Формы сотрудничества бизнеса и власти

В статье освещается вопрос взаимодействия власти и бизнеса. С учетом результатов анализа публикаций в региональных средствах массовой информации о процессах взаимодействия власти и бизнеса, авторами статьи предлагаются формы медийного диалога. По мнению авторов, содержание форм медийного диалога между властью и бизнесом позволит изменить общественное мнение о взаимодействии власти и бизнеса в регионе.

Общеизвестно, что гармонизация интересов бизнеса, вла­сти и населения — базовое условие национальной конкурен­тоспособности. В этом ракурсе высказывание М. Делягина о том, что вершинами общественного треугольника являются государство, бизнес и население представляется весьма акту­альным. Развитие российского общества существенно опреде­ляет характер взаимоотношений между властью и бизнесом. Бизнес по своей природе «стремится к эффективности, к кон­центрации благ у наиболее успешных субъектов экономики и политики…». Государственная власть ориентирована на обе­спечение гармонизации интересов населения и бизнеса ради достижения успеха всего общества в целом.

Можно согласиться, что неодинаковые исторические условия требуют определенных пропорций во взаимоотно­шении государства и бизнеса, пропорций между эффектив­ностью и справедливостью. Во внешнем мире «.государство должно реализовать интересы бизнеса как наиболее активного и творческого элемента общества, всячески поддерживая и ча­стично направляя его экспансию.». Вполне естественно, что внутри общества государство должно реализовать интересы населения (как наиболее преобладающей части общества).

Могут ли интересы государства и бизнеса совпадать в дол­госрочном плане во внутренней политике страны? Попытаем­ся аргументировать ответ:

  1. Прежде всего, неотъемлемые функции государства за­ключаются в установлении норм, правил и обеспечении их соблюдения, стратегическом планировании и организации социальной помощи и т.п. М. Делягин отмечает, что «.чем слабее общество, тем шире поле деятельности государства.». Задача же бизнеса заключается в том, чтобы не дать государству быть неэффективным (иногда даже отбирая у го­сударства ряд функций).

Следовательно, отношения государства и бизнеса взаи­мообусловлены взаимовы­годным интересом. Инте­ресы бизнеса заключаются в том, что бы государство было эффективным. Не­эффективное государство способно подчинить бизнес себе, «способно задушить творческий потенциал» бизнеса, а затем и потенциал и всего общества, как это имело место при социализме.

  1. Следующий аргумент. Бизнес активнее государства, вследствие чего государство ориентируется на выстраивание отношения с ним. По мнению М. Делягина, «.эти отношения нельзя понять без третьей вершины „общественного треуголь­ника“ — населения, этого великого и, при нормальной ситуа­ции, безмолвствующего субъекта политической жизни.». Опираясь на население, государство получает возможность говорить с бизнесом от имени всего общества, выполняя «свою функцию стратегического планирования».

Поставленные новые крупные национальные задачи по­рождают у общества вполне оправданные ожидания в отно­шении бизнеса. Общество ждет от бизнеса не только новых идей, но и предложений по их претворению в жизнь. В рамках долгосрочных ориентиров инновационного развития Россий­ской Федерации от бизнеса также ждут «.обеспечение актив­ного участия в определении и финансировании приоритетов научно-технического развития, в том числе путем формирова­ния технологических платформ.».

Следовательно, интересы государства и бизнеса могут со­впадать при соблюдении следующих моментов: государство ориентируется на создание неких рамок (условий) для бизнеса законодательного и исполнительного порядка, бизнес, есте­ственно, ориентируется на творческое развитие в заданных го­сударством условиях.

Главной проблемой, сдерживающей сегодня развитие бизнеса, по данным многочисленных социологических иссле­дований, является несовершенство законодательства, налогоо­бложения и финансово-кредитных механизмов и т.п.

Рассмотрим, как выстаиваются взаимоотношения инсти­тута публичной власти и представителей бизнеса на примере Тюменского региона.

Губернатор Тюменской области В. В. Якушев в статье «Бизнес и власть: партнерство ради будущего» отмечает, что «система взаимодействия власти и бизнеса в Тюменской об­ласти основана на принципах социального партнерства…». По его мнению, «.власть и бизнес должны заниматься своим делом.». В. В. Якушев достаточно точно определяет границы такого «дела».

По его мнению, власть в регионе призвана создавать ус­ловия для развития всех сфер жизни, а задача бизнеса — рас­ширяться и действовать в заданных условиях. От бизнеса в ре­гионе ожидают:

— помощи в решении важных проблем занятости населе­ния региона;

— помощи в решении социальных вопросов региона;

— выполнение обязательств перед бюджетом всех уровней и работниками.

Проведенные исследования в этой области подтвержда­ют, что наиболее эффективной моделью взаимодействия вла­сти и бизнеса является совместное определение приоритетов социальной политики и тех областей, в которых бизнес может принять активное участие.

Кроме того, наибольшую заинтересованность в разви­тии механизмов взаимодействии власти и бизнеса сегодня проявляет система профессионального образования. Бизнес все отчетливее осознает, что совместная работа с системой профессионального образования является не только важной социальной ответственностью, но и вполне реальным эконо­мическим стимулом развития бизнеса6. Учитывая, что каждая из сторон взаимодействия имеет собственные цели и решает свои конкретные задачи, вопросы создания институциональ­ных условий взаимодействия власти и бизнеса остается по- прежнему актуальной проблемой.

Вместе с тем существенную поддержку сотрудничеству власти и бизнеса могут и должны оказывать не только создан­ные для этого специальные структуры, но средства массовой информации.

В соответствии с вышеизложенным можно предло­жить для обсуждения такое утверждение: определенные формы медийного диалога, направленные на освещение конструктивного характера сотрудничества между регио­нальной властью и бизнесом, могут изменить обществен­ное мнение о характере таких взаимоотношений. Под фор­мами медийного диалога следует понимать разнообразные информационные ресурсы региональных средств массовой информации, используемые в определенном тематиче­ском сочетании.

Проведенный анализ литературы по вопросам освещения взаимоотношений между региональной властью и бизнесом позволил заключить следующее: в Тюменском регионе сложи­лась комплексная система взаимодействия власти и средств массовой информации.

Губернатор Тюменской области В. Якушев в статье «Бизнес и власть: партнерство ради будущего» выделяет работу по формированию положительного общественного мнения о конструктивном взаимодействии власти и бизнеса в средствах массовой информации как приоритетную и не­обходимую на современном этапе. Он отмечает, что публи­кация текстов соглашений, рассказ о ходе и содержании пе­реговоров с компаниями достаточны для информирования потребителей информации. По мнению губернатора, такая «прозрачность делает понятными для тюменцев принимае­мые решения.».

Однако количественный и качественный анализ содержа­ния информации в региональных печатных изданиях (газеты, журналы, научные сборники и т.п.) позволил сделать вывод, что взаимодействие власти и бизнеса освещено не полной мере. Можно говорить об отсутствии определенной системы публикаций (периодичность выхода, название, содержание) в части освещения процесса взаимодействия власти и бизнеса.

Было установлено, что с 2003 г. в основном освещаются вопросы деятельности малого и среднего бизнеса в регионе. С 2005 г. в средствах массовой информации усиливается вни­мание к проблеме финансовой поддержки малого и среднего бизнеса. В это же время проблемы бизнеса выносятся властью для обсуждения на региональные научно-практические кон­ференции.

К сожалению, приходится констатировать, что освеще­ние вопросов особой роли бизнеса в инновационном разви­тии регионов до сих пор недостаточно в средствах массовой информации региона. Проведенный анализ дал основание за­ключить, что чаще всего в газетных, журнальных публикациях рассматриваются вопросы в жанре информационного сооб­щения, повествующего о функционировании и возможности развития такого уровня бизнеса. Нередко такие публикации заканчиваются перечислением проблем в обоснование необ­ходимости финансовой поддержки.

Для изменения сложившейся ситуации предлагается ис­пользовать формы медийного диалога в виде медиапроектов, ориентированных на освещение сотрудничества власти и биз­неса в регионе.

При разработке медийных форм следует исходить из того, что в них должны быть представлены все возможные на­правления современных средств массовой информации реги­она. При формировании содержания медиапроектов следует придерживаться следующих ориентиров:

1. Медиапроекты по возможности должны быть ориенти­рованы на пользователей информации — население региона, поэтому они должны быть представлены так, чтобы сформи­ровать общественное мнение у разных слоев населения.

2. Медиапроекты должны отражать конструктивный диа­лог между властью и бизнесом. Должны нести доступную и объективную информационную поддержку сотрудничества.

3. Медиапроекты должны иметь векторный характер: представлять интересы власти, бизнеса, удовлетворять инфор­мационные потребности молодежи, широких слоев населе­ния.

4. Медиапроекты должны быть направлены на формиро­вание благоприятного общественного мнения о диалоге меж­ду властью и бизнесом.

5. Медиапроекты должны ориентироваться на реализа­цию и представление позиции выбора субъектом медийных форм.

Использование предложенных форм медийного диалога позволит сформировать общественное мнение населения ре­гиона о конструктивном характере согласованной политики сотрудничества власти и бизнеса, о новой роли бизнеса в ин­новационном развитии региона.

Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 9 (88) 2015

АКИМОВ Александр Михайлович — аспирант кафедры маркетинга муниципального управления Тюменского государ­ственного нефтегазового университета, специалист кафедры транспортных и технологических систем Тюменского государствен­ного нефтегазового университета; младший научный сотрудник филиала НИИ кардиологии «Тюменский кардиологический центр».

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.