Формы и методы поддержки малого бизнеса

Методы поддержки и стимулирования малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях.

Methods of support and stimulation of small business in the federal and regional levels.

Дриати Фатима Багаудиновна

Driati Fatima Bagaudinovna

аспирантка кафедры экономики и управления на предприятии,

Северо — Кавказский горно-металлургический институт (Государственный технологический университет)

г.Владикавказ

e-mail: fatima-tsabolova@mail.ru

Российский малый бизнес показывает достаточно стабильный рост, но в то же время этот рост, как в масштабах страны, так и на уровне регионов, идет незначительными темпами. Это объясняется существованием в стране высоких рисков для занятия предпринимательством, многочисленных административных барьеров, ограниченностью финансовых резервов, потребностью в привлеченных ресурсах и других. Решение ряда проблем напрямую зависит от политики органов власти. Особую роль нужно уделить проблемам развития малого бизнеса в регионах. В статье проведен анализ и сравнение методов государственной поддержки и стимулирования малого бизнеса на региональном уровне на примере различных субъектов страны, в частности, положение малого бизнеса в Республике Северная Осетия — Алания.

The Russian small business shows rather stable growth, but at the same time this growth, both in country scales, and at the level of regions, goes insignificant rates. It is explained by existence in the country of high risks for occupation by entrepreneurship, numerous administrative barriers, limitation of financial provisions, need for the attracted resources, etc. The solution of some problems depends on the policy of the authorities. A special role should be given to the problems of small business development in the regions. In the article the analysis and comparison of the methods of state support and stimulation of small businesses at the regional level by the example of various subjects of the country, in particular, the situation of small businesses in the Republic of North Ossetia — Alania.

Ключевые слова: малое предпринимательство, инфраструктура поддержки, стимулирование, программы развития.

Key words: small business, infrastructure of support, stimulation, development programs.

Поддержка малого бизнеса государством Российской Федерации регулируется Законом 209 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Общегосударственная система поддержки малого бизнеса включает в себя различных участников, коммерческих и некоммерческих, чья деятельность направлена на оказание помощи в том или ином виде — банки, различные госучреждения, школы бизнеса, инвестиционные фонды и т.д. [9] Основные методы государственной поддержки и стимулирования малого бизнеса можно условно разделить на несколько блоков, приведенных в таблице 1.

dr1

Таблица 1. Методы государственной поддержки и стимулирования малого предпринимательства.

Данные Северная Осетия стат.

Составлено автором

Вышеуказанные методы используются органами государственной власти всех регионов для поддержки и стимулирования малого бизнеса на всех этапах его становления и развития. На наш взгляд, было бы целесообразно более подробно остановится на инфраструктурном методе, т.к. именно инфраструктурное обеспечение является основой ресурсного обеспечения малого бизнеса и одним из основных действенных инструментов государственного регулирования предпринимательской деятельности в целом.

Согласно Федерального закона от 24.07.2007 № 209 — ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», под инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и для оказания им поддержки.

Итак, используя метод дедукции, для начала рассмотрим инфраструктуру поддержки малого бизнеса в Республике Северная Осетия — Алания, обратившись к таблице 3, чтобы в дальнейшем сравнить ее с инфраструктурой поддержки других регионов страны и государства в целом.

Таблица 2. Инфраструктура поддержки малого бизнеса в РСО — Алания. [8]

Данные Министерства экономического развития РСО — Алания

Составлено автором

Теперь разберемся, что же включает в себя инфраструктура поддержки малого бизнеса на федеральном уровне, и как она реализуется в конкретных субъектах Российской Федерации. Для этого обратимся к рисунку 1.

dr2

Рис. 1. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства.

Данные региональных органов государственной статистики.

Составлено автором

Как мы видим из рисунка, в Республике Северная Осетия — Алания и Башкортостан функционируют всего лишь по пять организаций инфраструктуры поддержки малого бизнеса, в то время как в Новосибирской области их насчитывается более двенадцати. Однако, обратившись к таблице 2, мы увидим, что эффективность функционирования инфраструктуры поддержки малого бизнеса в республике Башкортостан выше, чем в Новосибирской области. Не смотря на количество организаций, составляющих инфраструктуру поддержки малого предпринимательства, да и на количество самих малых предприятий, оборот малых предприятий в республике Башкортостан более чем в 2 раза больше, чем в Новосибирской области, и в 15,5 раз больше, чем в РСО — Алания. Да и число занятых на предприятиях малого бизнеса в Башкортостане порядком выше. Это говорит о том, что важно не только количество организаций поддержки малого бизнеса, но и качество и эффективность их функционирования.

Таблица 3. Состояние малого предпринимательства в регионах Российской Федерации (2014 г.) [6]

Данные Федеральной службы государственной статистики

Составлено авторами.

Наличие существенной разницы в уровнях развития малого бизнеса в регионах страны является следствием того, что каждый регион, являясь подсистемой экономической структуры экономики страны, имеет свои специфические условия ведения предпринимательской деятельности. [4, С.960-962] К таким условиям относятся политическая, экономическая, социальная, техническая, природно — климатическая обстановка. Соответственно, и методы поддержки и стимулирования в различных регионах будут отличатся как по количеству, так и по качеству. Необходимо наладить четкое взаимодействие всех методов поддержки и стимулирования малого бизнеса, начиная с основ законодательной базы, налогового обеспечения, финансово-кредитной поддержки и антимонопольного регулирования, что в первую очередь является прерогативой федеральных органов, а уж затем — региональных. [7, С.405]

В качестве способа реализации методов поддержки государственного стимулирования малого бизнеса, регионам была предоставлена возможность использования программ, в рамках которых оговаривались наиболее приоритетные виды деятельности малого бизнеса. Это было сделано для того, чтобы поднять наиболее проблемные для региона отрасли, решить ряд структурных проблем собственной экономики.

Воспользовались этой возможностью и власти Республики Северная Осетия — Алания. Поскольку малые предприятия играют важную роль в формировании благоприятного инвестиционного климата республики, в Стратегии инвестиционного развития Республики Северная Осетия-Алания до 2025 года малый бизнес выделен как один из приоритетных вопросов. [11]

Малый бизнес для экономики Республики Северная Осетия — Алания имеет большое значение, что наглядно подтверждают данные статистики. Так, в 2014 году число малых предприятий в республике составило 5817 ед., что составляет около половины общего числа предприятий. Численность занятых в малом бизнесе — 27090чел., иди около 8,7 % от общей численности занятых в экономике. Оборот малых предприятий насчитывает 40900,6 млн.руб., а поступления налогов по специальным налоговым режимам в консолидированный бюджет Республики Северная Осетия-Алания составили 623,4 млн. руб.

Малое предпринимательство присутствует во всех отраслях экономики. Большинство субъектов малого бизнеса сосредоточено в области оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (около 28,26 % от общего числа предприятий), на втором месте — операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (около 14,27 %), на третьем — сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (около 14,17 %). Наименьший удельный вес составляет отрасль рыболовства и рыбоводства (всего около 0,28 %).

Среднемесячная заработная плата работника малого предприятия составила около 6287 руб. Данный показатель не на много превышает минимальный размер оплаты труда. [3, С.7]

Помимо Стратегии инвестиционного развития, в республике реализуется Государственная программа Республики Северная Осетия — Алания «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Северная Осетия-Алания» на 2014 — 2016 годы (утв. постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 15 ноября 2013 г. N 412) [1] , цель которой — создание благоприятных условий для малого и среднего предпринимательства, и повышение эффективности системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в регионе. Для достижения этой цели органами государственной власти будут применятся специальные налоговые режимы, будет расширяться инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса, будут применяться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и т.д.

На реализацию Государственной программы в период (сроки реализации 2014 — 2016 гг.) выделено 1 081 422,1 тыс. руб., в том числе средства федерального бюджета — 856 422,1 тыс. руб., средства республиканского бюджета — 225 000 тыс. руб. [2, С.138-141]

Подобные программы развития малого бизнеса есть и в других регионах. Так, к примеру, в республике Башкортостан действует Государственная программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостанна 2013-2018 годы», в Новосибирской области — областная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 2012-2016 годы».

Результатом реализации таких программ должно стать увеличение всех экономических показателей субъектов малого и среднего бизнеса к отведенным в программах срокам.

Для более успешной реализации программ развития малого бизнес в Республике Северная Осетия-Алания, мы предлагаем расширить набор финансовых инструментов, используемых в отношении малого бизнеса: субсидии, гранты, займы, компенсация расходов, участие в уставном капитале. Снизить барьеры для вхождения в бизнес. Наладить доверительные отношения между коммерческими банками и малыми предприятиями. Обеспечить более эффективное информационно — аналитическое обеспечениепредпринимательской деятельности, включающее предоставление консультационной, информационной и рекламной поддержки, а также особую значимость предоставить образовательному компоненту проводимой поддержки.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.