Как самому создать бизнес
Успешный предприниматель уместно использует все имеющиеся инструменты для экспансии на рынке и развития собственного бизнеса. Франчайзинг дает возможность зарабатывать на передаче в пользование третьим лицам собственных идей и наработок. Рассмотрим, как сделать франшизу на свой бизнес.
Содержание
Кто может продавать франшизу

Отношения франчайзинга подразумевают, что материнская структура (франчайзер) за плату предоставляет желающим возможность использовать специально разработанную и рабочую схему ведения бизнеса. Лица, ставшие партнерами франчайзера, именуются франчайзи.
Франчайзинг — это система организации бизнеса, при которой обладающий организационным опытом и экономической мощью субъект хозяйствования включает в сферу своего влияния менее успешные или только созданные компании и «подтягивает» их до своего уровня.
Франчайзером может быть тот, кто создал высокоэффективный бизнес и завоевал репутацию на рынке.
Достигнув определенного уровня, такая компания может:
- привлечь инвестора или заемный капитал для наращивания собственного производства;
- получать выгоду, передавая рабочий метод ведения бизнеса другим компаниям.
Суть франшизы
Франчайзинг в России развивается бурно и стихийно. На законодательном уровне это понятие отсутствует. В Гражданский кодекс введена гл. 54 «Коммерческая концессия». Этот договор по ГК РФ напоминает классическую франшизу. В мировой практике и 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» под концессией понимают аренду государственной недвижимости.
Ст. 1027 ГК РФ определила содержание концессионного договора следующим образом: обладатель исключительных прав на товарный знак, ноу-хау, знак обслуживания или коммерческое обозначение (концессионер) обязуется за плату передать контрагенту (пользователю) возможность использовать такие права в предпринимательской деятельности. Исходя из определения, объектом франшизы может быть зарегистрированный в установленном порядке объект интеллектуальной собственности.
Мировая практика
В мировой практике франчайзиновый пакет может, но не должен содержать исключительные права. Его объектом в первую очередь являются:
- оригинальный метод ведения бизнеса;
- успешный деловой опыт;
- эффективные и проверенные приемы предпринимательства.

В России стандартизированный бизнес-пакет с детально описанными схемами, процессами и системами предлагают:
- Carlo Pazolini;
- Subway;
- Центробувь,
- Gold’s Gym;
- Паттерсон;
- Спортмастер;
- Lacoste и др.
Могут ли стать франчайзерами небольшие компании
Бренд — важный, но не единственный фактор успешности франшизы. Чтобы продать первому франчайзи схему ведения бизнеса, необходимо продемонстрировать ее эффективность на собственном примере. Реализовывать успешную франшизу второму и последующему партнерам в разы проще: можно ссылаться на позитивный опыт, наработанный всеми участниками системы.
Примечательно, что франчайзи не составляют конкуренции друг другу. Наоборот, с увеличением их числа растет узнаваемость бренда, соответственно — прибыль каждого из партнеров.
Отечественная практика знает примеры успешных сетей, созданных по франшизе небольшими компаниями в таких сферах:
- шиномонтажные сервисы;
- магазины бижутерии;
- продуктовые магазины формата «у дома»;
- бистро;
- кофе «с собой»;
- мебельные салоны с приемом заказов по доставке на дом мебели, изготовленной по образцам.
Доходы и расходы франчайзера

Доходы от продажи франчайзингового пакета и возможности использования исключительных прав:
- паушальный или первоначальный взнос — от 20 тыс. долларов;
- роялти — регулярный ежемесячный сбор, исчисляемый как процент от оборота (обычно 1,5–3%) или дохода (7–10%) либо в неизменной денежной сумме;
- гарантированный сбыт: договором может быть предусмотрено, что определенный товар, сырье или расходные материалы франчайзи приобретает только у материнской компании.
Тем, кто задумался, как создать успешную франшизу своего бизнеса, стоит предусматривать такие расходы:
- работа консультанта, который подготовит комплект документов для франшизы, обычно составляет от 10 до 100% паушального взноса, то есть от 2 тыс. долларов;
- оплата работы посредника (если франшиза продается через него) в сумме 75–100% паушального взноса по факту продажи;
- сертификация компании по ISO 9000 (требования к системе менеджмента качества организаций и предприятий), ГОСТ Р ИСО с целью обоснования целесообразности предлагаемых методов ведения бизнеса.
Обычно франчайзер составляет или помогает составить предварительный бизнес-план с учетом начальных инвестиций. Необходимо предусмотреть:
- затраты и продажи;
- потенциальный финансовый итог по месяцам;
- прибыльность;
- срок окупаемости.
Для этих целей следует выделить не только материальные ресурсы, но и штат специалистов.



