Готовый бизнес по пошиву

«Я и не знал, что швеи и портные много пьют…»

IT-инструменты, которые использует Дмитрий Лях

  • 1C-Битрикс
  • 1С:Бухгалтерия
  • LeadBack
  • Instagram

Покупка готового и уже работающего бизнеса — один из очевидных вариантов начать собственное дело. В теории всё выглядит более-менее радужно: есть налаженные бизнес-процессы, действующая команда сотрудников, помещение и оборудование, клиенты, наконец. Но реальность может оказаться совершенно иной. Думаем, многим читателям Biz360.ru будет полезен опыт молодого предпринимателя Дмитрия Ляха, который запуску собственного бренда предпочёл покупку готового бизнеса — сети швейных ателье.

Дмитрий Лях, 26 лет, предприниматель из Минска, владелец сети швейных ателье Zaplatka.by. Дмитрий купил бизнес в конце 2015 года, до этого занимался мелкой коммерцией — возил куртки из Китая, отшивал копии известных моделей по аутсорсингу в кустарных мастерских в Бресте. Планирует вывести свою швейную компанию на окупаемость в конце 2017 года.

Дмитрий Лях

Первые деньги я увидел во втором классе, и с тех пор находил много способов заработать. Например, в том же втором классе выходил во двор и продавал петарды парням постарше. Потом продавал по школе наклейки с покемонами, но с приходом киосков мой «портал возможностей» захлопнулся.

У меня не было цели просто заработать, была цель не тратить время впустую. В последних классах школы отец нашёл мне место на стройке, а в университете я зарабатывал на доставке товаров из Китая.

Когда я увидел, что популярными стали парки (длинная тёплая куртка, как правило, с капюшоном — прим. редакции), то нашёл их производство в Бресте — это были небольшие цеха на 4−10 человек. Я был поражён, что у нас можно отшивать качественно и по доступным ценам, и там договорился на пошив подделок брендовых парок. Я всматривался в швы, структуру — не имея образования, я понимал, где хорошо, что бы я изменил и т.д. Но от меня тогда ничего, к сожалению, не зависело.

Тогда никого не волновало, что мы производим подделки. Но я начал задумываться, что стоило бы делать своё, а не нагонять дурную славу на бренды. Мне очень хотелось создать свой бренд одежды

Клиенты из теплой базы могли «послать» — в кризисное время все были раздражены. Сейчас я понимаю, как это было круто: мозг перестаёт понимать слово «нет», и эта работа превращается в сплошной квест. Но в фирме отца в те годы в штате уже оставалось мало людей, и вскоре мы закрылись. Я начал искать, чем заняться.

Я нашёл объявление о продаже сети из четырех ателье в центре города. Одна точка работала шесть лет, вторая — три года, третья — год, и при мне открылась четвёртая. Владелица продавала сеть из-за своего возраста, и вместе с ателье предлагала обучение этому бизнесу. Я подумал, что это идеальная ступень перед запуском собственного бренда.

Я проехался по точкам. Сначала просто поспрашивал цены и посмотрел, как люди работают. Затем сдал собственные вещи в починку — и был приятно удивлён. И в конце ноября 2015 я купил эту сеть, одолжив денег у отца.

Zaplatka.by

Почти год владелица сети учила меня технике ремонта одежды и управлению персоналом. Я стал разбираться в материалах, способах ремонта, пошива. Стал понимать, какую вещь стоит или не стоит брать в ремонт. Всё это мне пригодилось. Но с самого начала покупки по всем точкам начались сплошные проблемы:

  • Самую прибыльную точку в центре города перевезли в соседнее здание из-за реконструкции — нас сразу же загородили строительными лесами.

  • В округе как грибы начали расти конкуренты.

  • На самой большой точке (40 «квадратов») потихоньку начал заканчиваться главный «хлеб» — шубы и дублёнки (точка была сделана под перекрой шуб, подгонку и так далее). Я встретился с неадекватной стоимостью «коммуналки» — она превышала аренду!

  • На третьей точке тоже резко стало меньше клиентов.

  • На раскрутку четвертой точки с нуля ушёл год (об этом подробнее я расскажу ниже).

Тогда же я узнал, что конец января, февраль и март — это несезон. В общем, сначала было очень плохо. Я не видел зарплаты, снова одалживал у отца. Это тянулось почти год — до августа 2016-го.

Владелица сети до меня не вела клиентскую базу — работала по «сарафанке», создала страницу на deal.by. Никакого учёта не было вообще. Чтобы привлечь клиентов, я перепробовал много способов продвижения:

1. После работы ходил по дворам и клеил объявления на подъезды. Заодно смотрел, как грамотнее продвигать каждую точку, какие конкуренты, необозначенные на картах в интернете, прятались во дворах.

2. Ходил по бутикам вокруг своего ателье в центре и договаривался с администраторами, чтобы присылали клиентов ко мне. Никто не хотел меня слушать. Я понял, что выгляжу не как профессионал, да и молодо, да и парень… Но, видимо, всё решило общение — мои предложения стали принимать.

3. Рассылал рекламу по почтовым ящикам. В центре это было бесполезно: на 3 000 листовок пришло человек 10, из которых 5 стали постоянными клиентами. Тогда я сделал купоны на скидку с предложением и перечнем услуг, высчитал, сколько нужно времени на рассылку и отметил на листовках дедлайн, после которого скидка уже не действовала. И из 3 000 пришло человек 35. Лучше всего результат был ближе к окраине города — с каждой тысячи листовок приходило человек 15 (а разослал я на 10 000 адресов).

4. В центре города я заказал рекламу со скидкой и дедлайном в лифтах. Это тоже сработало плохо: пришло человек 7, которые заказывали мелкие ремонты. Это окупило рекламу на 10%. Но спустя время пришли женщина с крупным заказом, и так реклама окупилась ещё на 20%.

5. Сайт и его продвижение. Мне повезло — друг сделал мне сайт на «Битриксе» за $300, другой помог с SEO-продвижением, контекстной рекламой.

6. А для раскрутки точки, которая только открылась, я выбрал самый банальный, но стрессовый способ — пройтись по ближайшим офисным зданиям и заявить о себе. Ключевая тактика была — продержаться до открытия ТРЦ Galleria, около которого эта точка расположена. Тогда трафик в этом месте значительно вырос.

Из-за того что я молодо выгляжу, администраторы офисных центров думали, что я распространитель

Сначала мне показалось, что ничего не сработало. Но потом заказы стали приходить.

Я думал, что люди будут увольняться. Сотрудники смотрели на меня с недоверием, они были старше меня в два раза, хотя мне самому это не доставляло дискомфорта. Даже сотрудница, которая выполняла львиную долю пошивов и хорошо зарабатывала, долго думала. Но осталась. Наверное, они видели, что я стараюсь, и поверили мне.

Хотя со штатом было немало проблем. Оказалось, что самое сложное — найти толковых людей, которые умеют выполнять все виды работ. Очень много мастеров на все вопросы говорят «Да, я умею это делать», а потом — сплошной брак. А ещё, оказывается, швеи и портные выпивают… Я этого не знал.

Zaplatka.by

В то же время из декрета вышла сотрудница — я не хотел возвращать её на работу, потому что опасался, что она допустит брак. Так и случилось. Помню, как мне звонил муж клиентки, которой она дважды испортила платье, требовал выплату его стоимости. Я был согласен при условии, что муж предоставит чек на платье — голос мужчины поменялся, и мы сошлись на небольшой компенсации. После этого я попросил эту сотрудницу уволиться.

А ведь для неё пришлось попросить блестящего мастера, женщину пенсионного возраста, временно уступить место. Это было моё первое увольнение, и после этого у меня исчез страх расставания с работниками.

Сейчас у нас трудится девять человек с опытом работы не менее восьми-девяти лет. Есть пополняющийся список отобранных мастеров, которых мы привлекаем на временную работу — на сезон отпусков и когда у нас завалы в сезон шуб. Несмотря на то что люди старше меня в два раза, мы находим общий язык и гармонично сосуществуем.

У меня уже есть чек-лист требований к новым сотрудникам. Он неидеален, но уже испробован на паре кандидатов. Вот некоторые пункты из него:

  • Места предыдущей работы.

  • Причины увольнения.

  • Материалы, с которыми мастер работал.

  • Сильные стороны в пошиве.

  • Чего бы сотрудник хотел избегать в работе.

  • Максимальная зарплата за количество дней (это показывает выработку).

Только с августа 2016 я более-менее «выплыл». Получилось «нагенерировать» заказов на шубы на сезон. На «шубной» точке теперь работает уже не два, а четыре человека — мне повезло, что в поиске мастеров сработала технология «Девчонки, у кого есть шубницы знакомые?»

Бизнес оказался нелёгким. Нет заявок — стресс, много заявок — стресс, загрузили — стресс, не отгрузили материалы — стресс, оплатили — стресс, не оплатили — стресс. Я думаю, в этом и смысл, это и есть развитие.

Я понял, что нет понятия «нет клиентов» — они есть всегда и везде. Правда, клиентам иногда сложно объяснить, почему работы с мехом столько стоят. Например, они видят разрыв меха на 2 см и думают, что это минута работы — но чтобы сделать качественно, необходимо распороть, подлезть изнутри, проклеить специальным материалом, проверить, не истончился ли мех, не сгнил или не высох, и на что повлияет место. И надо найти силы, чтобы стоять на своём.

А самое сложное — наверное, не мешать клиентам платить. Ведь мы, предприниматели, всё мешаем. Чтобы получить качественную услугу, клиенту надо пробежать через минное поле, начиная от звонка по телефону, до того, как выполнят заказ.

Zaplatka.by

Я планирую окупиться к концу 2017 года — то есть спустя два года после покупки. Бизнес-план я не составлял, но прикинул: чтобы бизнес вышел на окупаемость, мне нужно генерировать заказов на $50 в день на каждого мастера. Сейчас всё это нестабильно: иногда заказов нет вообще, иногда больше этой суммы.

Сейчас я только начинаю понимать свой путь. Закрываю одну из точек на окраине и собираюсь сконцентрироваться на центре, чтобы полностью автоматизировать процессы ремонта и пошива одежды, отшлифовать всё — от звонков до конечного продукта. Чтобы каждый мастер работал так, как будто это его точка. Я собираюсь делать это по типу пирамиды: у каждого мастера будет «подмастерье».

  • Параллельно буду работать над другими задачами:

  • Расширю спектр услуг от индивидуального пошива до массового.

  • Создам простой и понятный каталог — от обычной юбки до свадебного платья.

  • Переделаю сайт под интернет-магазин, размещу там каталог пошива спецодежды. Не для того, чтобы конкурировать с гигантами, которые это давно делают, а чтобы не говорить клиенту «Это не моё, я не могу».

  • И в конце концов я хочу реализовать цель детства — запустить свой бренд одежды. У меня уже куча наработок, которые ждут своего времени.

А в целом я думаю так: если не знаешь, что делать — делай хоть что-то, и в процессе ты сам всё поймешь.

Источник: Probusiness.by.

Дмитрий Лях

Сидят как влитые: как заработать на обуви ручной работы. Шить, жить, любить: как заработать на свадебных платьях. 51 лайфхак фэшн-бизнеса: что нужно учитывать при запуске бренда одежды. biz360

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.