Государственное регулирование деятельности в бизнесе

Грамотное государственное регулирование малого бизнеса представляет собой выработку и внедрение различного рода механизмов его поддержки. Все они направлены на увеличение эффективности развития данной отрасли.

Содержание статьи

Виды механизмов

Помощь в развитии, которую оказывают государственные институты, относится к категории централизованных механизмов поддержки. Она заключается в стимулировании предпринимательской деятельности людей в соответствии с конкретными целями. Они определяются с учетом интересов обеих заинтересованных сторон — бизнеса и государства. При этом главным ориентиром выступает состояние, в котором находится экономика.

Децентрализованные механизмы поддержки — всевозможные формы саморегулирования среднего и малого бизнеса (СМБ), а также его адаптация к постоянно изменяющимся условиям рынка.

К сожалению, в нашей стране неразвитость взаимоотношений между хозяйствующими субъектами и непрозрачные условия ведения бизнеса являются ограничителями для децентрализованных механизмов, хотя они характеризуются более высокой эффективностью, нежели централизованные.

Задачи государственных институтов

В рамках государственного регулирования деятельности российского малого бизнеса различными ведомствами страны выполняются действия, позволяющие достичь следующих целей:

  • постоянное развитие СМБ в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе, способствующее формированию среднего класса общества;
  • создание идеальных условий для осуществления предпринимательской деятельности;
  • увеличения числа самозанятых граждан;
  • разработка и последующее внедрение мероприятий, которые позволят нарастить долю участия СМБ в процессе формирования валового продукта (регионального и внутреннего), а также в доходах бюджета (федерального, местного).

Очень важно, чтобы система регулирования, применяемая государством, соответствовала поставленным целям и имела необходимые показатели — организационные, концептуально-программные, функциональные.

Содействие бизнесу на законодательном уровне

В ноябре 2008-го года по распоряжению Владимира Путина — занимающего в тот момент пост Председателя Правительства РФ — была утверждена «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (далее — Концепция).

В документе указывается, что одним из главных элементов экономической политики страны выступает содействие развитию субъектов хозяйствования. Благодаря ему появляется возможность решить ряд долгосрочных социальных задач и поддерживать на рынке здоровую конкуренцию.

Как следует из текста Концепции, улучшение бизнес-климата может быть достигнуто за счет:

  1. Преобразования отраслевой структуры компаний (малых и средних).
  2. Ряда мероприятий, которые позволят обеспечить увеличение количества предпринимателей в означенных временных рамках (до 2020-го года число субъектов предпринимательской деятельности должно увеличиться до 6 000 000 человек).

В течение последних нескольких лет в большинство законов о малом бизнесе были внесены изменения, существенно упрощающие его ведение в РФ. В частности, речь идет о следующих нововведениях:

Изменения вносились и в базовый закон о малом бизнесе — № 209-ФЗ. Наиболее свежие произошли в июле текущего года. Их можно разделить на две группы:

  1. Касающиеся критериев, согласно которым юрлицо может быть отнесено к категории малого и среднего предпринимательства (МСП).
  2. Регламентирующие работу Федеральной корпорации по развитию МСП.

В первом случае мы говорим об увеличении периода, в течение которого организация имеет право сохранять статус субъекта МСП, а также порога участия в капитале СМБ иностранных компаний и российских субъектов хозяйствования, не являющихся представителями МСП.

Во втором — о создании института поддержки СМБ в лице соответствующей корпорации. В ее функции, в частности, входит координация деятельности инфраструктуры и разработка схем оказания финансовой помощи участникам рынка. То есть речь идет о создании достойных условий для всестороннего развития предпринимательства в Российской Федерации.

Кроме того, с 01.01.2016 в соответствии с законом, принятым Госдумой, малый бизнес — ИП и юридические лица — в течение трех лет будет освобожден от плановых проверок. «Надзорные каникулы» не предусмотрены для сфер, связанных с безопасностью (радиационной, пожарной, экологической, промышленной) и государственной тайной.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.