Деловые интересы в бизнесе

Под деловыми интересами субъектов бизнеса понимают осознанные потребности в благах, а также в обеспечениигарантий сохранения и воспроизведения доступа к ним. Деловые интересы определяют цели предпринимателей. Отстаивая деловые интересы, субъекты бизнеса мобилизуют и развивают свои профессиональные компетенции и личностные качества.

Совокупность деловых интересов субъектов предпринимательства включает:

— эгоистические интересы;

— общественные интересы.

Эгоистические интересы субъектов предпринимательского бизнесасостоят в обеспечении, поддержании, сохранении, воспроизведении и усилении ими потенциала своейпредпринимательской конкурентоспособности, а такжев применении его для обеспечения больших выгод по сравнению с другими субъектами бизнеса.

Выгода выступает в форме благ или доступа к благам. Успех в бизнесе и обретение выгод одними субъектами бизнеса часто оборачиваются провалами у других. Поэтому эгоистические интересы субъектов предпринимательского бизнеса состоят в их стремлении к обеспечению относительно лучших — по сравнению с другими субъектами бизнеса — условий существования, поддержанию долговременного успеха, развитию конкурентных преимуществ, укреплению конкурентоспособности и воспроизведению выгод от занятия бизнесом. Приступая к делу, каждый предприниматель старается заранее подчинить его своим эгоистическим интересам. Исходя из этих интересов, он определяет эгоистические целисвоего бизнеса.

В процессе реализации предпринимателями эгоистических интересов формируется конфликт интересов. Эгоистические интересы субъектов бизнеса необязательно совпадают с интересами других субъектов бизнеса, а чаще всего не совпадают с ними. Поэтому субъекты предпринимательства вынуждены отстаивать свои эгоистические интересы. Это выражается в следующем:

— твердая уверенность предпринимателей в своем праве на представление и защиту собственных интересов в ходе деловой деятельности;

— стремление каждого предпринимателя навязать окружению свои интересы, когда окружение не склонно их признавать или отказывается им следовать;

— стремление предпринимателей реализовать свои интересы независимо от того, реализуются ли при этом интересы других субъектов бизнеса.

Конфликт эгоистических интересов, не сдерживаемый никакими внутренними факторами, непременно приводит к тяжелым последствиям в отношениях и к негативным проявлениям.

В действительности конфликт эгоистических интересов субъектов предпринимательства сочетается с достижением согласия интересов,необходимость в котором вытекает из заинтересованности каждого предпринимателя в получении общественного признания своей деятельности для обретения успеха в бизнесе и получения выгод. Заинтересованность в общественном признании проявляется посредством общественных интересов субъектов предпринимательского бизнеса.

Под общественными интересами субъектов предпринимательского бизнесапонимают осознанные потребности субъектов бизнеса в деловой деятельностина благо других членов общества, а также общества как единого целого. Стараясь получить общественное признание, субъекты предпринимательского бизнеса постоянно оказываются необходимыми друг другу. Общественные интересы не привносятся субъектам бизнеса извне, они формируются в процессе самой предпринимательской деятельности. Именно поэтому эффективный предпринимательский бизнес является общественно полезным и общественно значимым делом.

Профессиональные предприниматели заинтересованы в получении высоких оценок своего бизнеса. При этом потребность в общественном признании деловой деятельности субъектов бизнеса и результатов этой деятельности нельзя рассматривать как форму проявления альтруизма и человеколюбия. Данная потребность обусловлена необходимостью:

— обмениваться результатами труда (товарами, услугами, работами) в условиях разделения труда в обществе;

— общественного сопоставления действий и результатов деятельности конкурентов, выявления степени конкурентоспособности каждого из них.

Общество людей нельзя воспринимать как механическое соединение субъектов бизнеса, разобщенных эгоистическими интересами. Бизнес всегда связан с обменом деятельностью в целях обеспечения доступа людей к различным благам для более полного удовлетворения своих потребностей. Ни один предприниматель не вправе полагаться лишь на собственные силы. Он вынужден обмениваться результатами деятельности с другими предпринимателями, а это предполагает разделение и специализацию труда каждого из них на профессиональной деятельности в том или ином секторе рынка. При этом каждый предприниматель работает на себя, на удовлетворение своих потребностей, но вместе с тем, специализируя свою деятельность, предприниматели работают на удовлетворение потребностей своего окружения, обеспечивая его товарами, услугами, работами. Следовательно, они вступают в бизнес, подчиняясь имеющимся общественным интересам.

При этом субъекты предпринимательского бизнеса ставят следующие цели:

— произвести обмен результатами труда;

— добиться наибольшего эффекта в удовлетворении потребностей конечных потребителей;

— обеспечить успехи в конкуренции;

— сохранить и укрепить партнерские отношения в сфере бизнеса;

— создать и воспроизвести привлекательный общественный имидж своей деятельности.

Субъекты предпринимательства не могут постоянно навязывать свои интересы потребителям и поставщикам, ибо они зависят от потребностей первых и от возможностей вторых на фоне конкуренции с соперниками. Поэтому они вынуждены постоянно думать не только о собственном процветании, но и о благополучии своего окружения, с которым они связаны цепочками деловых отношений. Победителями в конкуренции становятся лишь те предприниматели, которые доказали обществу наличие у них конкурентных преимуществ.

Руководствуясь своей потребностью, стремясь увеличить свое благосостояние, всякий субъект предпринимательского бизнеса по необходимости делает то, в чем нуждается общество. Успех в предпринимательском бизнесе имеет одновременно и эгоистическую и общественную природу. Он достигается вследствие реализации субъектами бизнеса и эгоистических, и общественных интересов. Эгоистические и общественные интересы не соотносятся между собой как первичные и вторичные, они абсолютно равнозначны и проявляются в деятельности людей одновременно.

Обе стороны — и частная, и общественная — в одинаковой степени выражают природу бизнеса. Бизнес как частное дело не может состояться без его общественного признания, и наоборот — общественное признание никогда не состоится без частной инициативы. Поэтому «бизнес для каждого» всегда сочетается с «бизнесом для всех».

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.