Как правильно купить бизнес

Купить готовый бизнес часто представляется более интересным вариантом, чем начинать всё с нуля. Но есть в нём и свои подводные камни. Поэтому перед покупкой надо провести тщательную проверку на предмет их наличия. Поможет надёжно застраховаться от неприятных сюрпризов и грамотное оформление сделки.

Преимущества и недостатки приобретения готового бизнеса

  • наличие у приобретаемого предприятия истории и репутации;
  • наличие активов — обустроенного под производственные потребности помещения и оборудования, что сводит к минимуму соответствующие вложения или даже позволяет некоторое время обойтись без них, что сложно переоценить на первых порах;
  • сложившийся трудовой коллектив, который не нужно набирать с нуля;
  • наличие бухгалтерской отчётности;
  • возможность оценить спрос на продукцию предприятия или оказываемые им услуги, а значит, и перспектив развития;
  • наличие предпосылок для немедленного старта — достаточно только поддержать производственный процесс в рабочем состоянии.

Хотя бывают и исключения. Если вы видите, что бизнес развивается не так, как должен вследствие непрофессионального управления на фоне благоприятности прочих ключевых факторов, и уверены в своих силах, покупка может принести очень хорошие дивиденды, но не сразу.

Однако есть и факторы риска:

Поскольку каждый плюс, как видите, может в дальнейшем оказаться минусом, особое значение приобретает проверка приобретаемого актива.

Как минимизировать риски при покупке готового бизнеса

Чтобы максимально подстраховаться от неприятных сюрпризов, которые вскроются уже после покупки предприятия, надо предпринять такие действия:

Богатый бизнесмен нахваливает другу купленного недавно слона: и дом сторожит, и детей в школу возит, и на стройке вместо крана работает…

Встретились через месяц, друг возмущён:

Выбор способа приобретения готового бизнеса

  1. Приобретение ООО.
  2. Покупка доли в ООО.
  3. Приобретение бизнеса у ИП.
  4. Покупка франшизы.

Как купить ООО: пошаговые инструкции

Покупка через нотариальное оформление

  1. Предварительные переговоры сторон.
  2. Проверка компании на предмет наличия подводных камней и вероятности неприятных сюрпризов.
  3. Оформление сделки у нотариуса. От вас как покупателя требуется минимальный набор документов: только паспорт и свидетельство о присвоении ИНН. И также нужен набор документов, которые должна предоставить сторона продавца. Проверку правильности их оформления и полноты комплекта берёт на себя нотариус.
  4. Государственная регистрация изменений. Передача документов в регистрирующий орган — это обязанность нотариуса, который будет оформлять сделку. Вам как покупателю только остаётся через пять рабочих дней после того, как он это сделает, посетить налоговую инспекцию и забрать причитающийся вам комплект бумаг или же дождаться, пока они придут по почте.

Отчуждение ООО через смену учредителей

  1. Проведение общего собрания учредителей, где принимается решение о принятии в общество нового участника с одновременным увеличением уставного капитала компании. Решение оформляется протоколом общего собрания. Если учредитель один, достаточно его единоличного решения.
  2. Внесение новым участником своей доли уставного капитала.
  3. Государственная регистрация изменений. Для этого в налоговую инспекцию передаются заявление по установленной форме, заверенная копия протокола общего собрания или решения единственного учредителя и подтверждение оплаты госпошлины за внесение корректив в ЕГРЮЛ.
  4. После получения выписки из ЕГРЮЛ проведение нового общего собрания учредителей, на котором принимается и оформляется протоколом решение о выведении из числа участников прежних соучредителей с выплатой им стоимости их долей.
  5. Государственная регистрация этих изменений.

Проверка ООО перед покупкой

В свою очередь, нежелание продавца предоставить необходимую для экспертной оценки документы — достаточный повод отказаться от сделки.

Этот способ, как и приобретение фирмы целиком, имеет два варианта реализации: через нотариальное оформление или двухступенчатую смену соучредителей.

При поэтапной смене соучредителей после приёма в общество нового участника из их состава затем выводится только продавец доли.

Главное отличие этого варианта состоит в том, что об организационно-правовой форме будущего бизнеса придётся позаботиться покупателю. Ведь статус ИП отчуждению не подлежит. Для этого покупателю нужно будет самому зарегистрировать собственное ООО или обзавестись статусом ИП.

Предметом купли-продажи при приобретении бизнеса у ИП становятся принадлежащие тому активы: недвижимость в собственности или право её аренды (в таком случае этот вопрос нужно предварительно согласовать с собственником), оборудование, транспорт, товарные знаки и т. п. Каждый такой объект оформляется отдельным договором купли-продажи, иногда допускаются простая письменная или даже устная форма сделки.

Как правильно выбрать и купить франшизу

Франшиза — это соглашение, заключаемое между франчайзи (вами) и франчайзером (определённой торговой группой). Оно позволяет вам использовать бренд компании для развития своего бизнеса.

Плюсы и минусы франшизы

  1. Возможность быстрой раскрутки бизнеса даже при запуске с нуля за счёт использования узнаваемого бренда. Считается, что франшиза позволяет сэкономить до пяти лет развития, в то время как большинство стартапов по статистике не выдерживают на рынке и два года.
  2. Отсутствие необходимости учиться на своих ошибках. Вместе с правом использовать бренд компания-франчайзер предоставляет франчайзи пакет наработанных бизнес-технологий и программы обучения. Зачастую залогом успеха становится только строгое соблюдение инструкций.
  3. Оптимизация затрат на рекламу, так как основную заботу об этом берёт на себя франчайзер, продвигающий в составе собственного бренда в том числе и вас.
  4. Возможность приобретения опыта в относительно тепличных условиях, что особо актуальной для тех, кто делает первые шаги в бизнесе.
  5. Отсутствие рисков, которыми чревато приобретение ООО или доли в нём, в виде долгов перед государством или контрагентами. Вы, как и при приобретении бизнеса у ИП, свою историю ведёте с нуля, а обязательства франчайзера не становятся вашими.
  1. Наличие дополнительных затрат: разовый взнос за право использования бренда и регулярные отчисления, которые делаются независимо от финансового результата. При этом никуда не деваются обязательные расходы по аренде офиса и производственных или торговых помещений, оплате коммунальных услуг, интернета, связи, содержанию персонала, уплате налогов и отчислений во внебюджетные фонды.
  2. Работа под строгим контролем и в условиях жёстких стандартов и требований, несоответствие которым чревато немалыми штрафами, а то и лишением права на дальнейшее использование франшизы без компенсации вложенных в неё средств. Фактически франчайзи уже не вполне сам себе хозяин, а свой бизнес многих привлекает именно этим ощущением.
  3. Завышенные цены на товары и услуги, приобретение которых у строго обозначенных поставщиков (самого франчайзера и его партнёров) часто становится обязательным условием использования франшизы.
  4. Риск банкротства компании-франчайзера или смены собственника, который может оказаться менее адекватным, чем прежние, по другим причинам.

Выбор франшизы

Ознакомьтесь с историей компании, франшиза которой вас заинтересовала. Если она сама или её проект, в рамках которого предлагается сотрудничество, без году неделя на рынке, расписываемые перспективы успеха смело делите минимум на двадцать.

Внимательно изучите пункты договора, регламентирующие ваше будущее сотрудничество. Чем лояльнее компания к своим франчайзи, тем лучше для вас. Если условия производят впечатление откровенно кабальных, разумно от покупки воздержаться. Особое внимание уделяйте сносками и прочему мелкому шрифту. А их обилие в договоре, как и в кредитном с банком, повод крепко задуматься о целесообразности сотрудничества.

В отличие от большинства рассматриваемых вариантов, заключение договора о праве использования франшизы предполагает минимум телодвижений и документов.

Оценка бизнеса при покупке

Если об отчёте оценщика позаботился сам продавец, это отлично, и изучить его обязательно надо. Но полезно будет привлечь и специалиста из другой фирмы, оказывающей услуги оценщиков.

При проведении оценки изучаются общая экономическая ситуация в регионе деятельности бизнеса, финансовая и бухгалтерская отчётности фирмы за последние несколько лет (желательно не меньше четырёх), перечень активов, включая нематериальные, на её балансе, соотношение прибылей и убытков, рентабельность бизнеса, раскрученность и узнаваемость бренда.

Итак, после принятия принципиального решения о покупке готового бизнеса последовательность действий ясна. Выставленный на продажу объект нужно тщательно проверить, а затем проанализировать полученную информацию и принять решение уже по конкретному бизнесу — заслуживает ли он внимания и стоит ли овчинка выделки. И только после положительного ответа можно заниматься формальной стороной дела.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.