Как работает бизнес в россии
Издательский бизнес невероятно популярен у российских предпринимателей. В России работают 16 тыс. издательств. Во многом это объясняется крайне невысокой стоимостью выхода на этот рынок — издание одной книги стоит не больше $5-10 тыс. Однако удержаться на нем крайне сложно: успех того или иного издания невозможно просчитать.
Издательский рынок достаточно открытый. Это обусловлено его спецификой. Человек может читать больше или меньше книг в зависимости от того, есть в данный момент на рынке хороший продукт или нет. И если покупает какую-то книгу, делает это не в ущерб другой.
Об открытости рынка свидетельствует и разнообразие участников. Многие издательские проекты их собственники задумывали совсем не как бизнес, а «благое намерение» возместить существующий пробел на рынке. Такая идея была, например, в основе издательства «Манн, Иванов и Фербер». Учредители сталкивались с проблемой выбора необходимой бизнес-литературы. Организовали издательство, которое специализируется исключительно на деловых изданиях.
Прежде чем запускать издательский проект, нужно понять его цели и возможности: какие книги будет выпускать издательство, какова целевая аудитория этой литературы, каким образом доносить продукт до потребителя и т. д. Если это условие выполнено, шансы на успех достаточно велики: Россия — страна большая, и любая хорошая книга имеет миллионы потенциальных читателей.
Цена входа на этот рынок достаточно низкая. Себестоимость выпуска одной книги при тираже до 10 тыс. экземпляров составляет около $1. Соответственно, вложения в первое издание составят $5-10 тыс.
Но рассчитывать придется преимущественно на собственные ресурсы. Банки издательский бизнес не кредитуют, потому что книгоиздательство считается высокорискованным бизнесом. Риски здесь следующие — новая книга может оказаться невостребованной, автор может не написать новую книгу в оговоренные сроки или вовсе уйти в другое издательство и т. д. Подобные форс-мажорные обстоятельства- обычная ситуация для рынка.
В издательском деле используют два варианта финансирования новых проектов. Первый — это привлечение частных инвесторов. Второй, — сотрудничество с крупными издательскими компаниями. Практика очень распространена. Небольшие компании в данном случае выступают как подрядчики: готовят продукт, более крупный партнер готовит книгу непосредственно к выпуску, занимается полиграфией и продажей книги через свою дистрибуторскую сеть. Прибыль делят пополам.
Начинающим изданиям такое сотрудничество выгодно, они получают финансирование и хорошую дистрибуцию. Крупным компаниям это также интересно: небольшие компании могут быть специалистами в узких нишах, в которых универсальные операторы часто не сильны.
В общем объеме продаж литературы в России по 20% занимает остросюжетная литература, а также прикладная и школьная обучающая, 15% — художественная, детская и подростковая и по 7-8% — фантастика и фэнтези, современная проза и бизнеслитература.
Быть универсальным издательством может себе позволить только очень большая компания. Для этого необходим как минимум большой штат сотрудников. Кроме кадрового вопроса универсальным издательствам приходится решать массу проблем, связанных с большим объемом разноплановых книг: вести одновременно работу сразу с несколькими типографиями, иметь разветвленную дистрибуцию и т. д. Новичку такие проблемы не потянуть.
Оптимальная модель стартапа — выбрать узкую нишу, в которой он хорошо ориентируется: владеет материалом, знает вкусы, интересы и возможности целевой аудитории и т. д. На рынке всегда востребованы книги по кулинарии, цветоводству, приусадебному хозяйству, эзотерике, психологии и т. д. В узкой нише всегда можно успешно конкурировать с крупным издательством.
Для начинающего издательства самой сложной задачей является поиск новых авторов. Во-первых, уже состоявшиеся авторы наверняка откажутся работать с новичком хотя бы в силу того, что крупные издательства предлагают гораздо более привлекательные условия работы. Во-вторых, вероятность того, что издательство сможет успешно выйти на рынок с новым автором, крайне мала. В- третьих, просчитать, окажется автор востребованным или нет, невозможно. В крупные издательства ежегодно поступает до 2 тыс. рукописей, и только 400 из них издаются, и лишь единицы становятся бестселлерами. А прибыль от продажи этих 400 авторов крайне незначительна.
Формирование штата начинайте с поисков редактора. В издательствах все держится на редакторах. Они отбирают те рукописи, которые в итоге будут изданы. Они должны хорошо представлять, кто является читателем будущей книги, как донести до него информацию об этой книге: чтобы обложка соответствовала содержанию, цена была доступна для целевой аудитории, и даже выбрать правильный канал продаж (бывает, что книги становятся бестселлерами в каталожной торговле, но совершенно не продаются через магазины, и наоборот). Директор по продажам — человек номер два после редактора.
Чтобы быть эффективным издательством не обязательно иметь огромный штат, как в некоторых крупных издательствах. Достаточно нескольких человек, которые разрабатывают концепцию книги и занимаются ее мерчендайзингом, все остальные процессы может выполнять издательство- подрядчик. Большинство типографий готовы не только отпечатать книгу, но и провести ее полную предпечатную подготовку. Такая схема работы, например в издательстве «Манн, Иванов и Фербер», они работают без штата, всю основную работу там выполняют трое учредителей.
Вторая основная проблема рынка после проблемы с авторами —это отсутствие эффективной системы распространения. В России очень тяжело донести книгу до читателя: страна большая, а книжных магазинов мало.
Все оптовые и дистрибуторские компании, занимающиеся распространением книг из Москвы в регионы, ориентированы только на большие объемы и крупные издательства. Шансы на то, что дистрибутор захочет работать с новичком, невелики. И даже согласие оптовика взять новую книгу на реализацию, не гарантирует ее высоких продаж- в большом объеме изданий, поставляемых оптовиком в магазин, книга просто потеряется где-нибудь на краю полки.
Оптимальный выход — заняться продвижением собственной книги самому. Это единственный способ преуспеть в издательском бизнесе. Налаживайте контакты с ритейлерами, убедите магазин, что вашу книгу стоит взять на реализацию, проконтролируйте, как она будет выставлена в торговом зале, купите рекламное место перед магазином и т. д. Важный момент: рассчитывать нужно на все магазины и в Москве, и в регионах. Не стоит сосредотачивать усилия только на трех самых известных московских магазина. По опыту опытных издателей, продажи даже бестселлеров через них не превышают 1-2% от всего тиража, обычные же книги они и вовсе продают единичнымиэкземплярами.
Главные риски для издателя связаны с авторами. Перечень возможных форсмажорных ситуаций необычайно широк и разнообразен: разногласия с авторами, перекупка его конкурентами, автор «исписывается», перестает быть популярным и т.п.
Также, начиная бизнес, следует знать два важных момента. Во-первых, технологии продвижения книг на рынке гарантируют только 20% успеха, на 80% он зависит только от того, понравится книга читателю или нет. Успех книг невозможно точно просчитать. Во-вторых, продать издательский бизнес крайне сложно. В издательском деле нет активов, которые были бы интересны инвестору. Нереализованные остатки книг на складах никому не нужны. Всех интересуют только авторы.