Исследования в области бизнеса

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ И БИЗНЕСА В РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Региональная инновационная система (РИС) является звеном мезоуровня между национальной инновационной системой и локальным уровнем из кластеров фирм и организаций, а также служит практическим инструментом для реализации политических решений и практических мер, связанных с обеспечением инновационного развития региона и его конкурентоспособности в целом. Близость институтов и организаций в рамках РИС облегчает и ускоряет процесс генерации, распространения и использования знаний и инноваций. В контексте развития РИС и кластеров важно подчеркнуть значимость горизонтальных связей с центрами генерации знаний (университеты, научно-исследовательские институты и т.д.). Так, например, конкурентоспособность РИС и кластеров определяется наличием тесного сетевого сотрудничества системного характера между бизнесом и университетом. Такое сотрудничество охватывает не только компании разного размера и центры генерации знаний, но и различные организации инновационной инфраструктуры (научные и промышленные парки, бизнес-инкубаторы, офисы трансфера технологий и т.д.).

Университеты, будучи весьма инерционными структурами, тем не менее прошли ряд этапов в своем развитии. В настоящее время они выполняют свои уже ставшие традиционными образовательную и научную функции. Однако в последнее время выделяется относительно новая, предпринимательская, функция, которая активно обсуждается как академическим сообществом, так и практиками [5]. В целом специ­фика выполнения университетами этих функций характеризуется областью специализации вузов, которая в первую очередь определяется разнообразием реализуемых укрупненных групп направлений и специальностей (УГНС). Взаимодействие университета с бизнесом является одним из важных исследовательских направлений в оценке эффективности университета. Этот тип взаимодействия демонстрирует степень открытости университета как системы, готовность выстраивать отношения с внешней средой, а также показывает какое влияние университет и бизнес оказывают друг на друга. Согласно The Global Benchmark report от 2014 года, Россия имеет относительно слабую позицию с точки зрения научно-исследовательского сотрудничества между университетами и бизнесом по сравнению со странами Европейского союза и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (рис. 1) [7].

pic_92.wmf

Рис. 1. Научно-исследовательское сотрудничество между университетами и бизнесом в 2012-2013. Источник: Global Benchmark Report 2014 [7]. Примечание. Индекс от 1 до 7 демонстрирует результаты качественной экспертной оценки научно-исследовательского взаимодействия между университетами и бизнесом. Оценка строилась на основе опроса топ-руководителей, которые рассматривают интенсивное взаимодействие «университет ? бизнес» как неотъемлемый фактор релевантности и практикоориентированности реализуемых исследований, а также трансфера знаний между университетами и бизнесом

Многочисленные исследования в области взаимодействия университетов и бизнеса [6, 8–10] позволяют провести группировку индикаторов взаимодействия «университет ? бизнес» в соответствии с функциями университета [5] (табл. 1). Можно выделить индикаторы, которые соответствуют выполнению функции в «чистом виде» (образовательная, научная, предпринимательская функции), а также индикаторы, попадающие в «гибридную» область пересечения университетских функций («образование ? наука», «наука ? предпринимательство», «предпринимательство ? образование»). Эта модель является гибкой, так как позволяет систематизировать возможные группы индикаторов и предполагает модификацию в зависимости от наличия доступных данных, задач исследования и особенностей инновационной системы.

Все вышеуказанные направления взаимодействия представляют собой организованные потоки знаний в виде обмена человеческими, информационными, материальными и финансовыми ресурсами. При оценке взаимодействия университетов и бизнеса следует обращать внимание на неформальные взаимодействия и неявные, скрытые, знания (tacit knowledge) полученные в ходе практического освоения. Это в большей мере связано с институциональными особенностями функционирования среды (самих университетов и инновационных систем в целом), в которой эти знания реализуют себя, а также в ходе совместной деятельности университетов и бизнеса.

Показатели взаимодействия можно разделить на две категории: входные и выходные. Под входными показателями понимаются, факторы способствующие достижению желаемого результата взаимодействия, а выходные характеризуют достижения поставленных целей сотрудничества и оценивают социальный и экономический эффект взаимодействия университета и бизнеса. Исходя из оценки входных факторов, выбора направления и формы взаимодействия «университет ? бизнес», были сформулированы выходные показатели, согласно которым, проводилась оценка эффективности взаимодействия «университет ? бизнес» исследуемых университетов научно-образовательного кластера (НОК) Томска.

Таблица 1

Индикаторы взаимодействия «университет ? бизнес» в соответствии с функциями университета

Особое место НОК Томска занимают учреждения высшего профессионального образования, представленные шестью государственными вузами: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР), Национальный исследовательский государственный университет (ТГУ), Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ), Сибирский государственный медицинский университет (СибГМУ), Томский государственный педагогический университет (ТГПУ) и Томский государственный архитектурно-строительный университет (ТГАСУ). Общее финансирование образовательной деятельности этих вузов в 2014 г. составило 12505,2 млн руб., научной — 4812,4 млн руб. [2].

В глобальном мировом рейтинге QS World University Rankings НОК Томска в настоящий момент представлен двумя университетами — НИ ТГУ и НИ ТПУ. Они же являются участниками Проекта «5-100» по повышению конкурентоспособности, что подразумевает переход в первую сотню данного рейтинга к 2020 году. В Национальном рейтинге университетов РФ представлены пять томских вузов: ТГУ, ТПУ, ТУСУР, ТГАСУ, ТГПУ (табл. 2). Национальный рейтинг дает интегральную оценку качества подготовки выпускников вуза, которая определяется количественными параметрами образовательной и научно-исследовательской деятельности вузов в соответствии с мнением ключевых референтных групп, включающих работодателей, представителей академических кругов, студентов и выпускников вузов. ТГУ и ТПУ начиная с 2009–2010 гг. занимают лидирующие позиции в первой десятке вузов России [1].

Таблица 2

Томские университеты в Национальном рейтинге университетов (Интерфакс) за 2009–2014 гг.

Источник. Национальный рейтинг университетов [1].

В силу ограниченного количества показателей официальной статистики [2–4], оценка взаимодействия «университет ? бизнес» проводилась только для функций университета в чистом виде, не выделяя гибридные области взаимодействия функций. Для оценки взаимодействия выбраны 17 показателей (табл. 3).

Таблица 3

Показатели взаимодействия «университет ? бизнес» НОК Томска в 2014 году

Источник. Основные результаты деятельности системы высшего и профессионального образования Томской области [2–4].

pic_96.wmf

Рис. 2. Показатели взаимодействия «университет ? бизнес» в НОК Томска

На рис. 2 графически представлены результаты оценки взаимодействия «университет ? бизнес» по шести университетам НОК Томска. Числовые данные по представленным показателям взяты как среднегодовое значение за 2012–2014 гг. и проранжированы по категориям «взаимодействие отсутствует» (0), «взаимодействие выражено слабо» (1), «взаимодействие выражено средне» (2), «взаимодействие выражено сильно» (3).

Лидерами по большинству выбранных показателей за 2012–2014 гг. являются научно-исследовательские университеты ТПУ (абсолютный лидер) и ТГУ, что объясняется преимуществами масштаба образовательной и научной деятельности, а также привлекаемым финансированием. ТУСУР для небольшого регионального вуза имеет сильные конкурентные позиции по ряду показателей предпринимательской функции, где взаимодействие «университет ? бизнес» проявляет себя как среднее и сильное. Для ТГАСУ и СибГМУ взаимодействие по большей части показателей характеризует нестабильное положение от среднего взаимодействия до отсутствующего. Выбранные количественные показатели демонстрируют невыгодное положение ТГПУ, для которого показатели предпринимательской функции характеризуют взаимодействие либо как слабое, либо как отсутствующее.

В региональной инновационной системе университет рассматривается как драйвер регионального развития на основе локализации материальных и человеческих ресурсов. Требования к университету — не только подготовка кадров, проведение научных исследований, но и роль медиатора и посредника в региональной инновационной системе. На арену выходит другая система показателей — в том числе качественных, которые, как правило, не присутствуют в официальной статистике, но характеризуют роль университета в создании среды, выстраивании его отношений с региональным бизнесом, его социальную роль. Здесь появляются акторы и типы взаимодействий, которые либо не очевидны, либо не являются значимыми на макроуровне национальной инновационной системы, однако являются критически важными для конкурентоспособности и эффективности экономики региона на мезоуровне. Количественная методика оценки деятельности университетов, с одной стороны, позволяет проводить сравнения университетов на основании статистических данных, собранных в едином методологическом ключе и представленных в статистике на федеральном уровне. С другой стороны, ограничением данного подхода является недостаток разнообразия показателей, демонстрирующих многоплановость реализации университетами своих функций, комплексность взаимодействия университетов и бизнеса, а также значимость вклада университета в социально-экономическое развитие региона.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Разработка и апробация информационной системы комплексной оценки эффективности инновационного развития региона (на примере Ассоциации инновационных регионов России)», проект № 14-02-12015.

Рецензенты:

Барышева Г.А., д.э.н., профессор, заведующая кафедрой экономики, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Томск;

Иванкина Л.И., д.ф.н., профессор, ка­фед­ра менеджмента, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Томск.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.