Ценовая политика в малом бизнесе
Разработка ценовой политики предприятия
Многие компании пренебрегают разработкой подхода к ценообразованию и назначают стоимость товара интуитивно, а если и на основе расчетов, то зачастую делая их в последний момент. Однако цену нужно не придумывать, а рассчитывать. Причем решение не должно приниматься главой компании в одиночку. Необходимы последовательные и всесторонне продуманные действия по определению ценовой политики и ее реализации силами всех компетентных специалистов. Если уровень цен на товары компании меняется слишком часто, это говорит о слабой проработке ценовой политики. На это же указывают претензии участников сбытового канала по поводу недостаточности доли прибыли. Решить проблемы с ценообразованием можно, лишь используя системный, продуманный подход.
Ценовая политика — это базовая вещь, по сути, поведенческая философия, общие принципы, которых компания собирается придерживаться на рынке.
Принципы ценовой политики
Одним из принципов ценовой политики является целенаправленность, то есть соответствие принимаемых решений в отношении цены достижению конкретных бизнес-целей. Кроме того, необходим всесторонний учет маркетинговой информации. Цена на конкретный продукт должна основываться на знаниях о потребителе, собственных затратах, ценах конкурентов и их ценовой политике, государственном регулировании отрасли. Подход к определению цены должен быть комплексным, решение должно рассматриваться и приниматься в неотрывной связи с товарной политикой, сбытовой стратегией, коммуникационной и сервисной деятельностью маркетинговой активности фирмы. Ценовые решения должны сочетаться с решениями, принятыми в области товарооборота, сбытовой логистики, рекламной политики. А ценообразование и другие маркетинговые инструменты должны рассматриваться как элементы, вызывающие эффект синергии от их совместного применения. В процессе ценообразования нужно быть готовым проявить гибкость, если произошла переоценка основных базовых позиций.
Осознанная ценовая политика
Компаниям следует разработать свою ценовую стратегию, а затем и ценовую тактику, чтобы ценовая политика фирмы могла считаться осознанной. Ценовая стратегия — это долгосрочные и среднесрочные решения по установлению и изменению цен, то есть некий фарватер, направление движения в сторону достижения целей всего бизнеса. Отдельную ценовую стратегию можно разрабатывать для конкретных рынков, разных товаров, стадий их жизненного цикла, времени существования фирмы на рынке и других ситуаций.
Что касается ценовой тактики — это мероприятия краткосрочного и разового характера, к примеру скидки и надбавки. Тактические приемы используются в случае, если на рынке меняется конъюнктура или, к примеру, менеджеры допускают ошибки. В результате происходят деформации в деятельности производственных подразделений и сбытовой сети. К примеру, товар задержался на складе, это привело к дополнительным расходам на хранение, следовательно, цену необходимо корректировать в сторону увеличения. Но если из-за задержки срок годности продукта почти подошел к концу и нужно сбыть товар как можно скорее, конечно же, нужно срочно объявить о скидках. Тактические действия могут привести к полному противоречию с общей стратегией в этой области, но к подобным сюрпризам нужно быть готовым всегда, если фирма хочет выжить в конкурентной среде.