Как юридически оформить бизнес

Загораясь идеей открытия собственного дела, начинающий предприниматель спешит просчитать бюджет, собрать команду, разработать стратегию работы, и вовсе забывает о юридической стороне вопроса. Может ли бизнес существовать не зарегистрированным? Сколько длится процедура оформления? Что нужно обязательно прописать в уставе, если вы открываете бизнес с партнером? Эти и другие вопросы мы задали юристам из компании «Аутсорсинг груп «Посіпаки».

Не могу не спросить: откуда такое странное название?

Название компании не имеет никакого отношения к однойменному мультфильму. Если посмотреть в словарь, то «посіпаки» переводится как «преданные помощники» и «пособники».

Ми посчитали, что это название подходит под наш стиль и максимально отображает нашу концепцию. Ведь наша команда состоит из молодых креативных юристов, бухгалтеров и работаем мы преимущественно с современной аудиторией.

Кто ваша аудитория?

Чаще всего сотрудничаем со стартаперами. Помогаем им с решением юридических и бухгалтерских вопросов, предоставляем услуги по бизнес-асистированию. В общем, комплексно сопровождаем бизнес.

Наша цель — создать клиенту условия, при которых он сможет заниматься лишь генерированием и реализацией идей, а не тратить силы и время на решение «неинтересных» и «скучных» вопросов, касающихся юридического оформления.

Общаясь в кругах малого и среднего бизнеса, нередко можно услышать скепсис по поводу обращения к юристам, дескать, дорого, некачественно. Мы абсолютно с этим согласны, ведь часто сами сталкивались с непрофессиональным, а порой и откровенно жульническим подходом отдельных компаний к своим клиентам, которые стоят на пороге создания своего дела. Наше отличие в том, что мы сами стоим на этом пороге. Мы тоже стартап. И готовы результативно работать с людьми, чьи ценности идентичны нашим — самореализация и постоянное движение вперед.

pexels-photo-175045-large

Именно о юридических аспектах мы и поговорим. Может ли бизнес существовать без юридического оформления?

Фактически может. Но это нездоровая ситуация в плане взаимоотношений с партнерами и подрядчиками. Вы попросту не сможете стать партнером официально зарегистрированных компаний. Им будет невыгодно с вами работать.

Во первых, вы не сможете строить договорные правоотношения. Конечно, можно договариваться устно, надеясь на надежность партнера, но, как показывает практика, если вы договорились о чем-либо на словах — считайте, что вы не договорились вовсе. А если вы подтвердили договоренность юридически — вы имеете полное право требовать от партнера выполнения обязательств.

Отдельно отметим, что отсутствие нормальных договорных отношений противоречит самой природе ведения бизнеса, поскольку ни ты, ни твои партнеры не сможете декларировать и легализировать свои обороты.

Во вторых, вы привлекаете лишний интерес со стороны контролирующих органов, например, налоговой.

В третьих, вы не сможете оформлять законные трудовые отношения со своими сотрудниками, за что предусмотрена ответственность.

Не зарегистрированный бизнес не даст возможности выйти на рынок.

food-man-person-eating-large

А если мой бизнес — это домашняя пекарня, и я, собственно, не планирую ни с кем заключать договора?

Как было сказано раньше, регистрация бизнеса не только обязательна, а и выгодна, если, конечно, ты не печешь кексы для друзей и родственников. Тогда это не бизнес, а хобби.

Даже в сегодняшней экономической ситуации в стране, бизнес будет приносить прибыль, если правильно подойти к делу. А потому, даже если вы печете кексы дома, регистрация бизнеса даст вам ряд преимуществ.

Кроме того, полноценный подход к делу подразумевает грамотное ведение доходно-расходной части, финансовое планирование, рекламу, регистрацию бренда. Для всего этого юридическое оформление бизнеса является необходимым.

У вас есть примеры, когда люди на своем опыте убеждались в необходимости юридической регистрации?

У нас был клиент, который был уверен в нецелесообразности регистрации, поскольку у него была классная идея, налажено производство, покупатели и полезные связи, а прибыли не было. Он не понимал, почему.

Свою работу с ним мы начали с официальной регистрации, подбора оптимальной системы налогообложения, финансового планирования, ведения доходно-расходной части, одним словом — систематизации и структурирования всех процессов. Его ошибка заключалась в непрофессиональном подходе и неверном решении самостоятельно заниматься всеми задачами. Уже через месяц он перестал работать в убыток. А, начиная со второго месяца нашего сотрудничества, уже получал прибыль.

Подводя черту, важно отметить, что при получении прибыли налоги существенно выгоднее платить как хозяйствующий субъект, нежели, как физ. лицо.

Это выгодно по деньгам, плюс ты работаешь официально, можешь пользоваться всеми преимуществами зарегистрированного бизнеса.

business-partners

Помимо того, что юридическое оформление бизнеса упрощает общение с партнерами, какие еще аргументы вы можете назвать?

Если ваш бизнес не зарегистрирован официально — вы постоянно ходите по лезвию ножа.

Прежде всего, есть административная ответственность в виде немалых штрафов от 15 тысяч гривен с конфискацией продукции, средств производства, сырья за ведение предпринимательской деятельности без официальной регистрации. Кроме того, вы — любимый клиент контролирующих органов на предмет уклонения от налогообложения, нарушения порядка трудоустройства сотрудников и целой гаммы прочих нежелательных вещей.

Кроме того, если зарегистрирован бизнес, и вы уплатили все налоги, то ваши доходы «чистые», вы можете распоряжаться ими без ограничений. Вы можете купить машину, и когда налоговая спросит «откуда у вас такая сумма денег?», вы спокойно отвечаете «Занимаюсь бизнесом, все доходы задекларированы». Либо вы открываете Шенген, и в посольстве на вопрос: «Какие гарантии вашей финансовой состоятельности?» вы отвечаете «Занимаюсь бизнесом, имею доходы. Вот выписка по банковскому счету, вот копия декларации о доходах». И множество аналогичных ситуаций.

А если же деньги заработаны неофициально, соответственно, не уплачены налоги, то эти доходы — «грязные», и их нужно «отмывать», что дорого, сложно и опасно.

Регистрация знака для товаров и услуг (логотип/торговая марка) также важно, как и его разработка, поскольку, если начать использовать свой логотип, официально его не зарегистрировав, вы можете его лишиться крайне быстро.

Помимо этого, зарегистрированная торговая марка даст Вам возможность использовать доменное имя с концовкой .ua, без других приставок.

Из совокупности перечисленных выше элементов и состоит грамотное, здоровое развитие бизнес — детища.

Бизнес, не оформленный официально, не будет развиваться.

pexels-photo-29642-large

От чего зависит длительность и сложность юридического оформления?

Тут все зависит от того, чем вы хотите заниматься. Будете работать один или с партнерами? В одном случае достаточно зарегистрироваться обычным предпринимателем, в другом — необходимо создавать юридическое лицо, получать лицензии и прочие разрешительные документы. Организационно-правовые формы отличаются друг от друга обязательствами участников, системой налоговой отчетности, а также механизмом распределения дивидендов и прибыли.

Например, общество с ограниченной ответственностью отвечает по своим обязательствам только в рамках своего учредительного капитала. Предположим, вы заключили договор поставки, взяли деньги, а товар по каким-то причинам не поставили. В этой ситуации вы будете отвечать перед партнером только в пределах суммы, прописанной в уставе (законодательно минимальный размер учредительного капитала не регламентирован, соответственно, если уставной капитал составляет 60 гривен, а ваша доля в нем 30, то по любым обязательствам вашего общества вы будете отвечать максимально только суммой в 30 гривен).

Подводные камни кроются в излюбленной для многих организационно-правовой форме ФЛП. Качественная и быстрая регистрация, отсутствие нужды готовить учредительные документы, удобные налоговые ставки, делают ее привлекательной для человека решившего заниматься бизнесом. Стоит помнить, что ФЛП отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, невзирая на то, имеет ли оно отношение к предпринимательской деятельности или нет.

Временные рамки также зависят от вида бизнеса. Сложность конечного продукта вашей работы определяет сложность механизмов заложенных в его производство. Не исключением тут является и юридическая часть. Соответственно, если вы решили продавать бытовые товары, оборот которых не запрещен и не требует специального разрешения, вам достаточно зарегистрировать субъект предпринимательской деятельности, к примеру, ФЛП, выбрать оптимальную систему налогообложения, стать на учет, по необходимости открыть счет в банке. Все это займет не более 2-3 рабочих дней.

Если же вы решили осуществлять продажу подакцизных товаров, вести внешнеэкономическую деятельность заниматься финансовой деятельностью, ценными бумагами, медицинскими препаратами, вас ждет более трудоемкий процесс. Вам нужно будет, как минимум выбрать и зарегистрировать ту организационно-правовую форму, для которой разрешен этот вид деятельности, и получить разрешительную документацию

Немаловажен аспект самой государственной регистрации предприятия. С начала 2016 года был принят новый закон, регламентирующий процесс проведения регистрации. Положительными тенденциями в нем стоит указать возможность онлайн регистрации и нотариальной регистрации, что на практике привело к разгрузке районных администраций от огромных очередей предпринимателей. Положительно так же документальное упрощение процедуры регистрации и отмена извечного бюрократического принципа подать «справку про справку».

pexels-photo-large

Что нужно обязательно прописать в уставе на начальном этапе, если я планирую бизнес с партнером?

Подготовка устава — это достаточно кропотливый процесс. Вы должны понимать, что устав — это ваши внутренние правила игры, которые регламентируют, как определение частей учредительного капитала, распределение дивидендов, так и порядок исключения участника из общества, продажу им своей части компании, ликвидацию. Мы вынуждены констатировать, что украинское корпоративное законодательство, находится сегодня на очень низком уровне. Хозяйственные суды завалены спорами между вчерашними партнерами, в силу того, что отдельные положения устава прописаны некорректно, двузначно. Лучше не надеяться в этом случае на себя и не скачивать из интернета шаблонные уставы, которые давно не соответствуют требованиям закона, а поручить это дело юристам, которые максимально прозрачно и юридически грамотно оформят ваш корпоративный закон.

Много стартаперов начинают бизнес только на доверии и, чтобы платить меньше налогов, регистрируют дело на одного из них, как на ФЛП. В случае ссоры, когда доходит дело до разделения бизнеса, остальные партнеры все теряют.

Поэтому мы рекомендуем создавать корпоративный субъект хозяйственных правоотношений и четко прописывать в уставе доли каждого. В этой ситуации, все будет честно и каждый будет защищен и иметь право на дивиденды с бизнеса пропорционально его вкладу.

Если бизнес делают двое и больше партнеров, есть смысл оформлять юридическое лицо и прописывать долю каждого в уставном капитале.

Как происходит процедура внесения изменений в устав?

Есть два вида изменений: изменения про саму компанию и изменения в уставе. К первому типу относится информация, которая отображается только в реестре, например, директор, номер телефона фирмы и т. д. Ее изменить очень легко — заполняете утвержденную форму заявления и регистрируете. Ко второму типу относятся смена адреса, данные про учредителей и любая другая информация, которая содержится в уставе, тогда нужно подготовить новый устав, протокольные решения и осуществить регистрацию. 24 часа — и все изменения внесены.

pexels-photo-large (1)

Кстати, про адрес. Правда ли, что зарегистрировать бизнес можно на жилое помещение? То есть, я могу сделать квартиру своим юр. адресом?

Адрес, как мы уже сказали, и правда чаще всего меняется. Компания развивается — переезжает. Законодательством Украины запрещено быть зарегистрированным по одному адресу, а фактически находиться по другому. И те, кто так делает, должны быть готовы к тому, что в любой момент у них могут возникнуть проблемы, начиная от штрафов заканчивая принудительной ликвидацией.

Физическое лицо-предприниматель имеет полное право регистрироваться по месту прописки (т.е. в квартире или доме). Что же касается юридических лиц, то в законе нет четкого указания, что регистрировать на квартиру нельзя. Разница между жилым помещением и офисным, прежде всего, в тарифах на коммунальные услуги (для квартир они дешевле). Тем не менее, есть ряд подзаконных актов, в которых говорится, что офисом может быть только нежилой фонд.

Зарегистрироваться не в офисе можно, основываясь на том, что этот вопрос не урегулирован законом. Но будьте готовы к тому, что к вам могут быть претензии, и вам придется оспаривать свою правоту в судах.

Лучше довериться юридической компании или иметь в штате юриста?

С экономической точки зрения дешевле обратиться в юридическую компанию, чем нанимать человека, создавать дополнительное рабочее место, платить ему зарплату и платить за него налоги. Еще один аргумент в пользу юр. компании — там работают юристы из разных отраслей, в то время, как вы наймете юриста, который разбирается только в одной конкретной отрасли права. Нет человека, который бы разбирался во всех отраслях одинаково хорошо. Предположим, у вас возник вопрос, который затрагивает юридические и бухгалтерские сферы. Ваш юрист, кооперируясь с бухгалтером, будет искать оптимальный ответ и алгоритм действий, причем не всегда успешный. Суть же нашей работы заключается в том, что мы работаем над всеми вопросами юридически-бухгалтерской группы, находя лучшие решения для вас. Ко всем прочему, мы находимся у себя в офисе, выезжая к вам только по необходимости.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.