Количество малого бизнеса в россии

Устойчивое развитие любой экономической системы невозможно без появления малых или частных предприятий [1]. Элементы малого предпринимательства зародились очень давно, но основное развитие пришлось на середину 80-х годов, начало положил Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» от 19.11.1986 г. Появление рыночных отношений, увеличивающаяся потребность в товарах и услугах, способствовали созданию кооперативов, которые стали прообразом малых предприятий [2]. Количество их росло. Кооперативы не требовали крупных стартовых вложений, имели высокую скорость оборота денежных средств, быстро реагировали на любые изменения рынка, поэтому объемы произведенных и проданных ими товаров, и услуг возрастали [3].

В истории развития малого предпринимательства в России можно условно выделить пять ступеней.

Период с 1986 г. по 1991 г. — первая ступень в истории развития отечественного предпринимательства. В это время происходило зарождение и стихийное развитие малого бизнеса, накопление капитала, увеличение доли частной собственности, развитие нормативно-правовой базы. 4 июня 1990 года Законом «О предприятиях в СССР» вводится такое понятие как «малое предприятие» [4].

Вторая ступень развития с 1992г. по 1994г. совпала с массовой приватизацией государственного имущества. В этот период количество малых предпринимательских структур увеличилось в три раза, что способствовало повышению занятости и самозанятости населения [5]. Но при этом возросло криминальное влияние на развитие бизнеса: рэкет, взятки и другие противоправные действия. Со стороны государства малые предприятия получили различные льготы. В 1992 году они были перерегистрированы и получили организационно-правовую форму.

На третьей ступени развития с 1995 по 1997 гг. прирост малых предприятий значительно сокращается. В связи с высокими рисками при ведении бизнеса, банки проводят избирательную политику кредитования в отношении малых предприятий [6], что приводит к нехватка свободных денежных средств. Кроме того, основная масса бизнеса была сконцентрирована в торгово-посреднической сфере, что способствовало насыщению рынка и снижению возможности быстрого получения прибыли [7]. Для дальнейшего развития малых предприятий необходимо было осваивать другие сферы деятельности. Государством разрабатываются программы поддержки малого бизнеса в производственной и инновационной сферах. Давление криминала ослабло.

Четвертая ступень развития (с 1998 г. по 2001 г.) совпала с августовским кризисом 1998 года. Финансовая база малого бизнеса была уничтожена. Реализация инвестиционных проектов прекратилась. Потребительская активность населения снизилась. Многие малые предприятия приостановили или совсем прекратили деятельность. Но сама структура малого предприятия: простота управления, быстрая мобилизация финансовых средств, внедрение достижений науки и техники, гибкость, — позволила быстрее восстановиться после кризиса и занять свободные ниши на рынке [8].

Пятую ступень развития (с 2002г.) характеризуют существенные изменения в сфере налогообложения. В июле 2002 года вступил в силу новый Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц», который упрощает процедуру регистрации малых предприятий. Для совершенствования налогообложения субъектов малого предпринимательства принят Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 101-ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о принятии утративших силу отдельных положений законодательных актов РФ».

Проведя анализ развития малого предпринимательства можно сделать вывод, что формирование и развитие происходило в сложных экономических, социальных, политических условиях. Несмотря на поддержку со стороны государства, современные малые предприятия вынуждены работать в постоянно изменяющихся экономических условиях, связанных с мировым кризисом, девальвацией рубля [9].

Говоря о роли малого бизнеса в целом в экономике России, хочется вернуться к словам Д.А. Медведева на саммите G20 в Сеуле «хорошее состояние малого и среднего бизнеса — это не только показатель стабильности отдельных экономик, но и фактор, который напрямую влияет на ситуацию в экономике глобальной».

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.