Как называется ресторанный бизнес

Рестора́н

(от лат. restauro, восстановить, крепить) — предприятие общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные.[1]

Владелец ресторанного бизнеса называется ресторатором; оба слова произошли от французского глагола restaurer (восстанавливать, укреплять, кормить). Следует отметить, что restaurant в американском английском — любое предприятие общепита вообще, а не только ресторан в привычном смысле.

Зачастую более крупные предприятия (например, гостиницы) имеют свои рестораны, расположенные на их территории, где услуги питания предоставляются для удобства проживающих и для увеличения потенциального дохода гостиницы.

История

Китайцы придумали рестораны в том виде, в каком они существуют сегодня. Рестораны уже были в период правления династии Тан (618-906 гг.) Сегодня самый старый ресторан в мире «Бакит Чикен Хаус» открытый в 1153 году в городе Кайфынь[2]. Отдельные рестораны в Ханчжоу, культурном, политическом и экономическом центре Китая во время династии Сун специализировались на какой-то одной конкретной пище.

На Западе трактиры и таверны были известны со времен античности, эти заведения были ориентированы на путешественников, и местные жители редко питались в них. Лишь в XVIII веке появились рестораны, главной целью которых было приготовление и подача блюд, которые заказывал посетитель по своему вкусу. Согласно Книге рекордов Гиннесса, старейшим из существующих сегодня ресторанов является Собрино-де-Ботин (Sobrino de Botin) в Мадриде (Испания). Он открылся в 1725 году.

Впервые слово ресторан было применено в отношении предприятия питания около 1765 года, заведение основал парижанин, продавец супов по имени Буланже (Boulanger). Он разместил над входом в своё заведение такую вывеску на латыни: «Venite ad me omnes, qui stomacho laboratis et ego restaurabo vos» — буквально означающее: «Придите ко мне все страждущие желудком и я вас восстановлю«.[3]

Первый ресторан в привычном для нас виде (посетители сидят с отдельными блюдами за отдельными столами, выбирают еду из меню, часы работы фиксированы) был Гран-Таверн-де-Лондр (Grand Taverne de Londres), основанный в 1782 году господином по имени Бовилье (Beauvilliers).

В России «ресторации» стали выделятся в самостоятельное понятие в первой четверти XIX века, вычленяясь из общего ряда мест «трактирного промысла». Первоначально они состояли исключительно при гостиницах. Первый ресторан, открытый в Москве — «Славянский базар«[4]. Ресторан был построен архитекторами Р. А. Гедике и А. Е. Вебером в 1872–1873 годах. Он отличался от трактира тем, что там работали не половые, а официанты. Они работали во фраках и белых перчатках, и их называли «люди». Именно там произошла встреча основателей МХАТа Станиславского и Немировича-Данченко. С переездом русских в другие страны там появились русские рестораны, подающие блюда традиционной русской кухни.

Виды ресторанов

  • На железнодорожном транспорте существуют вагоны-рестораны.
  • На многих телевизионных башнях устраиваются т.н. «небесные рестораны» (см., например, «Седьмое небо»), зачастую вращающиеся.
  • Рестораны быстрого питания (Фастфуд)
  • Ресторан выездного обслуживания (РВО). Подчиняется тем же правилам организации питания, что и стационарный ресторан. Формат выездного ресторана предусматривает стандартные мероприятия (буфет, коктейль, банкет), наличие обслуживающего персонала — официантов, поваров, а также посадочных мест и сервировки столов. Отличие выездного ресторана от стационарного состоит в том, что организация питания происходит не в специальном помещении, а в любом удаленном месте. Это могут быть площадки, совершенно не оборудованные для приготовления пищи — открытые пространства, административные здания, мосты и пр. Выездной ресторан не ограничен залом и стандартным меню, поэтому способен обслуживать большое число гостей и предлагать широкий ассортимент блюд. Особенностью ресторана выездного обслуживания является то, что блюда готовят накануне мероприятия, а на площадке только доготавливают. Исключением являются блюда с гриля. Грязная посуда не моется сразу, как в обычном ресторане, а увозится на базу. Персонал для РВО всегда привлекается на условиях аутсорсинга, поскольку формат каждого выездного мероприятия требует разного числа официантов и поваров. Документальные требования к ресторану выездного обслуживания ничем не отличаются от требований к стационарному ресторану. Это заключение СЭС и ОГПС, лицензия на розничную торговлю алкоголем, санитарные книжки для персонала. Дополнительно РВО должен иметь санитарные паспорта на автотранспорт для перевозки продуктов.[5]

Как правило, во всем мире рестораны подразделяют на три типа: VIP рестораны, высший и первый классы. Каждый тип заведений должен обладать определенным набором характеристик. Сегодня, чаще всего применяют более понятную, классификацию заведений: элитные, рестораны средней руки и фаст-фуды.

Для элитных ресторанов характерны следующие отличительные особенности — авторский дизайн, роскошный и изысканный интерьер, высокий уровень обслуживания, большой ассортимент оригинальных и фирменных блюд, эксклюзивная винная карта и, естественно, высокие цены, которые делают рестораны такого типа доступными лишь для людей, располагающими достаточными финансовыми возможностями. Рестораны средней руки за более умеренные финансовые траты также предлагают клиентам достаточно богатое меню, уютную атмосферу и достойное обслуживание. Рестораны первого класса или фаст-фуда предлагают стандартный выбор блюд, низкие цены, и преимущественно, самообслуживание. Этот тип заведений — очень популярен среди молодежи.

Устройство

Ресторан может иметь как однозальную компоновку, так и иметь несколько залов (в т. ч. и на разных уровнях), соединённых переходами.

Многие рестораны имеют банкетный зал.

Банкетный зал

Банкетный зал — отдельное помещение в ресторане, используемое для проведения банкетов.

  • Банкетинг-хаус
  • Автоматизация ресторанов
  • Банкетный менеджер
  • Бармен
  • Боб Боб Рикард
  • Винная карта
  • Меню
  • Метрдотель
  • Общепит
  • Ресторанный критик
  • Официант
  • Сомелье
  • Чаевые
  • HoReCa
  • Теренс Конран Первоклассный ресторан: идея, создание, развитие = Terence Conran on Restaurants. — М.: «Альпина Паблишер», 2008. — С. 210. — ISBN 978-5-9614-0781-5
  • Майкл Гарви, Хезер Дизмор, Эндрю Дизмор Ресторанный бизнес для «чайников» = Running a Restaurant for Dummies. — М.: «Диалектика», 2007. — С. 320. — ISBN 978-5-8459-1253-4
  • Джордж Эрдош Кейтеринг. Как начать и успешно вести выездной ресторанный бизнес = Start & Run a Catering Business. — М.: «Альпина Паблишер», 2006. — С. 238. — ISBN 5-9614-0385-8
  • Информационно-аналитический журнал стран Содружества Ресторан life issn 2223-4322
Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.