Государство и бизнес в россии

В рамках апрельской конференции, посвящённой проблемам развития экономики и общества, круглый стол проходил уже не в первый раз. В этом году организаторы решили посвятить конференцию вопросам формирования благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата в России. Эта тема является одной из основных в рамках университетского факультатива. Таким образом, студенты НИУ ВШЭ, являющиеся его слушателями, получили к своим теоретическим знаниям некоторое практическое приложение.

Запросы бизнеса

Как заявил в своём выступлении Президент РСПП Александр Шохин, тема взаимодействия бизнеса и власти становится особенно актуальной в условиях мировой финансовой нестабильности, связанной в том числе с ситуацией на Кипре. «Сейчас, в отличие от ситуации 4—5-летней давности, никто уже не может уверенно сказать, что Кипр является тихой гаванью, где можно отсидеться, переведя туда активы, денежные средства или деловую активность. Очень многое зависит от скоординированных действий национальных правительств, международных финансовых институтов», — считает Александр Шохин. В частности, по его словам, существует широкий круг тем, по которым жизненно необходим диалог бизнеса и власти, в том числе доступность финансовых ресурсов, проблема длинных денег, присутствие государства в экономике, административное судопроизводство. «В целом важна независимость и профессионализм, у нас существуют стандартные процедуры: ОРВ, открытое правительство, публичное обсуждение, обязательство вывешивать проекты на общественное обсуждение. И тем не менее, притом что есть множество технологий для публичного обсуждения, мы можем получить на выходе закон, который, мягко говоря, не обсуждался», — добавил Президент РСПП.

IMG 2168 web

Усиление влияния государства наблюдается в разных отраслях, в частности, по словам старшего вице-президента Альфа-Банка Владимира Сенина, в банковской сфере. «За последние 2 года наметилась совершенно чёткая тенденция ужесточения надзора со стороны Центробанка. Кроме того, были приняты законы, которые не улучшают правовое поле, а создают дополнительную нагрузку на капитал. В первую очередь это закон о потребительском кредитовании, о консолидированном надзоре о банкротстве физических лиц», — заявил эксперт. По его словам, на этом фоне были разработаны только два законопроекта, которые были инициированы Минфином, в том числе меры, направленные на стимулирование безналичного оборота, ограничивающие возможности физлиц приобретать какой-то товар или услугу на сумму свыше 600 тыс. руб. за наличный расчет. «Поэтому когда возникает вопрос, почему у банков чего-то не хватает, надо посмотреть на регулирование, которое осуществляет Банк России. С учётом того, что он становится мегарегулятором рынка, возникает вопрос, должен ли он и дальше одновременно отвечать за стабильность банковской системы и развитие экономики», — говорит Владимир Сенин.

Государство готово

Как заявили участвовавшие в заседании представители государства, региональные и федеральные власти готовы к эффективному диалогу с бизнес-сообществом, однако для этого необходимо перестроить психологию не только чиновников, но и предпринимателей. «Бизнес — это не то, что приходит и просит у нас; без понимания того, что бизнес — это наши партнёры, дальше развиваться нельзя. Но для этого бизнесмены должны платить налоги и создавать рабочие места, где будут работать жители. Сегодня жители Подмосковья выезжают на работу в Москву и другие регионы, эти люди должны работать рядом с домом. Как мы решаем эти задачи: мы упрощаем работу с инвесторами, создаём понятные условия работы, повышаем степень открытости и коммуникации власти», — заявил министр инвестиций и инноваций Московской области Глеб Бондаренко.

IMG 2476 web

В частности, по его словам, у губернатора есть личный электронный адрес, который доступен для общения с инвесторами. Однако, по словам вице-президента РСПП Виктора Плескачевского, предпринимателям нужен доступ не только к представителям государства, но и к экспертизе законопроектов. «ТПП Чехии имеет право давать заключения на все экономические законопроекты, более того, они не имеют права быть внесены в парламент, если они не имеют такого заключения. Сегодня у нас этим правом обладают Администрация Президента РФ и Правительство РФ. Мы бились 12 лет, чтобы такие институты, как РСПП и ТПП, являясь вершиной системы отраслевых организаций, формировали такое мнение — они много что делают, но статуса такое заключение не имеет», — считает парламентарий.

Как напомнила в конце дискуссии директор Центра мониторинга законодательства и правоприменительной практики РСПП Ирина Котелевская, именно в стенах «Высшей школы экономики», где проходил круглый стол, в своё время были придуманы принципы административной реформы. По словам эксперта, за весь период деятельности СССР существовало только около четырёх десятков союзных документов, а за 20 лет Главное государственно-правовое управление Президента РФ проинспектировало 60 тыс. указов и распоряжений. «Жизнь такова, что у нас возникают новые барьеры взамен отменённых, и только с укреплением площадок, способных выразить консолидированную позицию бизнеса, можно с этим бороться», — добавила Котелевская. Именно такой площадкой, по её мнению, является РСПП.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.