недавно, а именно — после рыночных преобразований, произошедших по причине кризиса 1998 года

Неизвестно, к чему бы такая ситуация привела, если бы не кризис 1998 года: выход из него по чистой случайности оказался не только безболезненным, но и спровоцировал экономический рост, который пошел на пользу всем формам бизнеса. Далее потекли двухтысячные годы, которые были противоречивыми, порой сложными, но часто и удачными для российской экономики. В результате не только крупный, но и весь бизнес в целом признали на Западе, и уже в 2009 году Россия вошла в список 300 крупнейших компаний мира по рыночной капитализации.

Несмотря на колебания экономики за прошедшие несколько лет и на два последних финансовых кризиса (2008 и 2015 годов) в целом положение России в экономическом плане заметно улучшилось, если сравнивать с девяностыми. Это проявляется в положительном балансе государственного бюджета и в соотношении экспорта и импорта. Кроме того — явно прослеживаются тенденции к восстановлению промышленности, и в целом экономика России является привлекательной для инвесторов.

Будущее крупного бизнеса, проблемы и перспективы

Необходимо признать, что в России крупный бизнес развивается недостаточно успешно. Но улучшить ситуацию — можно. Для этого в первую очередь необходимо создать соответствующие условия развития, к которым относятся следующие шаги.

  • Объединение малых организаций, фирм и компаний в крупные отраслевые предприятия.
  • Каждой фирме необходим тщательно продуманный бизнес-план как минимум на ближайшие три года: такая мера поможет крупным предприятиям эффективно работать, делать правильные прогнозы и вовремя реагировать на различные неблагоприятные ситуации.
  • Крупные предприятия не должны пренебрегать участием в различных конкурсах, так как это — отличный способ показать свои профессиональные достижения. Кроме того, в случае победы или хотя бы получения призового места не исключено мировое признание, или по крайней мере, компания или предприятие не останется незамеченным. Одни из наиболее известных крупных конкурсов — «Лучшее российское предприятие», «Менеджер года», «Товар года», премия «Бизнес-Олимп». Также необходимо проявлять активность при участии в выставках инвестиционных проектов и ярмарках: это позволит привлечь новых клиентов и сотрудников.

Также стоит перенять такой опыт западных и европейских предприятий, как обучение сотрудников в компании (впрочем, подобная практика уже довольно успешно начинает внедряться в России). Так предприятие сможет повышать уровень профессионализма своих сотрудников, а значит и свой профессиональный уровень тоже: ведь на предприятии будут работать обученные специалисты и профессионалы.

Дополнительно рекомендуется проводить разного рода акции, которые помогут достичь сразу двух целей: во-первых, потребители смогут научиться использовать товары и продукцию, которые производит предприятие, а во-вторых акции помогают существенно увеличить объемы продаж. Говоря об акциях, нельзя не упомянуть о рекламе, которая, как известно — двигатель торговли. И это не только способ привлечь новых клиентов, но и возможность обратить на себя внимание потенциальных солидных инвесторов.

Компании крупного масштаба не только обретают собственную выгоду, но и вносят свой вклад в рост экономики страны.

В качестве рекламных инструментов стоит использовать как можно больше способов: от уличной рекламы, раздачи листовок и расклейки объявлений до рекламы на радио, телевидении и в интернете. Последнее очень важно именно для предприятий, работающих в сфере крупного бизнеса.

При возможности использовать все вышеперечисленные способы и при удачном стечении обстоятельств любая крупная фирма имеет большие шансы добиться успеха. А главное — такие компании не только обретают собственную выгоду, но и вносят свой вклад в рост экономики страны.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.