К бизнесу принципы государственного регулирования
Определение государственного регулирования экономики и его принципы
Государственное регулирование развития экономических процессов — это воздействия государственных властей, которые направлены на деятельность субъектов хозяйствования и конъюнктуру рынка, главной целью которых является обеспечение оптимальных условий для функционирования рыночного механизма.
О государственном регулировании экономики читайте также на ANSWR
Результатом появления негативных сторон рыночной экономики является повышения роли государственных органов в ее развитии. Так как основной задачей государства в экономической сфере считают предотвращение и смягчение негативных последствий.
Полагаясь на все вышесказанное, можно выделить основные функции государства в сфере экономического регулирования:
- предоставление правовой базы для функционирования частного предпринимательства;
- защита конкуренции — государство дает некую поддержку для развития конкуренции, так как монопольная деятельность наносит немалый вред обществу;
- с помощью эффективного налогообложения и выдачи платежей (пенсий, пособий, компенсаций) государство осуществляет перераспределение полученных доходов;
- осуществляет финансовую поддержку в сфере фундаментальной науки и охраны окружающей среды;
- проводит мониторинг уровня занятости, цен и динамики развития экономических процессов;
- осуществление финансовой поддержки в сфере непосредственного производства товаров и услуг общественного характера.
Существует два основных направления государственного влияния на экономику страны:
- с помощью государственного сектора;
- воздействие на деятельность частного предпринимательства с использованием различных экономических инструментов.
Учитывая условия рыночного хозяйствования, государственное регулирование экономики представлено как система определенных мер, имеющих законодательный, исполнительный и контролирующий характер, который осуществляется компетентными государственными органами и общественными организациями. Целью таких учреждений является стабилизация и приспособление экономической системы к изменяющимся условиям.
В зависимости от объектов государственного регулирования выделяют три взаимосвязанных части:
- ресурсное регулирование;
- производственное регулирование;
- финансовое регулирование.
В зависимости от иерархии государственного регулирования на уровне регионов выделяют федеральное и региональное направления.
Также, существуют определенные принципы государственного регулирования, на основе которых осуществляется его общая стратегия:
- организация экономики должна быть построена на основе рыночных форм, то есть государство выдает финансовую поддержку только тем отраслям, которые не связанны с частным бизнесом (причиной этого является малая прибыльность);
- государственные формы предпринимательства не должны создавать конкуренцию частному бизнесу, так как его основная задача состоит в том, чтобы помогать развитию частного предпринимательства;
- экономическому возрастанию и социальной стабильности способствует рациональная организация финансовой, кредитной и налоговой политики государства;
- контроль за общехозяйственными кризисами и международными экономическими отношениями осуществляется с помощью усиления государственного регулирования.
Методы и цели проведения государственного регулирования экономики
Основные цели проведения государственного регулирования экономики изображены на рис. 1.

Рассмотри более детально главные цели государственного регулирования экономики страны:
- избежание или сведение к минимуму негативных последствий процессов рыночного характера;
- для эффективного функционирования рыночной экономики должны создаваться финансовая, правовая и социальная поддержка;
- те группы рыночного общества, которые стали более уязвимы в конкретной экономической ситуации должны быть обеспечены социальной защитой.
Также, существую методы, с помощью которых достигаются основные цели проведения государственного регулирования экономики (рис.2): прямые (дирижистские) и косвенные (экономические).

Прямые методы — это методы проведения государственного регулирования, которые используют административно-правовые способы влияния на предпринимательскую деятельность различных хозяйственных субъектов
Косвенные методы — характерной особенностью этих методов, является то, что они не ограничиваю свободу выбора, а создают дополнительные мотивы к принятию рыночного решения. Вся экономическая среда является областью применения этого метода.
Вышеперечисленные методы взаимосвязаны и имеют общие инструменты регулирования со стороны государства:
- инструменты административно-правового характера;
- налоговая и финансовая системы;
- кредитно-денежная система;
- собственность государства;
- государственный заказ.
С государственным использованием этих инструментов, при организации регулирования экономики, также существует немалое количество инструментов связанных с внешнеэкономическим регулированием.
Все методы регулирования экономики со стороны государства являются абсолютно пригодными и эффективными. Главная задача состоит в том, чтобы определить причастность каждого из методов к той или иной ситуации. Основной причиной хозяйственных потерь является чрезмерное использование либо прямых, либо косвенных методов.
Причины государственного вмешательства в развитие экономики
Экономисты считают, что основными причинами регулирования экономики со стороны государства являются:
- неопределенность территориального пространства экономики, так как оно несколько замедляет успешность ее развития. Основной составляющей экономических взаимосвязей между предпринимателями, домохозяйствами и любыми экономическими субъектами является потребление. А оно, соответственно, связано с определенной социальной средой, которая имеет четкие территориальные границы. Эти границы обеспечиваются государственными властями. Главными условиями для успешного развития экономики и функционирования экономических рынков является: надежная исполнительная и законодательная власть; единое экономическое, информационное и правовое пространство. Еще одной главной составляющей этого принципа считают функционирование государства в сфере народного хозяйства и ее международных отношений;
- формирование и поддержка моральной, психологической, этической среды, которые, в свою очередь, являются носителями главных целей в развитии нации и удовлетворении потребностей населения. Их государственное определение осуществляется под влиянием менталитета общества и его духовные характеристики. Эти составляющие должны быть организованны так, чтоб обеспечивалось их уважение со стороны частного бизнеса. В противном случае, может создаться негативная ситуация, которая приведет к социальным протестам большинства населения страны;
- сбалансированные экономические интересы в стране. Государство не допускает свое подчинение каким-либо узким экономическим и политическим интересам отдельной социальной группе или группе населения. Как показывает практика, при возникновении таких ситуаций возникает, так называемая, «взрывоопасная» обстановка. Учитывая ее особенности (когда в «элите» начинается война кланов) государство лишено какой-либо деятельности в сфере экономического регулирования;
- динамичное развитие инфраструктуры государства должно приносить пользу как частному бизнесу, так и различным домохозяйствам;
- должна сохранятся как стабильность, так и динамичность развития институциональной сферы государства, таких как нормативная база, институты права, информационные системы, консалтинг, высокообразованный аппарат управления и контроля и др.
Результатом проявления причин государственного вмешательства в экономику является возникновение его главных целей и задач (текущие и стратегические).
Основные цели государственного регулирования могут зависеть от большинства обстоятельств, в частности от уровня развития экономики, ее основной структуры, ее роли в международных связях, от политической и социальной ситуации в государстве. Большим количеством целей для экономики характеризуются страны с переходной экономикой.
Государственное регулирование экономики Российской Федерации
Уровень регулирования экономики со стороны государства является главной проблемой всех стран мира. Вмешательство государства в экономику рассматривают со двух сторон. Одна, по мнению А. Смита, состоит в том, что рынок, как и вся экономика, — это система которая довольствуется саморегулированием и не требует дополнительного вмешательства. Вторая свидетельствует о том, что рынок имеет множество слабых и негативных сторон, которые государство должно изъять или минимизировать.
Многие специалисты этой сферы считают, что неконкурентные отечественные предприятия — это главная проблема, которой необходимо уделить должное внимание. Примером послужил тот факт, что эксперты по машиностроению в аграрной сфере проводили эксперимент. Он заключался в том, что определенное производство тракторных машин в Канаде, которое имело высокие показатели за 2012 год перенесли на территорию России. Это предприятие имело самые современные технологии по энергосбережению, высокий уровень контроля качества, высокий уровень производительности труда и т.д. Когда предприятие было перенесено, то цены на газ и заработная плата российских работников оказались значительно ниже, однако, предприятие сразу же стало нести убытки. Результатом эксперимента стало то, что в первый же год своего существования завод объявил себя банкротом. Основной причиной стала высокая процентная ставка на кредиты, так как в Российской Федерации она составляла 11,75%, а в Канаде — 2,3%. Избежать кредитования предприятие не могло, так как процесс производства тесно связан с понятием займа.
Следующими, не менее важными, причинами гибели канадского завода в России стали:
- стоимость электроэнергии. В Канаде 1 киловатт-час стоит 1,7 руб., а в России — 3,7 руб. То есть предприятие переплатило 2,18 миллиона долларов за год;
- стоимость перевозки продукции. Цены на бензин в Канаде значительно ниже, поэтому 1 км перевозки стоит 60 руб., в то время как в Канаде всего лишь 39,4 руб. Дополнительные затраты составили 4,18 млн. долл.;
- высокие налоги. Налог на добавленную стоимость в Канаде составляет 12%, а в России — 18%. Дополнительные затраты составили 24,5 млн. долл., так как в Канаде предприятие заплатило бы 49 млн.долл., а в России — 73,5 млн. долл.
- Исключением является налог на прибыль, поскольку в РФ он составляет 20%, а в Канаде — 35%. Но не смотря на это, сумма к оплате такого налога в Канаде значительно меньше, так как существуют различные виды льгот. Учитывая все привилегии, которые мог бы получить канадский завод в своей стране, налог на прибыль составил бы 16,7%. В итоге, находясь в России канадский завод заплатил налогов на сумму 74,04 млн. долл., в то время как в Канаде эта сумма составляла бы 47,94 млн. долл. (с учетом всех полученных льгот).
Исходя из этого, необходимо отметить, что основной целью государственных органов является удержание, так называемой, «золотой середины» в экономическом спектре. Поскольку, большая активность со стороны государства может привести к необратимым последствиям, так же как и ее пассивные действия.
Будьте в курсе всех важных событий United Traders — подписывайтесь на наш телеграм-канал