Этика лидерства в бизнесе
Бизнес существовал во все времена. Даже когда поселянин менял топор на кувшин, это уже был бизнес. И уже тогда у него была своя этика. Естественно, к XXI веку она претерпела некоторые изменения.
Содержание
Основные понятия и правила
- наладить взаимоотношения внутри своего коллектива, корпоративная этика;
- организовать продуктивное сотрудничество с представителями других организаций;
- получить хорошую репутацию у клиентов.
Конкуренция тоже должна вестись в рамках определенных норм и правил, основное из которых гласит «поступай с другим так, как хочешь, чтобы он поступал с тобой». Не все средства хороши в достижении целей, черный пиар и грязные технологии приносят больше вреда самому заказчику.
- внутрикорпоративные и межкорпоративные отношения;
- правила работы с клиентами;
- профессиональная этика отдельных групп;
- взаимоотношения руководителя и подчиненного.
Внутрикорпоративная этика
Основные правила корпоративного управления можно сформулировать так:
Особенностью российского бизнес-климата является стихийность возникновения норм поведения. Нормы, существовавшие в СССР, перестали работать с развалом страны. В зависимости от компетенции руководства были уставлены те или иные правила. В последнее время западные технологии применяются и на российских предприятиях. Получилось так, что этика бизнеса это расхождение преодолела, в конечном итоге единые стандарты находят все большее применение.
На переговорах, в общении с партнерами из других организаций, применяются межкорпоративные правила, в соответствие с которыми недопустимо оказывать манипулятивное воздействие. Дело в том, что манипуляции, как и прочие методы обмана, обладают кратковременным эффектом. И даже если они помогут заключить выгодный контракт сегодня, завтра это приведет к финансовым потерям. К тому же, когда работа ведется в узком рыночном сегменте, то информацию о невыгодности сделки для партнера скрыть не удастся.
В XXI веке технологии продаж XX века перестают работать. Покупатель больше не верит словам «лучшее», «пожизненная гарантия» и прочим громким звукам. Да, в них нет прямого обмана, в конце договора мелким шрифтом всегда пишется, что «лучшее среди трех маленьких производителей». Сейчас покупатель владеет всей полнотой информации, водить его в заблуждении не только сложно, но и опасно. Судебные издержки могут превысить возможную прибыть, а подчитать, что будет стоить потеря репутации, зачатую невозможно.
- Будьте приветливы, но не льстите. Человек и так понимает, что вы хотите продать ему товар или услугу, не стоит ставить его выше себя.
- Не давите на клиента. Диалог должен вестись с позиций равенства и партнерства.
- Выполняйте обещания и сроки их реализации.
- Не допускайте конфликтных ситуаций.
- Следите за собой, своей речью и одеждой. Неопрятный продавец — это неуважение к покупателю.
- Соблюдение простых правил повысит успешность работника и положительно скажутся на его доходах.
- И на моральном состоянии тоже, довольный покупатель показывает, что человек делает на своем рабочем месте нужное дело.
Соблюдение этических правил в бизнес—среде сказываются на деловой репутации. Компания с репутацией получает ряд конкурентных преимуществ, это:
Не всегда в бизнесе каждый пункт деятельности можно заранее прописать. В таких случаях оперативное решение вопроса во многом зависит от репутации фирмы.
В международном праве есть понятие «гудвилл». Это превышение рыночной стоимости фирмы над стоимостью всех ее активов.
Этические отношения можно разделить на социальные и несоциальные. К социальным относится отношение к объектам общества, таким как отдельным гражданам, организациям, общественным группам и государственным правилам.
Четко разделить эти нормы сложно, разрушение памятника причинит ущерб отдельным группам, но юридически действие направлено на несоциальную сферу отношений организации.
Принимая те или иные решения, руководитель в первую очередь опирается на субъективное восприятие ситуации. Существующие стандарты поведения и этика лидерства в бизнесе помогут избежать ошибок, которые в определенных ситуациях способы быть фатальными. Обиженный работник уйдет к конкурентам, страх сказать начальнику о критическом положении не позволит вовремя принять меры.
В русском фольклоре есть поговорка «прав не тот, кто не прав, а тот, у кого прав меньше». В данном случае это полностью противоречит этическим правилам. Чтобы не взорвать бизнес изнутри, руководитель должен придерживаться следующих правил:
Этичный руководитель обладает большим авторитетом в коллективе, что повышает эффективность всего бизнеса. Квалифицированный работник не задержится в фирме, где его усилия оцениваются исключительно материально, психологический климат невозможен без этичного отношения руководителя.
- уважение к принятым в стране правилам ведения бизнеса;
- знание международного законодательства;
- владение информацией о правовой основе предпринимательства в других странах.