Как вести малый бизнес

Любой начинающий предприниматель старается учиться на чужих ошибках и вводит в поисковую строку Яндекса или Гугла запросы в духе: «С чего начать свое дело», «Свой бизнес с нуля» и «Как вести малый бизнес». В этой статье мы хотим рассказать о важных опорных точках, которые помогут малому бизнесу окрепнуть.

Клиенты и продажи

Предприниматель получает доходы за организацию производства и труда, риск, инновации и проявление своих личных предпринимательских способностей. При этом источник доходов — это ресурсы клиентов, которых удалось привлечь, заинтересовать своим товаром или услугой, получить от них оплату и, возможно, заручиться их постоянным интересом.

И это известная истина: главный фокус внимания при ведении бизнеса — это клиенты и продажи. Важно понимать, кто является вашим клиентом, насколько разнообразна эта аудитория, как к ней следует обращаться, и где водятся все эти люди. Это позволит целенаправленно привлекать новых клиентов, изучать их реакции, вести с ними продуктивную работу, чтобы они переходили в разряд стабильных покупателей и советовали ваши товары или услуги своим друзьям и знакомым.

Не менее важный момент — продажи. При каких условиях и в какое время клиент готов совершить покупку, зависит ли его решение перечислить свои деньги на ваш счет от каких-то сопроводительных услуг, скидок, условий доставки, вашей гибкости и массы других деталей, которые уже зависят от специфики бизнеса.

Если владелец малого бизнеса хочет эффективной работы и стабильного роста, то около половины своего ресурса он должен посвятить продажам и работе с клиентами. Это обстоятельство надо учитывать уже при написании бизнес-плана. Иногда предприниматель занимается работой с клиентами лично, чтобы держать важное направление под своим контролем, иногда он делегирует часть задач доверенным сотрудникам. Но планировать, задавать вектор работы, озвучивать задачи — это функция руководителя.

Работа с клиентами включает два базовых направления:

  • Привлечение новых клиентов с помощью рекламы, соцсетей, работы над своим сайтом, писем, звонков и т. д.
  • Удержание старых клиентов с помощью подарков, скидок, человечного отношения, интереса к их мнению, информационной помощи и т. д.

Лояльные клиенты помогают компании пережить сложные времена, помогают экономить средства, которые могли пойти на дополнительную рекламу, приводят в компанию новых покупателей. Стабильные клиенты — очень важное направление работы, и вернуть потерянного клиента гораздо сложнее, чем вовремя заинтересовать и удержать его. Руководитель бизнеса должен постоянно придумывать и испытывать разные способы привлекать новых покупателей и удерживать существующих.

Еще один важный фокус внимания — каналы продажи ваших товаров или услуг. Клиенты должны проявлять свою лояльность активно и делать у вас покупки снова и снова. Ищите способы увеличивать продажи, делать комплексные продажи, придумывайте акции, находите выгодные каналы сбыта. Постоянно пробуйте новые формы продажи и укрепляйте хорошо работающие методы. Если у вашего бизнеса будет много клиентов, и вы будете много им продавать, то остальные задачи будут решаться гораздо легче.

Организация учета и отчетности

Всякий бизнес требует уплаты налогов, а при наличии сотрудников — еще и взносов во внебюджетные фонды, сдачи отчетных документов в разные контролирующие органы. Руководитель малого предприятия может самостоятельно заняться организацией налогового и бухгалтерского учета, особенно если он имеет подготовку в этой сфере. Но в таком случае ему стоит обратить внимание на бухгалтерские программы или онлайн-сервисы, которые снимают львиную часть рутинных забот с предпринимателя и помогают организовать деятельность в соответствии с законом. Программа или сервис помогут вам создавать первичные документы и вести Книгу учета, подскажут, когда и какие документы нужно отправить в налоговую или Пенсионный фонд, автоматически сформируют отчетность на базе тех данных, которые вы вводили в течение всего отчетного периода.

Если руководитель не готов документировать дела компании самостоятельно, то можно передать эти задачи опытному бухгалтеру. Малые предприятия не всегда готовы брать учетного специалиста в штат, и хорошей альтернативой становится бухгалтерский аутсорсинг. Услуги удаленной бухгалтерии стоят дороже чем покупка бухгалтерской программы или сервиса, зато владелец бизнеса сможет всего себя посвятить развитию предприятия. В этом случае надо помнить, что ответственность за возможные нарушения все равно несет директор компании. А значит выбирать обслуживающую бухгалтерию нужно тщательно. Мы уже писали, на какие критерии нужно обратить внимание.

Ставьте цели и задачи, формируйте план

Поставленная цель позволяет сосредоточенно двигаться к ней, особенно если она разбита на реалистичные задачи и более мелкие цели. Хороший план по выполнению целей сопровождается расчетами: сформируйте оптимистический, пессимистический и оптимальный планы, сверяйтесь с ними, чтобы понимать, куда вы движетесь и есть ли возможность улучшить положение. Определите для себя главное направление, базовую стратегию и гните свою линию. И, конечно, оформлять организацию и начинать деятельность нужно, только после того как просчитана вся бизнес-цепочка. Пусть вас не вводит в заблуждение то обстоятельство, что малый бизнес не требует больших вложений. Это не означает, что можно приступить к делу, чтобы потом разобраться «как-нибудь».

Ваши сотрудники должны знать, к каким показателям стремится компания, так ваш бизнес будет устойчивее. При этом сохраняйте деловую дистанцию с работниками, не будьте с ними «друзьями», хотя в малом бизнесе это часто случается, оставайтесь на «вы». Еще один сомнительный ход — пригласить друзей и знакомых в качестве сотрудников.

Если вы упорно работаете, а ваши стратегические планы и цели по-прежнему далеки от реализации, — ищите более доходные ниши и идеи. Бизнес — это извлечение прибыли, а не преданность однажды взятому курсу. И хороший руководитель бизнеса — тот, кто получает больше прибыли. В перспективе это дает возможность меньше работать и больше внимания уделять организации и новым планам. Предприниматель не должен превращаться в работника на своем собственном предприятии, его дело — планировать, организовывать и вести свою команду. А для этого нужно постоянно держать голову «над водой» и сохранять критичность взгляда.

Измеряйте показатели

В бизнесе полезно считать деньги в целях управленческого планирования. Например, если практика показывает, что средний чек в вашей деятельности — 8 000 рублей, то вы знаете, сколько клиентов нужно привлечь, чтобы добиться месячной выручки в 80 000 рублей.

Стоимость привлечения одного клиента — тоже важный показатель. Допустим, вы потратили 10 000 рублей на рекламную кампанию, это помогло вам привлечь 20 клиентов, значит каждый новый покупатель стоил вам 500 рублей. При среднем чеке в 8 000 рублей и марже в 50% (то есть, 4 000 рублей), вы понимаете, что каждый клиент приносит вам 3 500 дохода, которые должны покрыть ваши остальные расходы и составить вашу прибыль. Выясните, сколько вы тратите на удержание клиента по сравнению с привлечением нового клиента.

Следите за такими показателями, как рентабельность, чистая прибыль, наблюдайте за ними в динамике. Изучите начала финансового анализа и управленческого учета, это поможет вам понимать, идет ли ваше дело в гору, не пора ли изменить точку приложения сил. Уделяйте внимание важным контрольным точкам вашего бизнеса, делегируйте задачи доверенным специалистам, освобождайте собственные ресурсы для организации и планирования, и у вас будет больше рычагов для влияния на ситуацию.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.