Цели бизнеса в россии

Цель бизнеса

Что вообще такое «бизнес»? Это слово стало активно использоваться в нашей стране с конца 80-х, когда советским людям «разрешили» заниматься предпринимательством; однако даже сейчас, когда «новая Россия» давно построена, действительное значение слова «бизнес» россиянам остаётся неведомо. Отчасти это — остаток коммунистической пропаганды, накрепко засевший в души жителей нашей страны: западных капиталистов советская идеология представляла как сплошь откровенных разбойников, а собственные предприниматели (нелегальные, разумеется) в лучшем случае объявлялись тунеядцами, а в худшем — изменниками родины и расстреливались.

Вторая причина — реалии современной России: государством искусственно созданы условия, при которых более-менее жизнеспособными предприятиями оказываются только торговые точки. Ставки по кредитам для предпринимателей столь высоки, что кредит выгодно брать только с целью быстрых торговых операций (там купил партию китайских шмоток — тут их продал); а своими силами создать предприятие куда труднее. Вот и сформировалось у наших граждан представление о том, что бизнес — это торговля.

На самом деле в английском языке слово business означает «дело», «занятость», «профессиональная трудовая деятельность». Другими словами, термин «бизнес» применяется, прежде всего, в отношении производства и каких-либо специфических услуг, требующих особой подготовки, а для торговой деятельности применять это слово, скажем так, не совсем корректно — торговать умеет любой желающий, даже неграмотный. Слово business также обозначает некоммерческую трудовую деятельность и вообще дела, интересы, увлечения. Например, стандартный диалог: «How are you? — It is not your business!» — «Как поживаешь? — Не твоё дело!».

Торговля может стать полноценным «бизнесом» только тогда, когда владелец торговой точки вкладывает в неё максимум средств, знаний и умений: продумывает дизайн помещения, нанимает опытный персонал, грамотно организует управление и, главное, реализует товар, уникальный и необходимый в данной местности. Увы, большинство отечественных «предпринимателей» (по сути — продавцов) халатно относится даже к такой, не особо сложной деятельности.

Последний пункт из перечисленных особенно важен, поскольку только он, в основном, влияет на достижение цели бизнеса в российском понимании — получения прибыли. Чтобы заниматься торговлей и заработать на этом приличные деньги, надо продавать то, что в данной местности никто больше не продаёт, но необходимость назрела. Это тоже отечественные «бизнесмены» понимать упорно не желают, в итоге, как сорняки, на каждом углу вырастают новые торговые точки — вплоть до супер-гипер-мега-маркетов, которые реализуют одни и те же виды товара (продукты, одежда, канцтовары, бытовая техника). В таком большом объёме эти товары никому не нужны, поэтому большой прибыли их владельцы не получают (за исключением фирменных, хорошо известных публике магазинов и торговых центров), а зачастую терпят убытки.

Самореализация

У частного предпринимательства на самом деле гораздо больше целей, нежели просто получение прибыли. Мало того — в развитых странах прибыль отодвигается на второй и даже третий план; жители этих стран озабочены в первую очередь самореализацией, определением своего жизненного пути и исполнением каких-то высших желаний. Поэтому малый и средний бизнес в западных странах представлен в куда большем «ассортименте», чем в нашей унылой нефтяной сверхдержаве. Огромную популярность там имеют частные художественные мастерские, студии звукозаписи, небольшие киностудии, телеканалы; существуют и предприятия, практически вручную производящие автомобили и мотоциклы — продукт это, конечно, эксклюзивный, штучный и дорогой, рассчитанный на особых клиентов. Такие конструкторы-любители вполне могли бы получать большой и стабильный заработок, открой они гипермаркет или ресторан (это и гораздо проще), но они этого не хотят — ведь для них принципиально то, что они производят.

Конечно, не стоит идеализировать западное общество и говорить, то у них там «всё хорошо». Потребительское общество, нежелание организовывать трудоёмкое дело, стремление к развлечениям и безделью — это всё впервые появилось «там» и в 90-е перекочевало к нам. Однако «там» это осознаётся как беда, даже национальная катастрофа, с которой нужно хотя бы пытаться бороться. А у нас это скорее воспринимается как норма жизни.

Стремление к прибыли, конечно, играет важную роль и «там». Всё-таки любой труд должен быть адекватно вознаграждён. Но западному обществу присущ рационализм, благодаря которому предприниматель тщательно вникает в механизм получения денег и всех прочих благ, а это делает его достаточно гибким и способным на новые свершения. Успешный предприниматель понимает, что производить или продавать даже «уникальный» товар вечно невозможно — рано или поздно количество такого продукта будет избыточным. И чтобы сохранить доходы, придётся осваивать новые отрасли.

Образцом такого отношения к бизнесу могут служить практически все японские и корейские компании, а также некоторые европейские — прежде всего Nokia. Молодому поколению Nokia запомнилась лишь как производитель мобильных телефонов; но в действительности данный этап существования компании занимал всего несколько лет, тогда как существует Nokia примерно полтора века. В 90-х эта компания была известна как производитель телевизоров (некогда — одна из самых известных марок, , ещё раньше — резиновых изделий (обувь, шины, камеры), ещё раньше — бумаги и верёвок; сейчас Nokia занимается телекоммуникационным оборудованием… Как только руководство фирмы чувствовало, что рынок начинает перенасыщаться данным видом продукции или появились более успешные конкуренты, она тут же осваивала что-то другое.

По такой же схеме работают не только крупные корпорации, но и мелкие предприятия. А вот в нашей стране такая схема пока что малопопулярна. «Автомобильный гигант» из Тольятти в принципе не способен производить машины, сравнимые с мировыми брендами, однако не спешит пробовать что-то новое. Да и самореализации там не замечается: известно, что большая часть персонала «Автоваза», в том числе высший менеджмент, работает спустя рукава, «идейных автопроизводителей» среди работников нет.

Схема повышения стоимости бизнеса

Желание сказать своё слово

Непонимание сущности предпринимательства в нашей стране прослеживается буквально во всех сферах — будь то производство стройматериалов, курсы иностранного языка, торговля или музыкальная группа. Россияне, которые хотят добиться успеха, ориентируются на «востребованные» товары, группы играют «популярную» музыку и т. д. Предприниматели (и в широком, и в узком смысле) ориентируются на мировые образцы или на своих более успешных сограждан. «Креативщики» слепо перенимают идеи и следуют стереотипам не только потому, что так проще: они уверены, что нестандартный (а тем более абсолютно новый) продукт не привлечёт внимания. Но эта стратегия сама по себе обречена на провал по вполне банальной причине: публика постоянно требует нового, и тратить деньги на «то же самое» согласятся немногие. Тем более что отечественные «креативщики» не обладают достаточными средствами и знаниями, чтобы качественно скопировать фирменные образцы, и «то же самое» выходит на порядок ниже.

Конкретный пример — кинопродукция Фёдора Бондарчука. Пока этот режиссёр снимал клипы и рекламные ролики, его продукция была относительно годной. Когда же он замахнулся на блокбастеры, это вызвало по большей части смех и непонимание. Видимо, не осознавая этого, Бондарчук с гордостью говорил, что его «Обитаемый остров» по спецэффектам и качеству съёмок «почти сравнялся с голливудскими фильмами». Так почему же фильм провалился в прокате, несмотря на то, что стал самым кассовым по сравнению с другими отечественными фильмами? Именно потому, что зритель не станет платить за «почти голливудский» продукт, если имеют возможность заплатить столько же за голливудский как таковой — гораздо более качественный и интересный.

Конечно, встречаются в нашей стране исключения. Например, антикафе — принципиально новый вид общественных заведений, изобретённый Иваном Митиным. Идея этого предпринимателя оказалась настолько успешной, что завоевала даже европейский мир. Подобные заведения привлекают больше посетителей, чем традиционные кафе и рестораны. Но успех этого бизнеса в некотором смысле можно назвать случайностью: первое своё заведение Митин сделал полностью некоммерческим — посетители оставляли столько денег, сколько им не жалко, и лишь высокая плата за аренду помещения привела к необходимости ввести фиксированную плату за нахождение в антикафе. В полноценный бизнес антикафе превратили другие предприниматели, далёкие от филантропических настроений основателя.

Увы, «исконно российская» бизнес-идея для большинства россиян оказалась экзотикой. Формат антикафе предлагает значительные возможности для провинции: открыть и обустроить такое заведение дешевле и проще, оно гарантированно привлечёт большие массы людей, а «внутреннее содержание» предприятия определят сами посетители: это может быть не только еда, но и швейные мастерские, художественная студия, мини-театр, организация поэтических вечеров… В качестве антикафе можно использовать любое помещение — хоть недостроенный частный дом. Однако провинциальные предприниматели (в том числе потенциальные) отчего-то боятся открывать антикафе, предпочитая традиционные формы; о том, кто такой Иван Митин, не знает почти никто в этой стране. Антикафе пока что стали достоянием только больших городов.

Гораздо больше россиян знают имя Павла Дурова. Этот молодой человек очень быстро стал миллиардером (хоть и рублёвым)… не стремясь к этому специально. Прежде всего он был увлечён своим детищем — социальной сетью, основанной на идее «Фейсбука», но имеющей в определённом смысле иное содержание. Деньги «посыпались ему на голову» только потому, что он создал оригинальный продукт и много работал над ним — можно сказать, жил внутри него. Даже теперь, когда Дуров продал «ВКонтакте» другим предпринимателям, он остаётся авторитетным человеком для специалистов, продолжающих работать над проектом.

Все эти люди изначально не определяли свою деятельность как «бизнес» в российском понимании, то есть как проект для быстрого получения прибыли. Но это, безусловно, был бизнес в международном понимании — желание предложить человечеству нечто новое, добиться в этом успеха и получить адекватную награду за свой труд. Вот она — настоящая цель бизнеса.

Один из самых богатых людей мира как-то сказал: хочешь добиться быстрого результата — становить разносчиком пиццы; всё остальное требует времени и усилий.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.