Как управлять бизнесом удаленно

Евгений Севастьянов

Консультировал в области регулярного менеджмента более 70-ти компаний: от 10 до 9.000 человек (включая: холдинги, сети магазинов, фабрики, сервисные компании, строителей, государственных служащих, веб-агентства, интернет-магазины). Ученик Александра Фридмана.

Один из соавторов книги «Социальные технологии Таллиннской школы менеджеров. Опыт успешного использования в бизнесе, менеджменте и частной жизни»: http://www.ozon.ru/context/detail/id/140084653/

Дистанционное управление бизнесом — мечта большинства собственников, к сожалению многие не знают с чего начать

кому: собственникам

Дистанционное управление: «быть» или «не быть» — итоги года моего отсутствия в офисе

12 июня 2015 года был ровно год как я перешел полностью на удаленное управление своим бизнесом. Оставил офис в Санкт-Петербурге работать автономно, а сам отправился жить и путешествовать в теплые края. За это время прожил около 6 месяцев в Краснодарском крае, потом 5 месяцев на Пхукете (Тайланд) и 1,5 месяца — в Крыму. В Санкт-Петербург приезжал 2 раза по делам и суммарно провёл в офисе за это время от силы 10 рабочих дней.

Дистанционное управление бизнесом — мечта большинства собственников. Многие считают, что «именно в их бизнесе такое не возможно». Невидимая стена-препятствие строится в голове бизнесменов из вопросов, на которых у них ответа нет. Позвольте мне внести незначительную лепту в разрушение этой «виртуальной» стены.

Здесь я поделюсь дополнениями к моей прошлогодней статье «Удалённое управление компанией: как управлять своим бизнесом из любой точки мира». За время, прошедшее с ее публикации, я, само собой, получил новый опыт в удалённом управлении своей компанией. Однако теперь речь идёт не только о моём опыте.

Ожидаемо, что тема дистанционного управления оказалась очень востребованной среди собственников бизнеса. Ко мне обратились за консультацией по внедрению дистанционного управления (и попутного наведения элементарного порядка в компаниях) десятки бизнесменов из разных отраслей. (некотопые из отраслей: агентства недвижимости, филиалы западных компаний, агентства интернет-релкамы, интеграторы 1С, продажа и ремонт бытовой техники, сфера услуг — от туристических фирм до озеленения офисов, производство сувенирной продукции).

Беседы с ними обогатили и дополнили мою картину мира. Удалось познакомиться с нюансами управления в разных компаниях, отраслях, сегментах. По итогам общения софрмировался список типовых вопросов, которые мне задают бизнесмены. К вашему вниманию: список вопросов с ответами на них.

Разделение ролей «собственника» и «управляющего» и Удаленное управление компанией — это одно и то же или разные вещи? Сколько времени нужно тратить при дистанционном управлении?

Кто Вы: собственник или управляющий?

На мой взгляд, речь идет о разных вещах. Удаленное управление — необязательно подразумевает полное разделение ролей «собственника» и «управляющего». Даже если управляющий есть формально в штате.

Количество времени, которое удаленное управление занимает у собственника, может зависеть от следующих ключевых бизнес-процессов в вашей компании:

  • Понятное дело, от выстроенной системы управления в компании (выстраивание которой я бы доверил только собственнику!)
  • Поддержание построенной системы управления, оперативное управление (исполнительный директор).
  • Совершенствование ключевых бизнес-процессов, развитие компании, внедрение автономной системы продаж (директор по развитию).
  • Формирование стратегии развития компании (совет директоров).
  • Построение системы генерирования входящих заявок от потенциальных клиентов (директор по маркетингу).

Один человек может совмещать несколько ролей. Чем больше их совмещает собственник — тем больше он будет тратить времени на управление компанией и на другие действия. Закрыть перечисленные бизнес-процессы можно разными способами. Нанимать людей, выращивать существующих или подбирать аутсорсеров — каждый решает самостоятельно.

Хочу отметить, из списка необходимое и достаточное только одно условие — выстроенная система управления, которая позволяет управлять удаленно.

Какая ситуация на данный момент у меня?

Система управления компанией выстроена (что и позволяет тратить мне лишь 4-6 часов в неделю непосредственно на управление компанией).

На данный момент активно занимаюсь построением системы продаж (чтобы она функционировала полностью автономно от меня) и системой генерирования входящих заявок. Буду откровенен — на это требуется значительное количество моего времени.

Что же мне греет душу? То, что каждое мое действие в этом направлении избавит меня от необходимости повторять эти действия в дальнейшем. Рекомендую этот критерий использовать собственникам для оценки большинства своих задач.

Как понимать, что происходит в компании? Какой там климат?

Климат бывает в компании разным. Того, кто не наблюдает за ним, рано или поздно ждёт сюрприз

Тотальная прозрачность всех процессов для собственника, возможность заглянуть в каждый результат работы — лучший способ понять что происходит. Для этих целей рекомендую использовать ежедневные отчеты (см. подробнее в «Ежедневный план и отчёт: Как организовать, чтобы сотрудники сами планировали свой рабочий день»).

У любой работы результат должен быть в формализованном виде. Пример: если обзванивал клиентов — занеси итоги разговора в CRM, если выбирал компаний подрядчиков — занеси результаты в файл и т.д.

Обязательно проводите личные беседы с сотрудниками. Не реже 1 раза в месяц. Если у Вас много сотрудников, выбирайте как минимум одного на департамент/отдел. Выбирайте разных.

Как относятся сотрудники к удаленному управлению? Не возникнет ли у них желание также работать удаленно? Какие моменты нужно учесть при переводе сотрудников на удаленную работу?

Сотрудники относятся к чему-либо так, как позволяет к этому относиться их руководитель. Спрос с них за выполненную работу, кстати, значительно выше. Ведь когда работаешь удаленно — концентрируется на результате работы сотрудников. И уже слышать красочные описания, «как они старались», совсем не интересно.

Да, желание работать удаленно у некоторых возникает. И более того — я здесь не вижу никаких проблем. Основной критерий: все возложенные задачи должны выполняться с той же эффективностью, что и при нахождении в офисе.

Итак, что же может помешать удаленной работе сотрудников:

  • Возможность обучения на основе слушания опыта других. Это актуально для менеджеров, которые сидят в одном помещении и общаются с Клиентами.
  • Внешние помехи в месте удаленной работы. Например, дома могут громко разговаривать близкие. При общении с Клиентами такой фон крайне нежелателен.
  • Отсутствие каких-либо условий для работы. Например, места для встречи с Клиентами, домашнего компьютера, стабильного и быстрого Интернета и т.д.

Технические условия для эффективной удаленной работы сотрудников:

  • Быстрый компьютер (если компьютер будет «тормозной», то будете оплачивать и его время).
  • Широкоформатный монитор (чтобы не работали на маленьком и неудобном нетбуке).
  • Быстрый и стабильный Интернет (требуются дополнительные пояснения?).

Преимущества удаленных сотрудников для компании

Преимущества правильно выражать их в денежном эквиваленте

Для сотрудников преимущества очевидны: экономия 2 часа в день на дорогу (задумайтесь, за месяц — это экономия 40 часов, за год — 480 часов, что составляет 24 дня. Фактически — отпуск). Плюс экономия затрат на дорогу. И здесь за год может набежать кругленькая сумма, которая соизмерима с размерами отпускных.

Поэтому, на мой взгляд, данные преимущества должны быть уравновешены и преимуществом для компании. Привожу здесь одну из возможных формулировок:

  • Почасовая оплата, все планы и рабочие отчеты за день разбираются в обязательном порядке.
  • Отсутствие отпускных и больничных на время удаленной работы (имеет смысл заключать Договоры подряда или договориться об этом устно).

Мечтаю управлять своей компанией удаленно, с чего мне начать?

Как я уже говорил, необходимым условием является специально выстроенная система управления. Она должна соответствовать очень серьезным требованиям: полная прозрачность планов и выполненной работы любого сотрудника. С чего начинать ее выстраивание?

  1. Найдите единомышленников (лояльные Вам сотрудники + те, кто в явном виде выиграет от проводимых изменений). Однако не исключайте сценария, что они могут «слиться» в процессе внедрения. Продумайте заранее вариант своих действий в этом случае.
  2. Внедрите регулярный менеджмент (читайте «Как навести порядок в работе подчинённых: Семь правил регулярного менеджмента»).
  3. Внедрите ежедневные планы и отчеты (уже упоминал «Ежедневный план и отчёт: Как организовать, чтобы сотрудники сами планировали свой рабочий день»).
  4. Выполните остальные пункты из статьи «Удалённое управление компанией: как управлять своим бизнесом из любой точки мира».
  5. Важное дополнение для крупных компаний. Имеет смысл любое внедрение начинать с так называемого пилотного проекта. То есть сначала внедрять что-либо в одном из подразделений, и лишь затем распространять практику на всю компанию.
Учитывайте, что Вам предстоит тяжелая работа по выстраиванию системного бизнеса, а не лёгкая прогулка

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.