Как построить бизнес план

Любой проект требует грамотного бизнес-планирования. Бизнес-план — это документ, который помогает определить ближайшую перспективу, наметить основные цели, статьи затрат и сроки получения прибыли, анализирует трудности, с которым может столкнуться компания, описывает способы решения возможных проблем. Кому он нужен? Практически всем, кто причастен к бизнесу:

  • инвесторам, кредиторам, банкам
  • владельцу предприятия
  • сотрудникам
  • партнерам.

Составление бизнес-плана — один из самых важных этапов в каждом проекте. Правильный план дает ответ на важнейший вопрос: «Есть ли смысл вкладывать деньги в развитие этого проекта? Стоит ли он вложенных сил и средств?».

Кто должен составлять бизнес-план?

  • Писать бизнес-план должны люди, ответственные за реализацию этого плана. То есть первые лица компании, руководители, лидеры.
  • Консалтинговая фирма также составит этот документ грамотно. Правда, услуги экспертов стоят немало, от тысячи долларов, поэтому есть смысл составить план самому.

Основное предназначение бизнес-плана

  • он помогает рассчитать перспективы развития рынка сбыта товаров или предоставления услуг
  • построить стратегию развития проекта с нуля
  • зафиксировать показатели, по которым можно будет оценивать положение дел бизнеса в будущем
  • разработать методы регулирования состояния компании

На сколько времени составляется бизнес-план?

Поскольку в этом документе оцениваются и излагаются перспективы, сделать его следует на 3-5 лет вперед. При этом на первый год основные показатели должны быть зафиксированы помесячно, на второй — поквартально, далее — погодично. Учтите, что с сегодняшними колебаниями экономических условий бизнес-план составляют с учетом будущих корректировок под существующие реалии.

Как самостоятельно создать хороший бизнес-план: пошаговая инструкция

Важно понимать, что каждый бизнес имеет свою специфику. Поэтому не существует универсального, стандартного плана, который может послужить образцом для всех случаев. Есть общие принципы составления бизнес-плана, примерная структура, от которой можно отталкиваться.

У правильно составленного бизнес-плана сложная структура. Он должен включать информацию от старта бизнеса до момента выхода на стабильные показатели, быть понятным всем, кто его прочтет: инвестору, финансисту, потенциальному партнеру и т.д.

Бизнес-план должен быть емким и лаконичным. Но если надо раскрыть суть возможных проблем и их решений, можно углубиться и сделать свой план расширенным. Оптимальное количество страниц — 40-70 (зависит от проекта). Все остальное следует вынести в приложения к бизнес-плану.

Основные позиции документа:

  • титульный лист
  • аннотация
  • меморандум о конфиденциальности
  • резюме
  • бизнес-план.

Рассмотрим каждый пункт подробно и узнаем с чего начать написание бизнес-плана.

Титульный лист (1 страница)

Содержит название компании или ФИО предпринимателя, контактные данные. Оформляйте титульный лист аккуратно, используйте стандартные шрифты.

Аннотация (1 страница)

Это письменное обращение коротко отвечает на вопросы: кто, что, почему, когда, где и как. Содержит выжимку из бизнес-плана: суть проекта и место его реализации, результат воплощения плана, общую стоимость проекта, необходимые финансовые ресурсы, срок выхода на окупаемость бизнеса, ожидаемую среднегодовую прибыль, условия участия инвестора/кредитора, гарантии по возврату инвестиций.

Меморандум о конфиденциальности (1 страница)

Его цель — проинформировать всех, кто читает документ, о конфиденциальности полученной информации, а также запрещает копировать, воспроизводить и распространять третьим лицам бизнес-план или его фрагменты.

Резюме бизнес-плана (1-3 страницы)

Большинство потенциальных партнеров, кредиторов и инвесторов будут принимать решение о финансировании проекта, исходя из прочитанного в резюме. Эта часть бизнес-плана содержит выводы, она является результатом всего-бизнес-плана. Составляется в последнюю очередь, но размещается в самом начале документа. Резюме должно информировать читателей о:

  • целях проекта
  • сути бизнеса
  • кто является клиентом компании
  • основные отличия от конкурентов
  • почему товар/услуга может заинтересовать потребителей
  • источники финансирования
  • уровень рентабельности
  • объемы реализации
  • условия возврата инвестиций

Тот, кто читает резюме, уже с первых слов должен убедиться в экономической эффективности проекта.

В составлении резюме бизнес-плана избегайте избытка специальных терминов, используйте доступный язык изложения. Пусть ваше резюме будет простым и лаконичным. Терминология пойдет дальше, в специализированных разделах бизнес-плана.

Бизнес-план (35-60 страниц)

  1. Цели и задачи: идея бизнеса, каких результатов хотите достичь.
  2. Продукт, услуга: уникальность, применение, лицензия, патент.
  3. Анализ рынка сбыта: покупатели, конкуренты, объем рынка.
  4. Маркетинговый план: пути реализации товаров/услуг, способы стимулирования продаж, реклама, PR, ценообразование.
  5. Производственный план: помещение, оборудование, поставка материалов, работа с субподрядчиками.
  6. Управленческий персонал: характеристика (образование, стаж работы), вознаграждение.
  7. План по работе с кадрами: наем, развитие, повышение квалификации.
  8. Необходимые ресурсы: объем, источники, условия и сроки возврата.
  9. Правовое обеспечение деятельности предприятия: форма собственности, правовой статус.
  10. Подробный финансовый план: прогноз объема продаж и прибыли, себестоимость товаров/услуг, оценка возможных убытков, годовой баланс компании.

Итак, бизнес-план необходим для любого бизнеса — малого, среднего и крупного. Поэтому нужно научиться правильно его составлять или поручить эту задачу экспертам.

Перед тем, как написать свой бизнес-план, изучите грамотный пример готового плана. Образец может также и вдохновить вас в работе над своим документом. Подойдите к составлению бизнес-плана творчески, не бойтесь проявить себя и свою индивидуальность. И да — пишите в хорошем расположении духа ?

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.