Делает бизнес на еде
Друзья из Ярославля запустили сервис по доставке еды, но через 10 месяцев проект оказался на грани развала.
Влад вышел из бизнеса, а потом перезапустил его с новым партнером. Сейчас сервис приносит им 120 тысяч рублей в месяц.
В конце 2016 года Влад с другом Николаем решили запустить бизнес по доставке готовых обедов ресторанного уровня. Они видели такие сервисы в Москве.
Влад пытался похудеть и знает, как сложно питаться правильно самостоятельно: надо рассчитать соотношение белков, жиров и углеводов, закупить продукты и приготовить. Поэтому он предложил решать боли таких же клиентов, как он, и доставлять здоровые обеды ресторанного уровня.
Влад продвигал разные компании в социальных сетях и не хотел бросать работу. Николай взял на себя большую часть задач: его доля составила 70%, Влада — 30%.
Первый запуск за 240 000 Р
Одновременно сделали сайт и наняли повара с диетологом, которых тоже нашли через «Авито». За 2 вечера Влад и Коля придумали меню из 70 блюд: смотрели на опыт других сервисов, учитывали себестоимость и слушали советы диетолога и повара. Тестировали рецепты дома на кухне.
Первые 2 недели еду готовили в собственной посуде, потом купили новую на 15 тысяч рублей из оборота. Остальное докупали постепенно: мясорубки, блендер, терки, вырезатель сердцевины для яблок, вафельницу, аэрогриль, соковыжималку, открывашки, удалитель косточек, форму для укладки еды и запекания, кофемолку — чтобы измельчать в ней орехи.

Чтобы стартовать, нужно уведомить об открытии Роспотребнадзор. Заведение должно подготовить документы и разрешения, соблюсти санитарные и противопожарные правила. В течение 3 лет в любой момент могут прийти проверяющие и потребовать документы. За 2 года работы до предпринимателей никто не дошел. В уголке покупателя находится книга отзывов и предложений, тексты законов «О защите прав потребителей», «О защите юридических лиц», правила торговли и оказания услуг и санитарно-эпидемиологические требования.
Сотрудникам, которые контактируют с продуктами, нужны санитарные книжки. Предприниматели нанимали опытных поваров, у которых они уже были.
Затраты на запуск — 240 000 Р
Что пошло не так
Новую площадку в 47 м² нашли за 5 дней и снова на «Авито», но начались новые проблемы.
Меню получилось плохо сбалансированным: клиенты жаловались на вкус, качество продуктов и рецепты. Попробовав сервис неделю, они не заказывали доставку снова.
Противоречия и ошибки в управлении накапливались, а клиенты продолжали отказываться от услуг компании. С марта 2017 года проект ушел в минус, и Влад вышел из бизнеса.
Второй запуск за 650 000 Р
Они узнали, что Коля продает «Все готово» за долги. В октябре 2017 года Денис выкупил бизнес за 350 тысяч рублей — такую сумму Николай задолжал поставщикам и друзьям. К Владу и Денису отошли: бренд, технология, помещение, маркетинговые каналы и меню.
Предприниматели наняли администратора, менеджера по продажам, закупщика и курьеров. На дополнительное оборудование, мебель, маркетинг и новый сайт потратили еще 300 тысяч рублей.
Помещение и ремонт
Чтобы сэкономить, почти все работы Влад делал сам: установил вытяжку, сантехнику на кухне, сделал сухой склад для хранения нескоропортящихся продуктов, облицевал стены на кухне плиткой.
Коммерческое кухонное оборудование потребляет больше тока, чем домашнее. Например, духовая печь работает без перерыва по 8 часов — обычная бытовая сеть не выдержит, в ней все перегреется, замкнет и работа всей кухни встанет. Пришлось менять проводку, а еще сделали так, чтобы каждый аппарат работал независимо от других. Теперь, если что-то перегорит, оборудование просто включат в другую розетку. Расчет и план индивидуальной проводки у электрика обошелся в 15 тысяч рублей. С работами помогли друзья.
Производство
Каждый месяц Влад спрашивает у сотрудников, что докупить. Например, не хватает кастрюли и приходится работать на полтора часа дольше — значит, покупают ее. Покупками занимается администратор. На траты выделяют 10 тысяч рублей в месяц. Они накопительные: все, что не потратили в этом месяце, можно использовать в следующем, и наоборот. Если в мае купили что-то на 9 тысяч рублей, то в июне можно потратить уже 11. Но если в июле пришлось потратить 15 тысяч рублей, то в августе на модернизацию останется только 5 тысяч. Это удобно — можно четко планировать траты и не выходить за бюджет.
Еще 5 тысяч каждый месяц уходит на хозтовары: моющие средства, средства личной гигиены для поваров и уборщиков, бахилы, перчатки, шапочки, тапочки и губки.
Сэкономить можно на мебели. Например, новые разделочные столы из нержавеющей стали стоят 3000–5000 рублей за штуку. Влад купил 5 подержанных за 10 тысяч. Два дня он отмывал, чистил, собирал и полировал их, зато сэкономил 15 тысяч рублей.


Мебель, техника и посуда на кухню — 157 000 Р
Мебель и техника в офис — 71 000 Р
Меню и продукция
До перезапуска было единое меню на неделю без вариантов — 1200 килокалорий по три блюда в день. Клиентам это не нравилось: кто-то хотел меньше, кто-то больше. Сейчас у «Все готово» 13 вариантов меню: с учетом калорийности, количества приемов пищи, продолжительности программы и дней недели.
Если клиент не знает, что ему нужно выбрать для цели, он может бесплатно проконсультироваться с диетологом по интернету. Часто составляют индивидуальное меню: например, один клиент не ест курицу — вместо нее в блюдо кладут говядину.

Важно, чтобы готовые продукты выглядели как на фото. За этим следит администратор и сам Влад. Иногда выкидывают и переделывают десятки порций из-за несоответствия их внешнего вида эталонному. Если не переделывать, можно потерять клиентов.
Сотрудники
У всех сотрудников, имеющих доступ на кухню, должна быть санитарная книжка и пройденные медобследования. Санитарных книжек нет только у курьеров.
Рабочая смена начинается в 13 часов и заканчивается в 22. В смене работают 2 повара и 1 помощник. В течение дня повара готовят обеды на завтра, упаковывают и до утра оставляют в холодильнике. Если повара не успевают приготовить заказы до 22 часов, им оплачивают такси до дома. Такое случается несколько раз в месяц. Сверхурочная работа оплачивается дополнительно.
Администратор принимает звонки и общается с клиентами. Он составляет карту заказов на завтра, ведет внутренние документы (акты списания, закупок) и смотрит за сроком годности продуктов. Еще администратор следит за здоровьем персонала и каждое утро проверяет, нет ли на коже работников сыпи или порезов.
Закупщик отвечает за поставщиков. Он заказывает продукты, следит за их качеством, работает с документами и проверяет лицензии. Каждую поставку овощей и фруктов проверяет на наличие нитратов. Если их больше нормы, продукты возвращаются поставщику на замену — этот пункт тоже прописан в договоре. Такое случается 4–5 раз в месяц. Тогда закупщик сам идет покупать продукты в магазине или на рынке. У «Все готово» 6 крупных поставщиков и десятки мелких — магазины и рынки.
Упаковка и доставка
После перезапуска картонные контейнеры заменили на пластиковые от ярославского поставщика — они герметичные и не протекают. Одна штука стоит 7 рублей. Полный набор упаковки на 5 блюд с меню и наклейками, рассчитанный на день, обходится в 30–40 рублей.
Утром курьеры приезжают за заказами и доставляют их с 6 до 11 утра.




Клиенты и маркетинг
Клиенты «Все готово» разбираются в качественной продукции, им важны детали: дизайн упаковки, качество блюд, уровень сервиса. Например, один клиент попросил заменить хмурого курьера, потому что хотел по утрам быть в хорошем настроении и общаться с жизнерадостным человеком.
Сервис не платит блогерам — вместо этого он неделю привозит им готовые блюда, а взамен просит 2 честных отзыва. Отзывы никак не согласовываются — предприниматели хотят узнать честное мнение. Когда отзывы плохие, причину исправляют: меняют поставщика, рецепт или заменяют блюдо.
Результаты и планы
В конце мая ребята нашли партнеров, которые открыли филиал сервиса в Рыбинске. Пока доставка там работает в минус.