Этика бизнеса как наука

Курсовая работа

«Этика бизнеса»

по дисциплине: «Теория управления»

Москва 2007

Оглавление

Введение——————————————————————————————————-4

Глава 1(теория) ———————————————————————————————-6

1.1.Что такое этика бизнеса?——————————————————————————6

1.2.Становление этики бизнеса как научной дисциплины——————————————8

1.3. Принципы этики бизнеса. Понятие социальной ответственности

в менеджменте———————————————————————————————-11

1.4. Основные концепции в этике бизнеса————————————————————19

1.5. Этика бизнеса: Восток и Запад———————————————————————24

1.6. Развитие идей современной этики бизнеса в странах Запада и Востока. Япония и

США — в чем различия?————————————————————————————27

1.7 Этика бизнеса в России——————————————————————————-29

1.8. Этические кодексы и основные принципы этики корпоративных отношений———-36

1.9. Практические методики и организационные программы по регулированию

деловой этики————————————————————————————————43

1.10. Деловой этикет как особый раздел этики бизнеса———————————————51

Глава 2 (практика)——————————————————————————————55

2.1. Кейс»Корпорация Nestle«—————————————————————————55

2.2. Анализ Кейса——————————————————————————————-58

Заключение—————————————————————————————————62

Список литературы—————————————————————————————-64

Введение.

Этика бизнеса в широком смысле — это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов в сфере управления и предпринимательства. Она охватывает явления различных порядков: этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организации, т.е. профессиональную мораль; моральный климат в организации; образы морального поведения; нормы делового этикета.

Этика бизнеса — одна из самых молодых и стремительно развивающихся областей науки. Наиболее полное воплощение этики бизнеса приходится на корпоративную культуру современных западных компаний с их четко структурированным ведением бизнеса. В России же она только недавно начала развиваться. Я считаю, что этика бизнеса и морально-этические нормы должны присутствовать в кожной компании. От этого зависит деятельность компании, честные и справедливые отношения с потребителями, конкурентами и сотрудниками внутри компании. Эта научная дисциплина очень мало развита в нашей стране, ее мало освящают в СМИ. Эта тема одна из самых актуальных в нашем бизнесе на данный этап времени. Именно своей неизведанностью эта тема для меня представляет интерес.

Задачи написания курсовой работы на данную тему:

  1. Выяснить, что же такое этика бизнеса, ее основные принципы и концепции.

  2. Рассмотреть становление этики бизнеса в разных странах. Отдельно хотелась бы осветить вопрос развития этики бизнеса а России.

  3. Разобраться в методиках и программах по повышению этических норм в организациях.

  4. В конце работы проанализировать кейс, который бы на практических примерах более полно раскрыл бы мою тему.

Хочется уделить в моей работе особое внимание становлению этики в разных странах и методикам по повышению этики сотрудников и руководителей.

Таким образом, целью моей работы является ознакомиться с этикой бизнеса более полно.

Объектом исследования моей курсовой работы является этика, как научная дисциплина.

Предметом исследования является рассмотрение морально-этических норм бизнеса.

Также следует отметить основные книги и источники, не которых основывается ноя курсовая работа: Ю.Ю. Петрунин, В.К. Борисов «Этика бизнеса», М.Л. Лучко «Этика бизнеса — фактор успеха», И.Н. Кузнецов «Бизнес-этика» и А.Н. Дятлов, М.В. Плотников «Этика бизнеса».

Глава 1 (теория)

Этика бизнеса

1.1.Что такое этика бизнеса?

Для того чтобы дать определение термину «этика бизнеса», нужно обратиться к основополагающим терминам «мораль» и «этика». И.Н. Кузнецов сказал, что «Этика как философская наука изучает мораль. Мораль — форма общественного сознания, общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека.»1 Таким образом, «этика представляет собой научную дисциплину, изучающую социальную мораль«.2 Можно дать более полное определение слову этика. Этика — это система нравственного поведения и обязанностей людей по отношению друг к другу и обществу в целом.

Исходя из вышесказанного, можно дать определение термину «Этика бизнеса». Это определение сформулировала Лора Нэш: «Этика бизнеса, как научная дисциплина, представляет собой изучение соответствия моральных норм человека деятельности и целям коммерческого предприятия. Она не является простым набором определенных моральных стандартов, а представляет собой инструмент анализа и решения проблем, которые встают перед нравственным человеком, занимающимся бизнесом.» 3

Профессор П.В. Малиновский в своей статье дает определение этики бизнеса: «Этика бизнеса в широком смысле — это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов в сфере управления и предпринимательства. Она охватывает явления различных порядков: этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организации, т.е. профессиональную мораль; моральный климат в организации; образы морального поведения; нормы делового этикета». 4

В совокупности этих определений, можно отчетливо понять, что такое эпика бизнеса. Этика бизнеса — это наука, изучающая моральные нормы. Этими моральными нормами должна руководствоваться организация и предприниматели.

Зачастую, многие путают этику бизнеса с деловым этикетом. Поэтому я хочу разграничить эти понятия. Этикет в переводе с греческого языка означает «обычай». Это строго установленный порядок и формы отношений, правила поведения людей. В нашей обыденной жизни мы тоже сталкиваемся с необходимостью выполнять нормы поведения в общественных местах, в гостях и т.д. В сфере бизнеса к деловому этикету относятся определенные правила поведения предпринимателей и менеджеров в различных ситуациях, например на встречах с клиентами, на деловых переговорах. Так какая же связь существует между этикой и этикетом? В книге Д. Ягера «Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса» приводиться любопытный пример. «Одна американская фирма наняла специалиста по этикету для обучения молодого многообещающего сотрудника хорошим манерам. Консультант научил юношу, как правильно вести себя за столом, как безупречно выглядеть и многому другому. Спустя несколько месяцев специалист по этикету поинтересовался у руководителя компании, как идут дела у его подопечного. «Нам пришлось уволить его», — ответили ему. «Как уволить? — воскликнул консультант. — Он ведь так хорошо все делал.». —»Мы поймали его на том, что он пытался получить взятку, а наша фирма не собирается терпеть столь неэтичного поведении».5 Этот пример дает ответ на наш вопрос. Этикет-это совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям«. Следовательно, можно сделать вывод, что понятия «этика» и «эстетика» путать никак нельзя.

1.2. Становление этики бизнеса как научной дисциплины

Само понятие «этичного ведения дел» возникло еще в древности в купеческой среде. Репутация купца прежде всего отражала общественную моральную оценку его деятельности. Кроме того, параллельно складывался институт меценатства, как форма социальной ответственности собственников-предпринимателей. Однако широкое распространение движение за этичность бизнеса получило лишь в конце XIX — начале XX веков. Все чаще и чаще начинали звучать утверждения о том, что корпорации обязаны использовать свои ресурсы таким образом, чтобы общество оказывалось в выигрыше — так называемая «доктрина капиталистической благотворительности». Крупнейшие бизнесмены своего времени, такие как «стальной король» Эндрю Карнеги или Джон Д. Рокфеллер тратили колоссальные суммы на социальные программы, строительство публичных библиотек и школ. Безусловно, далеко не все предприниматели придерживались подобных взглядов. 6

В своей книге «Этика бизнеса» Ю.Ю. Петрунин, В.К. Борисов описывают становление этики бизнеса: «Этика бизнеса как область знаний сформировалась в 1970-х гг. В Соединенных Штатах. Между научным сообществом и деловым миром в это время возникло все большее согласие по вопросу необходимости повышения «этического сознания» профессиональных бизнесменов при проведении ими деловых операций. Некоторые специалисты указывали на необходимость повышения «ответственности корпораций перед обществом». Другие обращали внимание на участившиеся случаи коррупции как среди правительственной бюрократии, так и среди ответственных лиц различных корпораций.

К началу 1980-х гг. такая область знаний, как этика бизнеса, стала важнейшим предметом изучения для специалистов. По этике бизнеса было издано множество книг, и большинство школ бизнеса в США включило этику бизнеса в свою учебную программу. Несмотря на все это, остается пока еще очень затруднительным определить границы данной области знаний. Это происходит в значительной степени благодаря отсутствию общей методологии в этой области, а также широко распространенному скептицизму и убежденности в том, что большинство деловых людей будут игнорировать любые этические нормы, если они будут хотя бы в малейшей степени противоречить так называемым мотивам к получению прибыли в бизнесе«.7

В целом, восприятие обществом деловой этики и социальной ответственности за XX столетие прошло (в развитых западных странах) через три этапа:

  • управление, направленное на максимизацию доходов (до второй четверти XX века): этичность второстепенна по отношению к прибыльности (период «дикого» капитализма);

  • попечительское управление (начиная с 1930-х годов): организация заботиться о своих сотрудниках и их семьях постольку, поскольку это в конечном итоге ведет к более высокой производительности и доходности;

  • социальное управление (начиная с 1960х-70х годов): организация несет ответственность перед обществом в целом и, в частности, перед стейкхолдерами (группами заинтересованных лиц).8

Для справки. Стэйкхолдеры — кто они?

М.Л. Лучко в книге «Этика бизнеса — фактор успеха» дает полный ответ на данный вопрос: «Чтобы понять, с кем приходиться вступать фирме в деловые отношения в сфере бизнеса, обратимся к диаграмме № 1. Все представленные на ней группы лиц, компаний и организаций называются стейкхолдерами (от англ. „stakeholder“). Это лица или организации, влияющие на деятельность компании, и одновременно те, на кого влияет деятельность компании. Для транснациональной компании (ТНК) схема остается прежней с учетом того, что сама ТНК — это структура, состоящая из материнской и ее филиалов. Кроме того, группы стейкхолдеров для международной компании могут быть как „отечественными“, так и зарубежными, что, безусловно, усложняет схему их взаимодействия. Для компании „внутренними“ стейкхолдерами являются ее собственные сотрудники, остальные группы стейкхолдеров называются „внешними“.

Диаграмма № 1». 9

А.Г.Здравомыслов в статье «Представления россиян об ответственности экономической элиты перед обществом» выделяет пять этапов становления этических воззрений в XX веке в нашей стране:

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.