Факультет бизнеса и предпринимательства

Факультет экономики и бизнеса УО «Институт предпринимательской деятельности»

Игорь Андарало

Мода последних десятилетий на экономическое образование перестает быть повальной. Родители с опаской думают, что их ребенок выберет сферу деятельности, в которой не сможет найти себе применение из-за нехватки рабочих мест. Однако несмотря ни на что изучение экономики и менеджмента интересно современному абитуриенту. Взглянуть на экономические специальности свежим взглядом поможет декан факультета экономики и бизнеса, кандидат педагогических наук, доцент Андарало Игорь Александрович.

— Игорь Александрович, какие специальности осваивают студенты факультета?

— Наш университет обучает студентов по шести специальностям:

  • «Экономика и управление на предприятии», специализация «Экономика и управление на малых и средних предприятиях», квалификация «экономист­менеджер»;
  • «Коммерческая деятельность», специализации: «Коммерческая деятельность на рынке товаров народного потребления, «Коммерческая деятельность на внешнем рынке», «Коммерческая деятельность в строительстве», «Коммерческая деятельность на предприятии общественного питания», «Коммерческая деятельность на рынке услуг (автосервис)», квалификация «экономист»;
  • «Экономика и управление туристской индустрией», специализация «Экономика и управление туристской деятельностью», квалификация «экономист­менеджер»;
  • «Бизнес­администрирование», специализации: «Правовое обеспечение предпринимательской деятельности на малых и средних предприятиях», «Предпринимательская деятельность в сфере физической культуры, спорта и международного туризма», «Бизнес в интернете», квалификация «экономист­менеджер»;
  • «Маркетинг», специализации: «Международный маркетинг», «Рекламная деятельность», квалификация «маркетолог­экономист»;
  • «Современные иностранные языки (по направлениям)», направление специализации «Современные иностранные языки (перевод)», специализация «Специальный перевод», квалификация «лингвист, переводчик» (с указанием языков).

Специальность «Современные иностранные языки (по направлениям)» можно осваивать только на дневной форме получения образования. Срок обучения составляет пять лет. Все остальные специальности можно освоить на дневной (четыре года обучения), заочной (пять лет обучения) и дистанционной форме получения образования (пять лет обучения).

— Можно ли учиться на факультете по сокращенной форме получения образования и кому предоставляется такая возможность?

— Да. Выпускники, окончившие экономические колледжи, в соответствии с законодательством могут поступить на интересующие специальности, успешно пройдя собеседования по двум дисциплинам: «Основы менеджмента» и «Экономика организации (на предприятии)». Именно они и получают образование по сокращенной форме обучения.

— Расскажите об экономических специальностях. В чем особенность каждой из них?

— Учебные планы этих специальностей во многом схожи, некоторые дисциплины присутствуют в каждой из них, однако есть и отличия. Сделать выбор в пользу той или иной экономической специальности абитуриенту будет несложно. Нужно обратить внимание на узконаправленные специализации и представить, с какой сферой деятельности хочется связать будущую профессиональную жизнь.

Освоив специальность «Экономика и управление на предприятии», выпускник сможет заниматься производственно­хозяйственной деятельностью организаций (предприятий) различных отраслей национальной экономики: промышленности, транспорта, торговли, строительства и прочих отраслей народного хозяйства, работать на предприятиях, фирмах различных форм собственности малого и среднего бизнеса. Такие специалисты занимаются аудитом компании, отвечают за работу бизнес­процессов и распределение финансов, планируют дальнейшее развитие предприятия.

Выпускники, которые освоили специальность «Коммерческая деятельность», могут реализовать себя в сфере общественного питания, автомобильного сервиса, строительстве, либо связать свою карьеру с рынком товаров народного потребления или внешнеэкономической деятельностью. Студенты этой специальности детально изучают конъюнктуру рынка, учатся работать в условиях конкуренции, взаимодействовать с поставщиками товаров и покупателями, вести сбытовую деятельность, определять степень коммерческого риска и принимать меры по его уменьшению.

Выпускники, обучавшиеся по специальности «Экономика и управление туристской индустрией», готовы к организационно­управленческой, планово­экономической, научно­исследовательской деятельности в сфере туризма. Такой специалист сможет стать сотрудником туристских предприятий разного уровня.

Студенты специальности «Бизнес-­администрирование» — это будущие экономисты­-менеджеры, чьи знания нужны тогда, когда возникает кризис. Такой специалист может проана­лизировать ситуацию, минимизировать расходы компании, подобрать компетентных специалистов, найти клиентов — в общем, решить, что нужно для развития фирмы.

Освоив специальность «Маркетинг», выпускник умеет исследовать спрос на производимую продукцию и сбывать ее, то есть искать потенциальных покупателей и определять сегменты рынка, на которых целесообразно продвигать ту или иную продукцию. Учебные планы по этой специальности позволяют студенту изучить, как оценивать продукцию, определять ее спрос и находить основных конкурентов, рассчитывать все затраты и потенциальные прибыли, а также как запустить рекламную кампанию и использовать полученную выгоду.

— По какой причине была введена новая специальность «Современные иностранные языки»?

— Переводчики — это специалисты, без которых не обойдется успешный бизнес­проект. Исследуя ситуацию, которая сегодня представлена на рынке образовательных услуг, у нас возникла возможность открыть специальность, которая позволила бы подготовить специалистов, востребованных на современном рынке труда.

У нас отличная лингвистическая подготовка. Группы по иностранным языкам небольшие, что позволяет сформировать индивидуальный подход в обучении и подготовить специалистов высокого профессионального уровня.

— В нашей стране достаточно много учебных заведений, которые позволяют получить образование, связанное с экономикой и маркетингом. Какие факторы склонят абитуриента освоить их на вашем факультете?

— У нашего факультета есть ключевая особенность: мы готовим специалистов исключительно для малого и среднего бизнеса. Попасть в большой бизнес с университетской скамьи довольно тяжело — нет должного социального, профессионального опыта и многих других факторов. Однако есть и иные пути к успеху. Благодаря нынешним возможностям молодой человек, который имеет небольшой материальный капитал, может открыть свое дело. Грамотно его развить поможет наш факультет, где учат всему необходимому.

Помимо учебной программы, мы стараемся поддерживать наших студентов, проводим индивидуальную работу. Наиболее успешные студенты, которые учатся на старших курсах и занимаются коммерческой деятельностью, имеют преференции — они могут обучаться согласно индивидуальным учебным планам.

Также наш Центр развития бизнеса проводит для студентов бизнес­игры, курсы, встречи с предпринимателями Беларуси, оказывает консалтинговые услуги. Мы организовываем лекции и мастер­классы с действующими бизнесменами и специалистами страны в области торговли, туризма, строительства и маркетинга.

— Как проходят практические занятия в университете?

— На практических занятиях студенты работают с большим количеством раздаточного материала, что позволяет им детальней изучить и проанализировать, к примеру, этикетки, ценники и т.д.

Есть компьютерные классы, где ребята осваивают необходимые практические навыки по выбранным специализациям.

Также практические знания студенты приобретают в филиале кафедры экономики и управления, который открыт на базе известной в Беларуси фабрики «Людмила». Там ребята «окунаются» в производство и изучают деятельность предприятия изнутри.

— Какова роль практики в учебном процессе?

— После первого курса студенты проходят ознакомительную практику на различных производствах и предприятиях страны. Эта практика помогает им понять выбранную специальность, знакомит с будущей работой.

После второго курса студентам предстоит пройти учебную практику. Места практики весьма разно­образны. Факультет заключает договоры с известными предприятиями Беларуси: «МТБ Банк», ОАО «Мапид», ООО «Евроторг», Банк «ВТБ», СООО «Атлант­М», ООО «Табак­Инвест», ЧУО «МЕБИК», ООО «Белкристаллсервис», БелОМО, Белкоопсоюз, ОАО «Свiтанак», ОАО «Минский автомобильный завод», ОАО «Минский тракторный завод» и т.д. Помимо этого, практику можно пройти и на более мелких предприятиях. Если оперировать цифрами, мы сотрудничаем приблизительно с 500 фирмами нашей республики.

На последнем курсе студенты проходят преддипломную практику, которая длится около двух месяцев. Во время этой практики ребята полностью погружаются в рабочий процесс и готовят дипломный проект.

Студенты, изучающие специальность «Современные иностранные языки (по направлениям)», во время практики посещают УО «Минский государственный лингвистический университет», а также различные организации, в которых трудятся переводчики. Так как эта специальность открылась в нашем университете недавно, мы еще работаем над организацией преддипломной практики для студентов­переводчиков.

— Экономическое образование, несмотря на все стереотипы, остается в лидерах среди абитуриентов. Почему белорусские школьники стремятся изучать экономику?

— Получение экономического образования стимулирует географическое положение нашей страны. Мы находимся в центре Европы, и все торговые пути запада и востока проходят через территорию Беларуси. Это открывает массу возможностей и позволяет заниматься коммерческой деятельностью, что очень привлекает современного молодого человека.

Мне кажется, что знание экономики никогда не бывает лишним. Экономист — это довольно сложная профессия, а осведомленный человек может грамотно применить знания в практической деятельности той сферы, в которой он трудится. Это бесценно. К тому же, сегодня мы являемся свидетелями динамичных социальных и экономических процессов, которые в сочетании с определенными знаниями способствуют самореализации человека.

— Одним из стереотипов, который может оттолкнуть абитуриента от экономической специальности, является переизбыток таких специалистов на рынке труда. Востребован ли в современной Беларуси специалист с экономическим образованием?

— Да, трудоустроиться с дипломом экономиста сложно, так как множество учебных заведений предлагает освоить эту профессию. Однако сегодня существует большое количество различных специализаций и направлений специальности, что позволяет стать специалистом в узкой сфере деятельности. Такие экономисты были и будут востребованы, так как они знают специфические особенности своей работы.

Если говорить о выпускниках нашего факультета, то у них обычно не возникает проблем с трудоустройством.

— Кто обучает студентов?

— На нашем факультете открыто три кафедры: экономической деятельности, экономики и управления и общенаучных дисциплин. Профессорско­преподавательский состав последней названной кафедры обеспечивает получение образования на первых курсах, а состав остальных кафедр преподает студентам те дисциплины, которые относятся к их специализациям и направлениям специальностей.

У нас трудятся высококвалифицированные педагоги с опытом работы в частном бизнесе и государственном управлении.

Качество преподавания — очень важный показатель не только для факультета, но и для нашего института в целом, поэтому у нас высокий процент остепененности штатных сотрудников.

— Планируется ли на факультете ввести новые специальности в ближайшее время?

— На нашем факультете можно обучаться и на второй ступени высшего образования — в магистратуре. В этом году для магистрантов мы хотим открыть новую специальность «Технология управления персоналом». Эта специальность сегодня востребована, поэтому нами уже подготовлен пакет документов, с которым мы собираемся обратиться в Министерство образования для рассмотрения этой возможности.

— Игорь Александрович, какому абитуриенту будет комфортно учиться в стенах факультета экономики и бизнеса?

— Человек, который собирается получить высшее образование, должен обладать сильной мотивацией. Сегодня несложно поступить, к тому же, перечень вузов довольно широк. Но решающим фактором, который влияет на успешное обучение и окончание высшего учебного заведения, является именно мотивация.

Мы рады видеть творческих и активных ребят с неординарными и новаторскими идеями, которые хотят учиться в темпе динамично развивающегося факультета и готовы заниматься самообразованием.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.