Этика в международном бизнесе

Наука и образование,Внешнеэкономическая деятельность

Семенов.А.А., Кучеренко М.В.

Донецкий национальный университет экономики и торговли

имени Михаила Туган-Барановского, Украина

РОЛЬ БИЗНЕС ЭТИКИ В МЕЖДУНАРОДНОМ БИЗНЕСЕ

Современный этап развития международных экономических отношений характеризуется многообразием их форм и видов. Источником такого развития в полной мере можно считать объективный и неизбежный процесс экономической глобализации. Осуществляя различные трансграничные операции с капиталом, товарами и технологией, субъекты хозяйственной деятельности должны придерживаться не только законов своей страны и страны контрагента, но и довольно и осознано внедрять в свою практику дополнительные ограничения, то есть активно использовать принципы бизнес этики. Причиной такой необходимости является тот факт, что право хотя и является отражением морали общества, однако, оно воплощает наиболее важные постулаты и законы общественной морали. Кроме того, Г. Нуруллина в своей работе подчеркивает, что сила нормативных предписаний не распространяется на этику межличностных отношений, организационную культуру компании [1,с.9]. В случаях, когда законодательно разрешенные действия в одной стране не соответствуют моральным устоям другой страны либов условиях правового нигилизма в обществе, бизнес этика может стать одним из инструментов нивелирования некоторых негативных последствий экономической глобализации, и стать дополнительным эффективным источником роста уровня конкурентоспособности предприятия на мировом рынке.

Бизнес этика является предметом научных интересов отечественных и зарубежных ученых, таких как Г.Нуруллина, А. Иванова, А.Капто, Б. Мильнера, С.Ермолаева, Ф. Котлера, Дж. Пендлера, Х. Гандлера, Ф. Киля и др.. Кроме того, в 1994 г. в ответ на возрастаниепотребности транснационализма в сфере бизнес этики, был создан Институт Международной Бизнес Этики (InternationalBusinessEthicsInstitute), так же в США издается авторитетный журнал посвященный исключительно проблемам бизнес этики (BusinessEthicsMagazıne).

Однако, несмотря на значительный вклад современных ученных и специалистов в становлении теории и практики этики бизнеса проблемой остается недостаточная разработка вопроса международной этики бизнеса.

Соответственно всему вышесказанному целью данного исследования является определение предмета международной этики и ее роли в функционировании международного бизнеса.

Повышенный интерес к вопросам бизнес этики на современном этапе возник с 80-х годов XX века в США, в основном в связи с ростом случаев неэтичного ведения бизнеса, последствиями чего были банкротство крупных предприятий, увольнение тысяч работников, потеря инвесторами своих вложений, а так же потеря доверия к бизнесу со стороны потребителей и инвесторов, как на внутреннем, так и на внешнем рынке, в результате чего огромные потери понесла экономика и общество в целом.

Международная бизнес этика, как сфера научных знаний, получила широкое развитиес середины 90-х годов, учитывая интенсивное развитие международных экономических отношений этого времени. Она включает более широкий, глобальный взгляд на вопросы деловой этики ввиду возникновений многих этических проблем, связанных с вовлечением бизнеса в различные виды внешнеэкономической деятельности. Теория международной бизнес этики более глубоко фокусируется на вопросе культурной относительностиэтических ценностей и одновременно на проблеме поиска универсальных этических стандартов ведения международного бизнеса. Таким образом, анализ современной научной мысли позволяет выделить следующие аспекты изучения международной бизнес этики [4]:

·поиск универсальных ценностей как основа международного предпринимательского поведения;

·сравнение предпринимательских этических традиций разных стран мира;

·сравнение предпринимательских этических традиций обусловленных религией;

·этические вопросы, возникающиепри осуществлениимеждународных экономических трансакций (биопиратство в фармацевтической промышленности, движение за честную международную торговлю, трансфертные цены);

·вопросы, связанные с глобализацией и культурным империализмом;

·варьирующиеся глобальные стандарты, например, использование детского труда;

·способ использования транснациональными компаниями конкурентных преимуществ различных стран, такой как, переведение производства продукции или услуг в страны с низкой оплатой труда;

·допустимость ведения международного бизнеса в странах, которые находятся в международной изоляции.

В теории и практике предпринимательства укрепилось два противоположных мнения относительно внедрения этических стандартов ведения бизнеса и постоянного их учета при принятии управленческих решений. Первое заключается в превалировании интересов владельцев компании над интересами других групп (наемных работников, потребителей, общества в целом).Результатом этого является стремление компании максимизировать прибыль и все действия, которые предпринимаются для достижения этой цели, являются приемлемыми, так как в современной конкурентной среде могут преуспеть лишь те компании, в основе деятельности которых в первую очередь лежит цель максимизации прибыли. Второй подход заключается в принятии и осознании того, что бизнес, осуществляя свою деятельность, имеет непосредственные обязательства перед обществом, которые заключаются не только в добросовестном выполнении норм законодательства и значимость владельцев значительно ослабевает. Приверженцы этого подхода считают, что бизнес морально ответственен перед ключевыми партнерами, которые непосредственно заинтересованы в его функционировании.

Объективным доказательством правомерности именно второго подхода является тот факт, что соблюдение этических требований ведения бизнеса не только похвально, но и выгодно, поскольку укрепляет репутацию субъекта бизнеса и значительно расширяет возможности его деятельности. Следовательно, внедрение норм бизнес этики является эффективным источником повышения уровня конкурентоспособности фирмы, как на внутреннем, так и на внешнем рынке и соответственно получения дополнительных возможностей для успешной борьбы в современной мировой конкурентной среде.

Подтверждение вышесказанного может служитьрейтинг ответственности среды 100 наиболее доходных компаний мира по версии авторитетного американского бизнес издания Forbes. Этот рейтинг достаточно объективно отражает уровень внедрения этических стандартов ведения бизнеса в отдельно взятой компании. Он разработан ведущей консалтинговой фирмой CSRnetwork и комиссией независимых экспертов AccountAbility. Для создания рейтинга используется информация, предоставленная публично самими компаниями, а также учитываются фактические данные относительно их социальной деятельности и деятельности направленной на защиту окружающей среды. Наибольшее количество баллов в рейтинге составляет 100. Методология рейтинга заключается в оценке компаний по 4 ключевым сферам [5]:

1. стратегические намерения: включает ли компания в свою стратегию достижение определенных позитивных социальных, экологических или более широких экономических целей в ходе осуществления своей деятельности?

2. власть и управление: ответственно ли высшее руководство предприятия перед наемными работниками, потребителями и обществом в целом в полном и достоверном информировании о содержании создаваемой стратегии, а также о политике предприятия касающейся дополнительных финансовых вопросов, не затрагиваемых общей стратегией?

3. вовлечение: состоит ли компания в диалоге с людьми и группами людей, которые интересуются ее деятельностью, либо деятельность этой компании имеет непосредственное влияние на них, или наоборот они в силах повлиять на деятельность данной компании? Предоставляет ли компания публично отчет о ее социальной и экологической деятельности? Заслуживают ли предоставленные в данном отчете данные доверия?

4. операционное исполнение: насколько эффективно компании удается воплощать в жизнь ее стратегии, системы управления и другие механизмы касательно различных социальных и экологических вопросов?

Рассмотрим результаты 10 наиболее ответственных компаний в соответствии с вышеуказанным рейтингом (см. Табл. 1).

Таблица 1

Рейтинг ответственности компаний за 2008 год

Источник:[5].

Проанализировав данные Табл. 1, можно сделать вывод, что многие компании, представленные в данном рейтинге, являются одними из самых успешных и эффективных на мировом рынке. Это можно подтвердить тем фактом, что состоянием на 2008 год согласно данням издания Forbesа такие компании как RoyalDutch/Shell, GeneralElectric,BP, HSBCи Vodafone входят в 20 наиболее прибыльных компаний мира [6]. Следовательно, внедрение этических стандартов ведения бизнеса является одним из факторов повышения эффективности функционирования компании и уровня ее международной конкурентоспособности.

Таким образом, проведенный нами комплексный анализ вопросов международной бизнес этики, позволяет сделать вывод о позитивном влиянии ее стандартов, как на эффективное функционирование субъектов международного бизнеса, так и на удовлетворение интересов их партнеров в разных странах мира. Поэтому, предприятия, осуществляя различные трансграничные операции с капиталом, товарами и технологией, должны придерживаться не только законов своей страны и страны контрагента, но и довольно и осознано внедрять в свою практику дополнительные ограничения, то есть, активно использовать принципы бизнес этики.

Литература:

1.Г. Нуруллина, Исламская этика бизнеса. — М.: Издательский дом «УММА», 2004 — с.111.

2.А.С. Иванов Этика бизнеса// Российский внешнеэкономический вестник — 2008 — № 7 — с. 70-73.

3.А. Капто Этика бизнеса// Международная экономика2007- № 4 — с. 53..

4.Интернет-энциклопедия Wikipedia:

http://en/wikipedia/org/wiki/Business_ethics

5.Специальный сайт комиссии экспертов AccountAbilityи консалтинговой фирмы CSRnetwork: www.accountabilityrating/com/Latest

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.