Инновационный бизнес и предпринимательство

ВЛИЯНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ БИЗНЕС-СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ

ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

THE INFLUENCE OF THE ELEMENTS OF BUSINESS ENVIRONMENT ON THE DEVELOPMENT OF INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP

Острякова Аида Фильгатовна

соискатель кафедры «Экономика и менеджмент»

ассистент кафедры «Экономика и менеджмент»

ФГБОУ ВПО «УГУЭС»

Aida-kh@mail.ru

Аннотация: В статье рассматривается вопросы влияния бизнес-среды (внешней и внутренней среды) на развитие инновационного предпринимательства. Автором рассматривается институциональная модель бизнес-среды для поддержки инновационного предпринимательства. В заключении статьи приводятся выводы.

Annotation: In article it is considered questions of influence of a business environment (the external and internal environment) on development of innovative business. The author considers institutional model of a business environment for support of innovative business. Conclusions are given in the conclusion of article

Ключевые слова: инновационное предпринимательство, бизнес-среда, инновационный процесс, инновационная активность.

Key words: innovative entrepreneurship, business environment, innovative process, innovative activity.

Введение

Формирование инновационной экономики в России становится необходимым условием реформирования, модернизации и развития конкурентоспособного отечественного производства. Инновационная экономика должна стать стратегическим важным направлением для формирования инновационного предпринимательства нашей страны.

Структура бизнес-среды и ее влияние на инновационное

предпринимательство

Инновационное предпринимательство — это процесс новаторских идей, которое включает в себя постоянный поиск, создание или обновление уже имеющихся новаций. Данное определение включает в себя готовность предпринимателя брать на себя полноту ответственности за коммерческую значимость о востребованность нововведения, а также финансовую, экологическую и социальную его эффективность.Инновационное предпринимательство представляет собой процесс непрерывного поиска изменений в потребностях потребителей продукции, повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции и увеличения доли рынка предприятия-производителя путем создания новых организационных структур, охватывающих функции его инновационной деятельности.

В свою очередь термин «бизнес-среда» в статье можно применить для определения границ и характера сфер взаимодействия инновационного предпринимательства. Движущим побуждающим мотивом инновационной деятельности предприятия являются его экономические интересы; предприятие сужает для себя границы экономического пространства, определяя их как внешнюю среду, как среду ведения бизнеса, т.е. как бизнес-среду [1]. Отсюда бизнес-среда — это набор политических, экономических, социальных и технологических сил, которые находятся главным образом вне зоны контроля и влияния бизнеса, и могут иметь как положительное, так и отрицательное влияние на бизнес. Бизнес средой принято называть все, что так или иначе влияет на процессы развития бизнеса, помогает его продвижению и росту.

Взаимодействуя в бизнес-среде предприятие, осуществляющее инновационнуюдеятельность, определяет стратегическое пространство бизнес-среды, в котором ведет свою инновационную деятельность, реализуя экономические интересы и получая прибыль[2].

Для поддержания позитивной динамики предприятие стремится расширить свое пространство инновационной активности в бизнес-среде. Иными словами бизнес-среда это упорядоченность определенных факторов, которые в своей совокупности создают благоприятные или невозможные условия для развития инновационного предпринимательства.Можно выделить некоторые из самых главных факторов, влияющее на развитие инновационного предпринимательства (рис.1).

aa1

Рис.1.Бизнес-среда и ее факторы, влияющие на развитие инновационного предпринимательства

Из данного рисунка видно, что бизнес-среда рассматривается как доминирующая сила воздействия на инновационную деятельность предприятия. Данные факторы могут как прямо, так и косвенно воздействовать на формирование и развитие инновационного предпринимательства.

В ранних работах, основными факторами, от которых зависит успех организации, действовали внутри организации. В данном случае представляется логичным сосредоточить все усилия именно внутри организации. Однако успех инновационной деятельности, решающим образом зависит также от внешних факторов, действующих во внешнем окружении. На сегодняшний день для эффективного выполнения управленческих функций необходимо понимать важность внешних факторов, т.е. современным организациям приходится приспосабливаться к изменениям во внешнем окружении и соответственно осуществлять изменения внутри организации. Отсюда в научной литературе сложилось определенное представление о существование такого термина как «бизнес-среда». Состав бизнес-среды организации можно представить в виде определенного набора элементов или иначе говоря — суждение о наборе её элементов [3] (рис.2).

aa2

Рис.2. Структура бизнес-среды.

Из рисунка видно, что бизнес-среда имеет два направления воздействия на предпринимательство в целом — это внешняя и внутренняя среда.

Внутренняя среда организации состоит из основной цели (оборотного капитала), структуры, задачи, а также персонала организации. В микросреду включают поставщиков ресурсов, потребителей продукции, конкурентов предприятия и товары-заменители(рис.2). Состав макросреды наиболее сложен, но, тем не менее, полный набор её элементов все же удалось выделить: политика, экология, экономика, технологии, социальный сектор, институциональный сектор. В рамках нашего анализа будем исходить из общепринятой в науке точки зрения на состав бизнес-среды организации.

Отсюда следует, что внешняя среда бизнеса — это все те условия и факторы окружающей среды предприятия, которые прямо или косвенно влияют на деятельность предприятия и требуют его соответствующего изменения внутри самого предприятия. Внутренняя среда бизнеса — это все факторы условия производства и реализации продукции, которые поддаются регулированию со стороны предприятия. Все факторы внутренней среды взаимосвязаны и изменение одного из них влечет изменение других.

Исходя из вышесказанного делаем вывод, что внешняя и внутренняя среда, и совокупность их элементов, на которые организация может оказывать влияние и контролировать их, имеют прямое влияние на развитие инновационногопредпринимательства.

Учитывая все элементы бизнес-среды,можно выделить три модели инновационного предпринимательства, которые организуют инновационный процесс на предприятии:

1) инновационное предпринимательство на основе внутренней организации, когда инновация создается и (или) осваивается внутри фирмы ее специализированными подразделениями на базе планирования и мониторинга их взаимодействия по инновационному проекту:

2) инновационное предпринимательство на основе внешней организации при помощи контрактов, когда заказ на создание и (или) освоение инновации размещается между сторонними организациями:

3) инновационное предпринимательство на основе внешней организации при помощи венчуров, когда фирма для реализации инновационного проекта учреждает дочерние венчурные фирмы, привлекающие дополнительные сторонние средства.

Наиболее часто используемой является вторая модель инновационного предпринимательства -предприятие размещает заказ на разработку новшеств, а осваивает их собственными силами. В основе всех видов инновационного предпринимательства лежит создание и освоение новых видов продукции (товаров, услуг), изготовление, создание вещей, ценностей, благ, понимаемое в самом широком смысле слова. Главной и определяющей частью такого предпринимательства является создание и производство научно-технической продукции, товаров, работ, информации, духовных (интеллектуальных) ценностей, подлежащих последующей реализации покупателям, потребителям.

Например, предприятие, производящей инновационную продукцию или товар, необходимопрежде всего изучить потенциальных покупателей, определить основных конкурентов, проанализировать новые достижения в области технологии, новые законы, постановления и стандарты, которые могут повлиять на характер производства оборудования и маркетинг, проанализировать свое финансовое положение.

Размер контролируемой среды организации, оцениваемый по количеству входящих в неё элементов, должен быть оптимальным. Небольшое количество элементов среды, свидетельствует о её незначительном завоевании определенной ниши на рынке и, как правило, необходимо быстро приспосабливаться к переменам во внешней среде, то есть проявлять максимальную гибкость. Потенциал такой организации невелик и не в состоянии существенно повлиять на внешнююбизнес-среду. Внешняя среда игнорирует малые организации, предоставляя им в процессе множества трансформаций находить инновации, способные дать толчок к увеличению их размера.

С другой стороны слишком крупные предприятия, в определенных условиях, занимающее определенное нишу на рынке, становятся нестабильными и разрушаются. Все это может быть следствием того, что их контролируемая среда обладает большимнабором элементов, чем макросреда. Макросреда — это управляющая подсистема по отношению к компании (управляемой подсистеме), а последняя, согласно законам кибернетики, всегда должна быть менее сложной по сравнению с тем, что ею управляет[4].

Таким образом, предприятие, осуществляющийинновационный процесс, должен постоянно отслеживать основные элементы макросреды, а также значимые моменты микросреды, которые влияют на возможности получения, от вновь созданной продукции, прибыли.

Обнаружить новые тенденции макро- и микросреды и происходящие в них изменения позволяет создание маркетинговой информационной системы.

Основная цель исследования бизнес-среды заключается в осознании новых маркетинговых возможностей. Маркетинговая возможность — это область покупательских нужд, удовлетворение которых может стать основой прибыли компании.

Успех инновационного предприятия зависит не только от соответствия ее деловых возможностей основным требованиям целевого рынка, но и от того, превосходят ли они потенциал конкурентов. Сами по себе деловые способности компании не являются конкурентным преимуществом. Наиболее эффективно функционирует то предприятие, которая способно создавать, внедрять и постоянно воспроизводить продукт для потребителя т.е. инновационно-активное предприятие.Угрозы со стороны бизнес-среды — это негативное влияние неких тенденций или неблагоприятное развитие событий, которые при отсутствии защитных маркетинговых мероприятий приводят к сокращению объемов продаж и снижению доходов предприятия.

Все это возможно преодолеть и осуществить через глобальное инновационное лидерство и эффективность национальной экономики, которая позволит вывести продукцию или услугу отвечающей требованиям конкурентоспособности.

На сегодняшний день институциональная модель бизнес-среды для поддержки инновационного предпринимательства можно представить в следующем виде.

aa3

Рис.3.Институциональная модель бизнес-среды для поддержки инновационного предпринимательства.

Как правиломалые фирмы используют некоторые из элементов данной модели в виде поддержки и чаще всего именно малое инновационное предпринимательство образуется вокруг исследовательских центров и университетов и используют новые знания в расчете на использование их в коммерческих разработках.

Сложность проблемы состоит в том, что данная модель бизнес-среды и ее элементы, не имеют возможность в полной мере осуществить поддержку инновационному предпринимательству, а российский предприниматель не может без вмешательств из вне развивать свой бизнес и способствовать формированию конкурентоспособной экономики.Даже благоприятная бизнес-среда не дает полноту уверенности для предпринимателей, занимающихся инновационной деятельностью.

Одной из ключевых проблем развития инновационного предпринимательства в России является, отсутствие правовой основы для инновационного бизнеса, а также неустойчивость и незавершенность законодательной базы в области налогового регулирования, которое все еще остается противоречивым и сложным[5].

Все это приводит к ситуации, когда только несколько предприятий полноценно и легально осуществляют свою инновационную деятельность. Основной причиной этого является использование обычных или незначительно усовершенствованных оборудований и технологий, и лишь в 5-7% случаев применяются достаточно уникальные разработки.Но эти уникальные разработки отличаются неразвитостью системы страхования и гарантий при реализации инновационных проектов.Совершенно очевидно, что полноценное развитие инновационного предпринимательства невозможно без решения проблемы его финансового обеспечения. Практика показывает, что более 90% субъектов инновационного предпринимательства не могут начать работу без заёмных средств.

Заключение

В условиях постоянно меняющейся бизнес-среды на первый план встают вопросы эффективного управления предприятием, являющейся одним из аспектов конкурентоспособности инновационного предприятия.

Таким образом, до настоящего времени в России не сформирована целостная система инновационной инфраструктуры и не создана благоприятная бизнес-среда, позволяющая беспрепятственно осуществлять коммерциализацию научных достижений. Следует признать, что попытки инновационного предпринимательство крепко стоять «на ногах» становится практически невозможным в сложившейся российской экономике.

Итог деятельности созданных в этот период инновационно-технологических центров, технопарков, особых экономических зон, венчурных фондов оказался мало утешительным.

Следовательно, необходим поиск новых путей развития инновационной

инфраструктурыи создание более благоприятнойбизнес-среды, для успешного становления и развития инновационного предпринимательства.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.