Как правильно составить бизнес

Схематическое изображение бизнес плана

Наличие бизнеса — прекрасный способ начать самостоятельно зарабатывать деньги, но его невозможно открыть без предварительной разработки специального проекта. В настоящей публикации вы найдете ответ на следующие вопросы: что такое бизнес план, как составить этот документ, существуют ли нюансы оформления.

Что представляет собой бизнес-проект?

Бизнес-проект описывает все особенности будущей организации. В нем проанализированы возможные проблемы, определены варианты их решения и спрогнозирован результат. Как составить правильно бизнес план — этим вопросом задаются люди, собирающиеся привлечь инвесторов. Грамотное составление документа станет гарантией успешного будущего вашего предприятия.

Составить правильно бизнес-проект непросто даже для опытного предпринимателя, поэтому желательно поручить эту работу команде компетентных экономистов. План должен содержать, независимо от вида деятельности:

  1. Обоснование экономической целесообразности.
  2. Состояние экономической среды, в которой планируется открыть бизнес.
  3. Финансовые результаты (объем продаж, выручка и прибыль).
  4. Источники финансирования.
  5. График исполнения задач.
  6. Назначение людей, ответственных за реализацию бизнеса.
  7. Определить показатели, позволяющие контролировать промежуточные результаты.
Фото процесса согласования бизнес плана

Содержание разделов бизнес плана

Если вы хотите попробовать составить бизнес план самостоятельно, образец документа можете скачать из интернета. Для отдельной организации шаблон может отличаться, но основные разделы таковы:

1. Резюме

Содержит самую важную информацию о создаваемой компании: цель формирования, планы участников на 2-3 года, особенности предлагаемого товара или услуги, время его выхода на рынок, конкуренцию, целевую аудиторию. Обязательно указывается сумма инвестиций, срок реализации проекта, показатели эффективности и инициатор.

2. Сведения об учредителях

В данном разделе нужно сообщить информацию об инициаторе бизнес-идеи, о компании, ответственной за его реализацию (наименование, юридический адрес, доля в уставном капитале), партнеры, консультанты.

3. Анализ рынка и оценка целесообразности проекта

При составлении этого раздела желающие понять, как грамотно составить бизнес план, должны приложить максимум усилий на изучение рынка. Мероприятие включает поиск следующей информации:

  • платежеспособность клиентов;
  • интересы потребителей;
  • категории потенциальных клиентов;
  • географическое расположение конкурентных товаров;
  • места массового перемещения аудитории.

Раздел включает в себя два пункта:

  • Анализ рынка конкурентов — описывается объем предлагаемых услуг, их стоимость, темпы роста;
  • Риски — составляется таблица из четырех столбцов (название угрозы, сущность, варианты минимизации и финансовые затраты) и заполняется данными.

4. Маркетинг план

Рассматриваются варианты продвижения продукции на рынок. В этом разделе необходимо описать рыночную стратегию и поведение компании в случае изменения объемов предлагаемых услуг конкурентов. Вы должны написать политику ценообразования, контрагентов, сведения о гарантийном обслуживании, а также логистические возможности.

5. Описание реализуемой продукции

Желающие понять, как составить хороший бизнес план, должны разместить всю информацию о продукте или услуге:

  • наименование;
  • конкурентные преимущества;
  • особенности изготовления;
  • требования к лицензированию.

В этом разделе нужно отметить, возможно ли усовершенствование производства или сервиса.

процесс создания бизнес плана

6. Производственный план

Раздел должен раскрывать особенности изготовления товара, описание технических решений, наличие оборудования. Также указываются поставщики сырья, оборудования и производственная программа.

7. Обоснование научно-технической реализуемости

Раздел содержит информацию о возможности заниматься серийным производством, условия работы, сведения об экологической безопасности и сравнение технических характеристик с продукцией или услугами конкурентов.

8. Менеджмент и персонал

В этом разделе необходимо определить организационно-правовую форму будущей компании, штат и поместить информацию о сотрудниках:

  • возраст;
  • внешние данные;
  • профессиональные и личные качества;
  • трудовой стаж.

Бизнесмен должен указать функции и задачи, выполняемые специалистами, форму отчетности о проделанной работе, размер зарплаты.

9. Финансы

Раздел предусматривает планирование расходов и вложений средств на расширение бизнеса. Бизнесмену нужно разработать план объема продаж и разные варианты развития событий, каждый из которых должен быть просчитан:

  • благоприятный — при хорошем покупательском спросе;
  • неблагоприятный — при низкой конкурентной активности;
  • пессимистичный.

Вы должны подробно описать бюджет, включающий расходы на производство товаров (услуг), хранение, реализацию, транспортировку. Также учитывается зарплата сотрудникам, налоги и прочие издержки.

10. Инвестиционный план и прогноз результатов

Части проекта, которые больше остальных важны для вкладчиков. Вы должны приложить максимум усилий, чтобы доказать им целесообразность внесения средств. Для этого необходимо выполнить следующие действия:

  • составить график реализации бизнес плана;
  • описать цели инвестирования;
  • указать дополнительные источники получения доходов.

Вы должны правильно рассчитать экономические показатели:

  • капитальные затраты;
  • прибыли-убытки;
  • эффективность — уровень рентабельности на каждый год, чистая приведенная стоимость (NPV), внутренняя норма доходности (IRR).

В этом разделе также рассчитывается срок окупаемости проекта.

Наглядная демонстрация всего описанного поможет вам лучше понять, как составить бизнес план. Примеры хороших работ вы можете посмотреть в интернете.

Какие ошибки нельзя допускать?

Для правильного составления документа необходимо знать, какие ошибки в нем недопустимы:

  • фото рабочего процесса по составлению бизнес плана

    большой объем ненужной информации (личные достижения авторов, награды, избыток терминов и т.д.);

  • отсутствие конкретных целей и путей к их достижению;
  • преувеличенные финансовые показатели;
  • необоснованность прогнозируемого дохода;
  • нереальные маркетинговые планы, то есть продукция интересна абсолютно всем и всегда;
  • ложные или приукрашенные биографии учредителей;
  • неточный анализ рынка.

Методические рекомендации

При заполнении раздела «резюме» основная цель — заинтересовать инвестора. Требования к содержанию: лаконичность, конкретность, демонстрация выгоды. Вносить данные в него нужно только после проведения работ с остальными частями проекта. Акцентируйте внимание только на положительных моментах бизнес-идеи.

Оформляя часть проекта про описание компании, вам следует отражать только основные моменты, не детализируя информацию. Текст должен содержать такие сведения:

  • стадия развития бизнеса;
  • вид деятельности (производственно, торговля услуги);
  • расположение;
  • цели;
  • в каких районах планируется развитие;
  • конкурентные преимущества.
изображение презентации бизнес плана

Главная задача раздела «Продукты и услуги» — дать максимум полезной информации: положительные стороны, применение, степень готовности к выходу на рынок. При наличии положительных отзывов от экспертов или потребителей обязательно их размещение. Цель заполнения главы «Маркетинговый план» — объяснить методы воздействия на рынок для обеспечения сбыта, а также реакцию при различных изменениях.

«Менеджмент и персонал» — часть бизнес плана, которая коротко представляет основных участников. В ней нужно показать организационную схему будущей фирмы и разделение ответственности. Желательно указать критерии отбора персонала, методы подготовки и схемы оплаты труда.

В разделе «Финансы» рекомендуется выполнять прогнозы о поступлении доходов не только по годам, но и месяцам. В нем обязательно должны находиться:

  • прогноз объемов реализации;
  • график достижения безубыточности;
  • таблица доходов и расходов.

Эксперты рекомендуют отражать абсолютно все категории затрат: постоянные и переменные, прямые и косвенные, а также аутсорсинг (при привлечении в бизнес других организаций). Цель данного раздела заключается в том, чтобы точно показать инвесторам, когда они вернут вложенные средства.

Многие стаптеры совершают грубую ошибку при составлении графика выручки, который напоминает букву J. Получается, что в начале проекта доходы уменьшаются, а затем резко и стремительно растут вверх. Это выглядит нереалистично и свидетельствует о непонимании конкурентной среды.

Грамотно оформленный проект способен привлечь инвесторов для вашего бизнеса. При его составлении лучше обратиться за помощью к профессионалам, разбирающимся во всех тонкостях планирования. Они обязательно помогут вам добиться поставленной цели!

И на конец, если стандартный подход вам кажется занудным, то вот несколько оригинальных бизнес проектов с минимальными вложениями.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.