Франчайзинг как форма бизнеса

Что такое франчайзинг? Это целая система отношений между партнёрами. Она заключается в том, что одна из сторон возмездно передаёт другой свой товарный знак, технологии ведения бизнеса, фирменный стиль и т.д. В законодательстве РФ этому виду взаимоотношений между партнерами посвящена 54 глава Гражданского Кодекса.

Хотя, по сути, термина франчайзинг как форма организации бизнеса в ГК РФ нет. Есть понятие коммерческой концессии. Согласно статье 54 ГК РФ правообладатель (по сути, франчайзер) передаёт право пользователю (франчайзи) использовать в бизнес деятельности ряд исключительных прав, принадлежащих правообладателю. Также правообладатель обязуется оказывать помощь в создании бизнеса по форме франчайзинга, осуществлять правовую, техническую и консультационную поддержку.

Бизнес в форме франчайзина — почему это выгодно?

Бизнес в форме франчайзинга | Доход Франчайзера

Доходами франчайзера становятся паушальный платёж (разовая выплата за вступление в систему франчайзинга) и роялти (периодические выплаты в пользу правообладателя), которые франчайзи осуществляет в обмен на предоставленные ему технологии, опыт и поддержку. По статистике, если увеличивать франчайзинговую сеть на 3-4 предприятия в год, то доходы франчайзера быстро превысят расходы по управлению.

Франчайзинг — очень популярная форма организации бизнеса во многих развитых странах. По статистике, в тех же США за 5 лет с момента открытия бизнеса выживают только 23% независимых компаний. И 92% участников франчайзинговых сетей! Примеры франчайзинга  это всем известные компании «Макдоналдс», «KFC», «Баскин-Роббинс» и мн. другие. Наиболее наглядные примеры франчайзинга можно найти как раз таки в индустрии быстрого питания: наглядно видна передача технологий, корпоративного стиля, рецептуры и т.д.

Примеры франчайзинга в России

Одним из первых франчайзеров в нашей стране стала компания «Дока-пицца». Многие предприниматели начали свой бизнес в форме франчайзинга, предлагаемого «Докой». Доходы самого франчайзера были велики. Однако из-за недобросовестных пользователей, несоблюдавших технологии продукция перестала пользоваться спросом среди клиентов. И франшиза потеряла свою привлекательность. Тем не менее, «Дока-пицца» — это один из первых примеров франчайзинга в России. Кроме неё, прибегали к франчайзингу как форме организации бизнеса многие отечественные компании: «Пятёрочка», «Копейка», «Крошка-картошка» и т.д. Более того, многие российские предприниматели становятся франчайзи крупных иностранных франчайзеров. Примеры такого франчайзинга — это «Макдоналдс», «Баскин-Роббинс»

Примеры франчайзинга: на чём основан бизнес?

Создавая бизнес по формату франчайзингабизнесмены преследуют, конечно же, одну-единственную цель: получение максимальной прибыли. Но вот на чём основано создание бизнеса в форме франчайзинга? У кого-то — это общая идея, у кого-то — ценности и принципы, заложенные в сам бизнес. Примеров такого франчайзингаформате франчайзинга) заложена игра слов. То есть это и «мастер по оказанию услуг», и «служащий богу» («Servising of the Master»). могут быть сотни. Так компании «СервисМастер» и «Мариотт» создавались с оглядкой на ценности религиозных общин США. В отелях «Мариотт» у изголовья кровати кроме Библии имеется также Книга Мормонов. А вот с компанией «СервисМастер» всё ещё интереснее. В названии компании, которая лидирует на рынке бытовых услуг (во многом — благодаря развитию в формате франчайзинга) заложена игра слов. То есть это и «мастер по оказанию услуг», и «служащий богу» («Servising of the Master»).

Франчайзинг как форма организации бизнеса

А вот в компании «H&R Block» такой ценностью является этика в работе и взаимоотношениях с налоговой полицией США. Имеется даже прецедент, когда компания выкупила франчайзинговые права у оператора, который вёл себя, по их мнению, недостаточно этично. А сумма сделки составила 1 миллион долларов!

Бизнес в формате франчайзинга: с чего всё начинается?

По сути — это и есть две основные предпосылки создания бизнеса в формате франчайзинга. Кроме того, создавая франчайзинговую сеть, будущий франчайзер должен ответить для себя на несколько важных вопросов:

  1. Возможно ли обучить имеющимся наработкам, технологиям и идеям потенциальных франчайзи за две-три недели?
  2. Доход франчайзера и доход франчайзи можно будет назвать достаточным?
  3. Готов ли бизнес франчайзера к переходу на формат франчайзинга? Он систематизирован, детализирован? Может ли он быть разделён на составляющие?
  4. Ели организовывать бизнес в форме франчайзинга, то будет ли этот способ расширения эффективнее других?

Франчайзинг как форма организации бизнеса подразумевает:

1.Демонстрацию на практике доходности бизнеса.

2.Достаточность дохода франчайзера и доходов франчайзи. Эти суммы должны дать возможность окупить затраты, а так же обеспечить компенсацию трудового вклада франчайзи. Кроме того, доход франчайзи должен обеспечивать возможность паушального платежа и роялти.

3.Наличие существенных отличительных черт бизнеса, который ведётся в формате франчайзинга. Это корпоративный стиль, метод, система, рецептура, технологии — всё то, что позволит потребителю выделить данное предприятие в ряду других.

Бизнес в форме франчайзинга: польза экспериментальных предприятий
Схема бизнес форматов

Что и говорить — всегда полезно иметь некую тренировочную площадку, так называемое пилотное предприятие. Развивая свой бизнес в формате франчайзинга, бизнесмен может отрабатывать и отшлифовывать на таком предприятии новые идеи, наработки и технологии. И только после этого передавать их своим франчайзи. Ведь от успешности франчайзи напрямую зависит доходсамого франчайзера.

Какие бы примеры франчайзингане приводились, но на пилотном предприятии в первую очередь проходят проверку практикой основные компоненты франшизы:

  • Маркетинговая политика (реклама, имидж, продвижение);
  • Управление (бухгалтерский учёт, обучение персонала, контроль франчайзера за франчайзи и т.д.);
  • Непосредственное функционирование (подбор и планировка помещения, работа с персоналом, поставки комплектующих изделий и расходных материалов и проч.);

Благодаря пилотному предприятию, франчайзер может проверить на практике все свои идеи и наработки. И после этого составить необходимые руководства для ведения дел. И примерно через год работы такого предприятия франчайзер составляет пакет необходимых франшизных документов для ведения бизнеса в форме франчайзинга.

Формат Франчайзинга | Примеры Франчайзинга
Франчайзинг как форма организации бизнеса: быстро, выгодно и просто

Оценивая экономическую ситуацию в России, можно сказать, что бизнес в формате франчазинга — это будущее для многих и многих бизнесменов. Проверенные идеи и выверенные технологии, твёрдые бренды и выверенный корпоративный стиль — вот та основа, которая привлекает покупателей.

Примеры франчайзинга в Росиинаглядно показывают, что уже достаточно много фирм и компаний решили строить свой бизнес в форме франчайзинга. Кроме того, ведущие зарубежные франчайзеры приходят на российский рынок. Такое было бы невозможно без выгодности франчайзинга, как формы организации бизнеса.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.