Цели и задачи бизнес проекта

Разработка бизнес-плана начинается с постановки целей. Причем, Вы должны определиться с несколькими вещами. Во-первых, понять, чего Вы хотите, какие цели преследуете лично для себя, зачем Вам нужен задуманный проект. Далее Вы должны сформулировать цель своего бизнеса, проекта, над которым решили работать. Ну и, наконец, определиться с тем, для чего Вы пишете бизнес-план.
Стоит отметить, что поставленная цель проекта в ходе разработки бизнес-плана и проведения анализа может измениться или сменить направление. Поэтому можно сказать, что к цели проекта Вы должны постоянно возвращаться, пока составляете бизнес-план. В ходе работы над проектом, исходя из главной цели ,разрабатывается стратегия, а цель разбивается на несколько этапов и более узкие конкретные задачи.
Очень часто самым сложным этапом при постановке целей является формулирование личной цели, самоопределение. Этот этап может затянуться. Причем, у кого-то он затягивается на годы… Не позволяйте себе этого, работайте над собой, форсируйте события. О постановке личной цели читайте здесь.
Важно понимать, что Ваша личная цель должна приносить пользу обществу. Почему это важно? Чтобы оградить себя заранее от внутриличностных конфликтов и спустя годы не пожалеть о том, чему Вы посвятили свою жизнь.
Ваш бизнес должен вписаться в Вашу личную цель, а цель бизнеса не должна противоречить цели личной.
Этот начальный этап работы над бизнес-планом должен закончиться четко и лаконично сформулированной целью бизнес-проекта и конкретного документа — бизнес-плана.
Сформулированные цели Вы должны изложить на бумаге. Каждая цель нуждается в тщательном обосновании и проверке на осуществимость. Бизнес-план решает именно эту задачу: Вы просчитываете, насколько все осществимо, проверяете, взвешиваете, корректируете. Если Вы в ходе составления бизнес-плана поймете, что цель недостижима на данный момент, слишком рискованно или неоправданна, то от нее можно либо отказаться, либо отложить ее до лучших времен.
Первый этап бизнес-плана направлен на то, чтобы знать, к чему нужно идти и представить для себя, как будет выглядеть конечный результат проекта. Цель должна конкретно и однозначно демонстрировать Вашу компетентность, понимание вопроса и серьезность намерений автора бизнес-плана.
При формулировании целей важно применять SMART- подход.
Термин «SMART» — это аббревиатура, образованная от заглавных букв английских слов:
- Specific — конкретный;
- Measurable — измеримый;
- Achievable — достижимый;
- Realistik — реалистичный/прагматичный;
- Timed — определенный по времени.
Ваши цели должны удовлетворять этим требованиям. То есть, цели должны быть конкретными, ясными и хорошо Вам понятными; они должны быть измеримыми (например, в деньгах) ; достижимыми с учетом внутренних и внешних ресурсов компании; реалистичными, то есть вписываться в настоящие условия и обстоятельства; определенными во времени, то есть иметь конкретную дату достижения и охватывать определенный временной промежуток.
Цели — это результаты, которых Вы стремитесь достичь.
Хорошо, если Вы уже на начальном этапе сформулируете не только общие цели проекта, но и цели, соответствующие разным аспектам деятельности компании и в то же время разделам бизнес-плана.
- Финансовые цели.
- Производственные.
- Цели научных новых разработок.
- Маркетинговые цели.
- Цели относительно безопасности компании.
- Кадровые цели.
Цели формулируются, на основе главной цели, и являются почвой для разработки стратегии и тактики, определяют области сбора информации и критерии для выбора стратегии.
Пример постановки целей.
Цель проекта: организация деятельности Интернет-магазина продуктов питания и получение ежегодной прибыли в размере 3 млн руб, достижение точки безубыточности через 6 месяцев.
Маркетинговая цель: стать лидером среди Интернет-магазинов продуктов питания в Москва.
Социальная цель: создать в рамках проекта службу помощи молодым мамам, а также старикам и инвалидам, облегчить уход за ними их детям.
- Обосновать прибыльность и рентабельность проекта открытия ООО «Онлайн-продукт».
- Доказать возможность возвратности инвестиционных средств на заданных условиях.
- Разработать план действий.